Объясните, почему в последние десятилетия интенсивно развивается теория журналистики? Назовите объект и предмет этой науки

В связи с процессами глобализации системы массовой коммуникации, интеграции массовой информации в метасистему меняются функции, задачи, роль журналистики в мировой цивилизации.

Повышается потребность теоретического осмысления функционирования журналистики и тенденций ее развития.

Связи теории и практики журналистики основаны на взаимном обогащении.

Теория журналистики изучает практику, анализирует процессы, идущие в журналистике и прогнозирует ее развитие.

Журналисты – практики планируют свою деятельность, учитывая тенденции развития журналистики, выявленные теоретиками.

Объект теории журналистики – анализ журналистской практики: способы отражения действительности, система журналистики, ее роль, задачи, функции, ее взаимосвязь с другими социальными системами, ее строение, подсистемы, компоненты и законы их интеграции в целостную систему.

Предмет изучения теории журналистики – характер деятельности журналистики как социальной системы, ее законы и механизмы.

2. Дайте определения понятию «журналистика».

2.1. Определение М.М.Ковалевой

Журналистика – род общественной и творческой деятельности, содержанием которой является получение, обработка и распространение информации

2.2. Определение С.Г.Корконосенко

Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, периодическому распространению актуальной социальной информации, это система предприятий, продукция журналистской деятельности

2.3. Определение Л.Г.Свитич

Л. Г. Свитич, профессор МГУ, тоже дает определение журналистики через деятельность, но при этом вводит понятие «журнализм», под которым понимается информационное коммуникаторство или информационная медиация, тип деятельности, связанный с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизованной форме массовой вероятностной анонимной аудитории и организация социального диалога»

Объясните, чем они отличаются; какое определение, на ваш взгляд, наиболее адекватно отражает сущность и задачи журналистики в информационном обществе.

Отличаются: У Ковалевой более простое определение, но мне нравиться что она добавляет в определении журналистики понятие творческая деятельнось. Корконосенко добавляет, то что информация актуальная социальная и добавляет, что журналистика складывается и из системы предприятий. Конечно, у Свитича более полное определение, она говорит о ритмизованная форме( ритмическая) Нравится, что она говорит о социальном диалоге с аудиторией,как об одной из составляющих журналистики.

3. Какое определение понятию «журналистика» дает Е.П. Прохоров?

Журналистика как массово-информационная деятельность включает совокупность действующих сил. Их взаимовлияние определяет характер функционирования журналистики.

И журнали­стика как специфический социалньый  институт, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупно­сти каналов массовой информации различной социально-творческой на­правленности.

3.1. Почему оно считается универсальным?

Созданная им универсальная модель описывает и функционирование одного органа, и всей журналистики. Также Е.П. Прохоров выделил и дал определение каждому элементу данной системы.

3.2. Какие элементы системы журналистики он выделяет? Для характеристики каждого элемента системы подберите не менее двух примеров (каких именно учредителей СМИ вы знаете, какие государственные институты регламентируют деятельность журналистики, каких журналистов вы знаете, какие виды текстов, какие каналы (СМИ), какие типы аудитории, какие социальные институты вам известны)

Действующими силами» изучаемой системы являются

Учредитель, Руководящие органы, журналисты,тексты,канал,массовая аудитория,социальные институты,действительность

3.3. Опишите, как функционирует система.

Учредитель (У) - государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Кстати, существуют законодательные предположения о замене термина «учредитель» на «владелец», «вещатель». Деятельность У регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и др. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами. Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы),

регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов. Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке

массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д. Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски. Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов и т.д.), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам. Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою очередь оказываются аудиторией других средств массовой информации. Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений. Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.

Виды текстов 1. Новостной (информационный) информационные (новостные, репортажные, беседы, отчёт и собственно информационные статьи);

2. Аналитические (проблемные, рецензии, обзорные; некоторые сюда же причисляют и научно-популярные);

3. Публицистический стиль: Общими чертами этого стиля можно назвать: эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
оценочность и уверенность – для заинтересованности;
логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;легкое и внятное изложение.

Виды аудитории: Устойчивая аудитория не меняет своих предпочтений (совершает один и тот же выбор) на протяжении долгого времени. Устойчивой аудиторией анимационного кино являются дети, журналов о моде — женщины, корпоративной газеты — сотрудники организации.

Неустойчивая аудитория не обладает постоянными предпочтениями и привычками в отношении источника, типа и качества информации. Это те, кто в некоторый момент времени может отказаться от получения определенной информации или получения информации от определенного адресанта в силу каких-либо обстоятельств. К неустойчивым аудиториям можно отнести, например, аудиторию рекламных сообщений о туристических услугах, родителей студентов как аудиторию корпоративной университетской газеты, слушателей многих FM-станций, аудиторию биллбордов, размещенных вдоль дорог.

