Паника имеет массовый характер явления, решающим фактором паники почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности общества группы или толпы) Паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо дезорганизация планомерных действий. Различают массовую и индивидуальную панику.
Выделяют четыре комплекса факторов превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.
Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники. Общепсихологические факторы - неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно, низкий уровень групповой сплоченности. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количеств людей различно: групповая — от 2-х-3-х до нескольких десятков и сотен человек (если они разрозненны), а массовая — тысячи или гораздо более, к тому же массовой можно считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, здании) ею охвачено большинство людей. Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. в этом смысле выделяют легкую, среднюю и панику на уровне полной невменяемости
|
|
Механизмы развития паники. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации - молодые и неопытные. Их испуг проявляется криками - односложными фразами («Пожар!») или междометиями, — выражением лиц и суетливыми телодвижениями. Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.
|
|
Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.
Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной человек от испуга может броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные. Психологический момент является самым подходящим для перелома ситуации человеком или небольшой группой лиц готовых взять на себя руководство. Предотвращение и ликвидация массовой паники.
Чрезвычайно важен учет общепсихологического фактора паники: прежде всего, своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия, при этом очень многое зависит от формы подачи информации - с акцентом на угрозах или на способах противодействия.
Еще один прием - коллективное пение хорошо известной ритмической песни. Действующая толпа аритмична и поэтому ритмический звук стимулирует превращение её в экспрессивную или в данном случае, препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. Такой ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но при отсутствии таковых не следует терять голову.
В преддверье и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор. Известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим образом изменяло настрой массы.
Очень важно для ликвидации паники использовать психологический момент, о котором говорилось ранее, являющийся наиболее подходящим для начала эффективного руководства толпой,. Например, используется привычное стимулирование. Люди привыкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализироваться при громком включении первых же актов. Другой прием - применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую «оторопь», люди на секунду застывают - и становятся доступны для организующего воздействия. Все эти приемы предполагают наличие людей не поддавшихся общему состоянию и готовых взять руководство на себя.
Правила индивидуальной безопасности в толпе (отставной офицер одной из латиноамериканских спецслужб): не лезь в толпу бесплатно (т.е. когда не находишься на работе и не выполняешь задание; не лезь зря, держись от толпы подальше); проникая в толпу, подумай как будешь из неё выбираться (т. е. не зная броду не лезь в воду); оказавшись в толпе случайно, представь, что находишься на работе (т.е. сосредоточься, не теряй голову, не поддавайся эмоциональному кружению и вспомни о том, чему обучен).