Коллективные и индивидуальные формы панических реакций в ЧС, условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения при проведении спасательных работ

Паника имеет массовый характер явления, решающим фактором паники почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности общества группы или толпы) Паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого са­моконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо дезорганизация планомерных действий. Различают массовую и индивидуальную панику.

Выделяют четыре комплекса факторов превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это мо­гут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государствен­ный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обуслов­лена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типич­ными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ стано­вятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального на­пряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники. Общепсихологические факторы - неожиданность, удивление, испуг, вызванные недо­статком информации о возможных опасностях и способах противодействия. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и вы­сокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно, низкий уровень групповой сплоченности. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количеств людей различно: групповая — от 2-х-3-х до нескольких десятков и сотен человек (если они разрозненны), а массовая — тысячи или гораздо более, к тому же массовой можно считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, здании) ею охвачено большинство людей. Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. в этом смысле выделяют легкую, среднюю и панику на уровне полной невменяемости

Механизмы развития паники. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяю­щийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации - молодые и неопытные. Их испуг проявляется криками - односложными фразами («Пожар!») или междометиями, — выражением лиц и суетливыми телодвижениями. Эти люди стано­вятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная ин­дукция и нагнетание эмоционального напряжения. Далее, если не приняты своевремен­ные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на пси­хику. По той же причине, для противодействия панике, коллективной или индивидуаль­ной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.

Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологичес­кий момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной человек от испуга может броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные. Психологический момент является самым подходящим для перелома ситуации челове­ком или небольшой группой лиц готовых взять на себя руководство. Предотвращение и ликвидация массовой паники.

Чрезвычайно важен учет общепсихологического фактора паники: прежде всего, свое­временное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия, при этом очень многое зависит от формы подачи информации - с акцентом на угрозах или на способах противодействия.

Еще один прием - коллективное пение хорошо известной ритмической песни. Дейс­твующая толпа аритмична и поэтому ритмический звук стимулирует превращение её в экспрессивную или в данном случае, препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. Такой ритм может сыграть позитив­ную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но при отсутствии таковых не следу­ет терять голову.

В преддверье и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно ис­пользован юмор. Известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим об­разом изменяло настрой массы.

Очень важно для ликвидации паники использовать психологический момент, о кото­ром говорилось ранее, являющийся наиболее подходящим для начала эффективного руководства толпой,. Например, используется привычное стимулирование. Люди при­выкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализироваться при громком включении первых же актов. Другой прием - применение более сильного шокового воздействия. Например, вы­стрел в закрытом помещении способен произвести новую «оторопь», люди на секунду застывают - и становятся доступны для организующего воздействия. Все эти приемы предполагают наличие людей не поддавшихся общему состоянию и готовых взять ру­ководство на себя.

Правила индивидуальной безопасности в толпе (отставной офицер одной из латиноа­мериканских спецслужб): не лезь в толпу бесплатно (т.е. когда не находишься на работе и не выполняешь задание; не лезь зря, держись от толпы подальше); проникая в толпу, подумай как будешь из неё выбираться (т. е. не зная броду не лезь в воду); оказавшись в толпе случайно, представь, что находишься на работе (т.е. сосредоточься, не теряй голо­ву, не поддавайся эмоциональному кружению и вспомни о том, чему обучен).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: