Перед постановкой парусов старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра. В таблице ниже приведены командные слова при постановке парусов и описаны соответствующие действия гребцов.
«Шабаш, рангоут ставить»
| Гребцы шабашат и прихватывают весла к бортам штертами уключин, чтобы они не скатывались при крене шлюпки. Крюки укладывают на весла, но штертами не прихватывают. Старшина переходит на кормовое сиденье. Гребец № 5 убирает гоночный номер. При стоянке у борта корабля или у пирса вместо этой команды подается команда «Рангоут ставить».
|
«Ворочай»
| Гребцы, положив одну руку на парус, а другую под него, переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке (глядя с кормы) шнуровкой вверх и быстро расшнуровывают чехол.
|
«Чехол снять»
| Парус снова переворачивают, но против часовой стрелки (в обратную сторону) и снимают чехол. Чтобы снять чехол, баковые гребцы берут край чехла, заворачивают его на длину вытянутых рук и передают средним гребцам. Средние гребцы заворачивают чехол дальше и передают его загребным, которые кладут свернутую часть чехла на неразрезную часть. Затем средние гребцы приподнимают кормовую часть паруса, а загребные сдергивают чехол и кладут его в свернутом виде на кормовой решетчатый люк.
|
«Рангоут разобрать»
| Гребцы правого борта переносят парус через голову и кладут на весла правого борта.
|
«Приготовиться рангоут ставить»
| Гребец № 5 откидывает наметку, а остальные приподнимают топ мачты и продвигают мачту в корму так, чтобы шпор оказался над степсом.
|
«Рангоут ставить»
| Гребцы № 1, 2, 3 и 4, не вставая, поднимают мачту в вертикальное положение. Гребцы № 5 и 6 направляют шпор мачты в степс. Гребец № 5 накидывает наметку и вставляет нагель. Старшина шлюпки убирает флаг, меняет румпель и переходит на кормовое сиденье.
|
| После постановки мачты гребцы правого борта переносят парус на середину, отдают штерты, которыми парус прихвачен к рейку, и передают их старшине шлюпки.
Гребец № 6 очищает ванты, передает гребцу № 5 правую вантину, вместе с гребцом № 4 основывает, осаживает и крепит талрепным узлом левую вантину (штерт-ванты пропускают три раза через вант-путенс снаружи внутрь и два раза — через коуш в огоне ванты изнутри наружу и обтягивают вантину снизу вверх).
Гребец № 5 принимает от гребца № 6 правую вантину, вместе с гребцом № 3 основывает, осаживает и крепит ее талрепным узлом.
Гребцы № 1 и 2 разбирают фок, очищая заднюю шкаторину, передают гребцу № 3 кливер, очищают и заводят фока-шкоты в фасонные обушки; гребец № 1 принимает от гребца № 2 левый фока-шкот и держит в руках оба фока-шкота.
Гребец № 3 передает кливер гребцу № 5, очищает переднюю шкаторину фока, основывает и держит в руках фока-галс.
Гребец № 5 принимает от гребца № 3 кливер, переходит с ним на носовой решетчатый люк и садится на него с левого борта, очищает переднюю шкаторину кливера, основывает и держит в руках кливер-галс.
Гребец № 6 очищает заднюю шкаторину кливера и кливер-шкоты, пропускает правый кливер-шкот под реек и передает его гребцу № 3, а левый кливер-шкот обносит вокруг вантины и передает гребцу № 4, берет и держит в руках фал.
Гребцы № 3 и 4 принимают от гребца № 6 кливер-шкоты, пропускают их через обушки на средней банке и передают гребцу № 2, следя за тем, чтобы правый кливер-шкот был также обнесен вокруг ванты и пропущен под реек.
Гребец № 4 очищает фал, надевает третную стропку на гак ракс-бугеля и берет в руки фал.
Старшина шлюпки руководит действиями гребцов, при осаживании вант следит за тем, чтобы мачта находилась точно в вертикальном положении.
|
«На фале»
| Гребец № 6 отвечает «Есть на фале» и держит фал в руках. Гребец № 5 держит кливер-галс. Гребец № 4 держит фал несколько выше гребца № 6. Гребец № 3 держит фока-галс. Гребец № 2 держит оба кливер-шкота. Гребец № 1 держит оба фока-шкота. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь на кормовом сиденье с наветренного борта.
|
«Паруса поднять»
| Гребцы № 4 и 6 поднимают паруса до места и крепят фал за нагель, находящийся слева от мачты. Крепление производится восьмеркой снизу вверх четырьмя шлагами. Последний шлаг кладется сверху банки ходовым концом под себя и обтягивается.
Гребцы № 3 и 5 следят за тем, чтобы при подъеме парусов галсы имели слабину, иначе ракс-бугель до места не дойдет, паруса будут стоять плохо и шлюпка круто не пойдет. Чтобы паруса не наполнялись ветром и не затрудняли выборку фала и осаживание галсов, старшина при подъеме парусов приводит шлюпку против ветра. В свежую погоду это избавляет шлюпку от опасных кренов в то время, когда гребцы заняты подъемом парусов.
|
«Осадить кливер-галс»
| Гребец № 5 осаживает и крепит кливер-галс талрепным узлом. Осаживать галс гребцу № 5 помогает гребец № 6.
|
«Осадить фока-галс»
| Гребец № 3 осаживает и крепит фока-галс талрепным узлом, ему помогает гребец № 4.
|
«По местам»
| Гребец № 2 передает кливер-шкоты гребцам № 3 и 4 и принимает от гребца № 1 левый фока-шкот. Гребцы № 1 и 2 садятся на кормовой решетчатый люк, гребцы № 3 и 4 — на рыбины между загребной и средней банками, гребец № 6 — на рыбины между средней и мачтовой банками, гребец № 5—на носовой решетчатый люк; все — лицом к парусу и ближе к наветренному борту. При таком положении гребцов обеспечивается остойчивость шлюпки и, кроме того, уменьшается опасность накрытия гребцов парусами при опрокидывании.
|