В зависимости от ориентации коммуникативных действий адресанта выделяют целевую, условную и нецелевую аудитории.

Целевая аудитория — это адресаты, на внимание к полученной информации и обратную реакцию которых в первую очередь рассчитывает адресант. Целевая аудитория пресс-службы университета — реальные и потенциальные студенты, инвесторы и партнеры; целевая аудитория научных журналов — ученые, специализирующиеся в определенной области знания; целевая аудитория школьных учебников — учащиеся средних учебных заведений и т.д.

Условная аудитория — все те, чье внимание к информации и чья обратная реакция могут интересовать адресанта, но кто все же не входит в зону первоочередного влияния коммуникатора. Это, например, органы власти и родители абитуриентов для пресс-службы университета; представители бизнеса, заинтересованные в коммерциализации научных достижений, — для редакции научного издания; родители школьников и авторы учебников — для издателей школьных учебников.

Нецелевая аудитория представляет собой совокупность адресатов, на которых не рассчитаны коммуникативные действия адресанта, но которые в силу каких-либо причин могут попасть в зону его информационного воздействия. Нецелевую аудиторию могут составлять: сотрудники производственных организаций, не заинтересованных в сотрудничестве с вузом, — для пресс-службы университета;

дети — для редакции научного журнала; студенты — для издателей школьных учебников.

По степени регулярности обращения к определенному источнику информации обычно выделяют регулярные и нерегулярные аудитории.

Регулярная аудитория — все адресаты, которые с определенной периодичностью обращаются к конкретному источнику или типу информации. Это могут быть, например, все те, кто покупает каждый номер какого-либо журнала, каждый вечер смотрит выпуск новостей на определенном канале, каждый месяц обновляет программное обеспечение конкретного производителя и т.д.

Нерегулярная аудитория — это те, кто обращается к определенному источнику или типу информации нерегулярно, в зависимости от интереса, случайно, по мере возможности. Нерегулярную аудиторию могут составить те, кто купил конкретный номер журнала только для того, чтобы прочитать интересующий материал; те, кто случайно пришел на сеанс фильма в кинотеатр; случайные зрители спортивного матча в баре.

В зависимости от возможности доступа к источнику или типу информации выделяют реальную и потенциальную аудитории.

Реальная аудитория — все те, кто имеет доступ к источнику информации и действительно является ее реципиентом. Например, это те, кто имеет возможность просматривать дома спутниковые каналы и действительно смотрит их.

Потенциальная аудитория — адресаты, которые имеют доступ к источнику информации, но не являются ее реципиентами, или не имеют доступа вообще, но в перспективе могут его приобрести. Это, например, те, кто проживает в зоне покрытия мобильной связи конкретного оператора, но еще не стал его действительным клиентом, или те, кто имеет дома компьютер и Интернет, но не пользуется ими.

Помимо этих характеристик важными являются также социально-демографические параметры аудитории — пол, возраст, социально-экономический статус, уровень образования, место жительства, семейное положение, вид деятельности и т.д. При обращении аудитории к конкретному источнику и типу информации важны также субъективные (интерес, фоновые знания, внимание, когнитивные особенности) и ситуативные факторы.

Особым типом аудитории является массовая аудитория, характерные черты которой существенно отличаются от таковых аудитории в групповой коммуникации.

Массовая аудитория. Основные черты массовой аудитории следующие.

Во-первых, одной из существенных особенностей массовой аудитории является то, что массовые сообщения достигают миллионов людей одновременно или в течение недолгого времени. Массовое оповещение, мобилизация, стимулирование определенных действий, сбор массовой информации — задачи, которые достигаются за счет этой особенности массовой аудитории, но также они способствуют реализации задачи социальной интеграции. В условиях одновременного получения информации аудитория становится единым целым, что особенно важно в контексте решения, например, государственных, макроэкономических, политических и образовательных задач.

Во-вторых, массовые сообщения адресуются аудитории как массе, т.е. как совокупности людей, объединенных на основе какого- либо одного или нескольких признаков (например, возраст, место проживания, пол и т.д.), а не разнородной группе. Это означает, что содержание сообщений для массовой аудитории редко характеризуется семантической сложностью, специфичностью, а чаще, напротив, — простотой, ясностью, доступностью, актуальностью и универсальностью.

В-третьих, массовая аудитория существует как таковая лишь в момент взаимодействия с источником массовой информации. В этом проявляется парадоксальный характер массовой аудитории — она существует до тех пор, пока «активен» источник информации или пока адресаты не потеряют интерес к транслируемой информации. Важно понимать также, что массовая аудитория — очень динамичная, мобильная аудитория. Конкретные зрители передачи или читатели журнала могут сменять друг друга, но их аудитория при этом остается более или менее постоянной, поскольку ее составляют все те, кто обладает важным для коммуникатора признаком (например, все автомобилисты, все женщины или все москвичи).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: