Ю.Н.Куранов (на примере повести «Звучность леса»)

1) Эпиграф «Являться муза стала мне», строки пушкинских стихотворений «Устав от долгих бурь…», «Спой мне песню, как синица…» и место действия (Тригорское, Савкино, Сороть) – все указывает на обращение к пушкинской теме.

2) Звучание окружающей жизни интересует автора, но услышит его только человек добрый. Ели, березы, озеро, ворона, колокол, сосны, мороз имеют свой свет и звук и помогают слышать время, которое в «в городе, среди шума и скорости действий, событий, совсем не слышно».

3) На тринадцать глав в рассказе приходится тринадцать «кто-то»: ест, стоит, ходит, сидит, положил, цвиркнул, всхлипывал, шел, забыл или оставил, скрипит, вдохнет. Эти «кто-то» говорят о тайне жизни, мира, может быть, о сказочном и неподвластном человеку.

4) Используя элементы фольклора, автор превращает лес в сказку, где камни обращаются в медведя, а тень – в парнишку в полушубке.

5) Любование природой, восторг от общения с ней заставляют писателя использовать окказионализм: «солнце ненаглядствовало».

6) Метафоры «дерево вдыхало», «солнце садиться в озеро», «солнце любовалось», «горят зеленые костры можжевельников», «голоса кленов и лип», «гремела весна», «тепло шагов» говорят о трепетном отношении автора к природе, и особенно к тем местам, что связаны с именем великого Пушкина. Перекличка с Пушкиным наблюдается в описании метели: «метель поднялась во все небо… Она подстерегала, всматривалась в окно, потом взвивалась и уносилась в сад. Сад стонал и, казалось, ломился от напора. В огне гудело, но сам огонь был веселым. И на сердце было спокойно». Гипербола, эпитет метафора, олицетворение, градация – приемы, которые использует писатель.

7) Ветка гелиотропа, инициалы А.П., Вульф, Михайловское, Тригорское через вьюгу переносят нас в 1824 г. и приобщают к пушкинской биографии.

8) Реальность и нереальность происходящего воплощаются в тексте через параллели времени настоящего и пушкинского, через таинственное «кто-то», сказочные элементы сюжета (приросшая к руке ветка яблони…), через имя девушки – Ау.

9) Точеность и точность прозы Ю.Н.Куранова ошеломляют. Например, приход весны: «С ветвей каплет. Звуки этих капель слышны далеко. Кап. Кап. Стук. Стук… Березы совсем зарумянились, … ветер тоже беспокоен… Он себе найти не может места. У него тревожная душа… Все обнажено – краски, звуки… гудят гуси, лают собаки. Вороны прямо рычат… Воздух телесно густ и душист… От него набухают глаза, тяжелеют веки, голову ломит». Человек и природа – это взаимосвязанные сосуды, утверждает писатель, используя звукоподражательные слова, олицетворение, метафору, инверсию…

10) Проблема счастья решена в повести весьма необычно: «… ты будешь счастлив, но жить тебе тревожно станет. Хотя ничего бояться не будешь… счастлив будешь тогда, когда не сможешь найти себе места». В ее решении я наблюдаю перекличку с одним из моральных законов: «Человек должен думать о своем совершенстве и заботиться о чужом счастье».

 

 

О.Б.Глушкин (на примере рассказа «Подземный Кениг»)

 1)В повествователе мы видим черты автобиографические: возраст, профессия, принадлежность времени (доперестроечное - послеперестроечное). «Ветер времени», от которого не спрятаться, по мнению автора, помогает вспомнить афоризм: «Уж если вышел времени навстречу, души от ветра времени не прячь».

2) Город подземный – отражение сознания героя. И, конечно, это развернутая метафора о страданиях нашего драгоценного собственного «я».

3) Путешествие повествователя по подземному городу с Хохриком, его бывшим другом, ныне бомжем, ассоциируется с «Божественной комедией» Данте. Интертекстуальность – примета стиля писателя.

4) Идея жертвенности (Йя готова стать женой крысиного короля во спасение всего живого) через женские образы – выражение черт национального характера.

5) Элегический, иронический и одновременно философский финал вызывает сомнение в постулате «Завтра лучше, чем сегодня и вчера».

6) Прерывистый сюжет, действие происходит и в подземном городе – виртуальная реальность, и в прошлом – доперестроечное время – реальность; кольцевая композиция, параллелизм проясняют мировоззрение автора. Мы имеем возможность увидеть его отношение к истории, войне, его понимание свободы-несвободы, его представление о судьбе творческой интеллигенции, способах зомбирования масс и реформирования общества.

7) Ответы на актуальные вопросы времени О.Б.Глушкин дает через судьбы своих персонажей, поставленных в сложные условия выбора и несущих свой крест как последствие собственного выбора, композицию, сюжет и Его Величество Слово.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев нравственную проблематику в произведениях писателя-классика Ю.Н.Куранова и писателей-современников В.Б.Соловьевой и О.Б.Глушкина, отмечаем перекличку авторской тематики, неожиданное созвучие творческих индивидуальностей.

Названия произведений символизируют ценность домашнего очага как опоры, корней, которые дают человеку устойчивость в жизни, способствуют обретению счастья, помогают сохранить душевное равновесие, согревают душу, делают человека Человеком. Дом - главная ценность для «самостоянья» человека. Тема весьма актуальная – 2008 объявлен годом Семьи в России.

Авторы утверждают, что путь, который человек выбирает или, не выбирая, все-таки идет по нему в силу обстоятельств, узнавая лучше себя самого и познавая окружающий мир, избирая различные способы самоутверждения, открывает истину-вершину как результат долгого, трудного движения к себе самому, своей душе.

Философское осмысление писателями человеческого прошлого и настоящего, ориентирует на нравственные истины, заданные Творцом, помогает вспомнить героев, побеждающих непредвиденные суровые и фантастические обстоятельства.

С истемы заглавий, собственных имен и географических названий позволяют обнаружить основные темы творчества и своеобразие картины мира писателей. Анализ нравственной проблематики книг проявляет особенности творческого мышления каждого из писателей: метафорическую емкость, «пейзажи души», «исторические и библейские видения», игру на смысловых оттенках одного слова.

Итак, нравственными ценностями для писателей являются совесть, человеческое достоинство, дом, семья, сохранение индивидуальности, жизнь в гармонии с природой и собой, милосердие, верность традициям страны, семьи, доброжелательность как основа взаимоотношений между людьми, осмысленное соблюдение библейских заповедей, свобода совести как залог успешности писателя. Эти нравственные идеалы и есть те вершины, что манят читателя, заставляют отправиться в путь, следом за писателем, первооткрывателем этих вершин. И вслед за ним открыть свои-его вершины. В этом какая-то тайна взаимоотношений читателя с писателем, тайна Литературы, да и вообще тайна Бытия…

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: