Рабочая программа учебной дисциплины
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
НАПРАВЛЕНИе ПОДГОТОВКИ 40.04.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»
кафедра
ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФИЛОСОФИИ
Москва 2020
Авторы-составители:
М.А. Горбунов, кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рабочая программа по учебной дисциплине «Философия права» подготовлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «магистр».
Рабочая программа печатается в авторской редакции
Обсуждена на заседании кафедры Теории, истории государства и права и философии (протокол № 4 от «23» апреля 2020 г.).
Зав. кафедрой теории, истории государства и права и философии
В.Н. Бабенко
© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины
Дисциплина «Философия права» относится к дисциплинам Базовой части Общенаучного цикла (М.1).
|
|
1.1 Цель преподавания дисциплины. Преподавание дисциплины строится с учетом задач, содержания и форм деятельности магистра – выпускника РПА Минюста России.
Целью преподавания дисциплины является формирование мировоззренческой и методологической культуры, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной работы в избранной сфере деятельности.
Задачи преподавания дисциплины
сформировать уровень философско-правовой культуры, необходимый для успешного осуществления следующих видов деятельности:
- правотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);
- правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм);
- правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц);
- экспертно-консультационная (оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов);
- организационно-управленческая (осуществление организационно – управленческих функций);
- научно-исследовательская (проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
|
|
- педагогическая (преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания).
В области воспитания личности целью преподавания является дальнейшее развитие социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая и научно-исследовательская культура.
Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины магистр должен приобрести компетенции, характеризующие его как магистра, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующую данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности, определяет профессиональную ценность выпускника и ему позволяют самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе преподавания дисциплины, указаны в соответствующем ФГОС.
В соответствии с действующим Госстандартом в результате изучения дисциплины (наряду с другими дисциплинами) магистр должен показать комплекс компетенций, развиваемых в процессе прохождения ООП. В результате изучения «Философия права» выпускник должен овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК и ПК).
Изучение дисциплины предполагает высокий уровень философской культуры магистра. В результате изучения дисциплины «Философия права» в соответствии с вузовской программой курса магистр должен:
знать:
- предмет философии, основные философские принципы, законы, категории; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций юриста;
- этапы развития мировой философии и философской мысли в России;
- основные философские направления и школы, выдающихся представителей философской мысли;
уметь:
- ориентироваться в системе философского знания как обобщенного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума;
- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности, эффективного обосновывать профессиональные научно-исследовательские программы, практические решения;
Владеть:
- самостоятельным анализоь философских проблем научной и практической деятельности;
- способностью ведения дискуссий по мировоззренческим и методологическим проблемам;
- системой философско-методологической информации.
В результате освоения дисциплины «Философия права» у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
|
|
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Код компетенций | Общие требования компетенций | |||||
Общекультурная компетенция ОК-1 | Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания | |||||
Общекультурная компетенция ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | |||||
Общекультурная компетенция ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | |||||
Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Качества обучаемого | Применяемые формы обучения | Средства и методы Контроля | ||||
Знания: -природы и сущности теории юридической процедуры; - формы юридической процедуры, их сущность и функции; | Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа | Контрольная работа Тестовые задания Доклад Коллоквиум | ||||
Умения: - анализировать государственно-правовые доктрины прошлых эпох, давать им научно-обоснованную оценку; - анализировать тексты нормативных правовых актов; | Практическое занятие Самостоятельная работа | Решение казусов Подготовка рефератов Написание статей | ||||
Навыки: - владеть понятийным аппаратом теории и методологии правовой системы; - работы с научными текстами. | Практическое занятие Круглый стол Самостоятельная работа
| Тестовые задания Рефераты Доклады Зачет | ||||
Характеристики уровней освоения компетенций в аспекте учебной дисциплины | ||||||
Уровни | Содержание | Формы развития | ||||
Минимальный | Понимание методологических и общетеоретических закономерностей развития юридической процедуры, возникающих при изучении теории юридической процедуры, профессиональную значимость дисциплины; готовность под квалифицированным руководством анализировать основные проблемы в изучении теории юридической процедуры.
| Выступления; доклады, рефераты; участие в обсуждениях на практическом занятие; выполнение заданий по решению казусов | ||||
Базовый | Минимальный плюс способность самостоятельно анализировать и разрешать проблемы в сфере теории юридической процедуры. | Подготовка рефератов; разработка презентаций; самостоятельное составление казусов права | ||||
Продвинутый | Базовый плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные правовые проблемы в сфере исследования методологических и теоретических аспектов теории юридической процедуры. | Выступления с докладами на конференциях и научных кружках; написание научных статей; участие в олимпиадах, конкурсах | ||||