Формирование сексуальности. Биологические аспекты

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация. В обычной жизни формирование сексуальности, ее корректировка происходит в течение жизни, захватывая все возрастные стадии и заканчивая эволюционными изменениями. В заключительной фазе такие преобразования происходят в обратном порядке: низкая сексуальная активность, снижение влечения к представителям противоположного пола. Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева условно выделяют три этапа формирования сексуальности:  становление полового самосознания;  установка поведенческих реакций по гендерной принадлежности;  становление ориентации, направленной на определенные личные предпочтения. Условно можно выделить возрастные периоды по установлению чувственности:  парапубертатный (от года до 7 лет);  препубертатный (до 13 лет);  пубертатный (до 18 лет);  переходный (до 26 лет);  зрелость (до 55 лет);  инволюционный (70 лет и старше). Необходимо отметить, что возрастные критерии при формировании сексуальности детей – понятие весьма условное. У некоторых людей может наблюдаться задержка созревания, вплоть до полной остановки в определенный промежуток времени.

Биологический аспект. Биологические факторы в значительной мере контролируют половое развитие от момента зачатия до рождения ребенка, а по достижении половой зрелости — способность к размножению. Кроме того, эти факторы оказывают влияние на сексуальное влечение, сексуальную активность и (косвенным образом) на сексуальное удовлетворение. Предполагают даже, что биологические факторы определяют некоторые половые различия в поведении, например большую агрессивность мужчин по сравнению с женщинами. Сексуальное возбуждение, независимо от его причины, вызывает биологические последствия: учащение пульса, реакцию половых органов и ощущения тепла и трепета, распространяющиеся по всему телу.

 

Формирование сексуальности. Социально-психологические аспекты.

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация. В обычной жизни формирование сексуальности, ее корректировка происходит в течение жизни, захватывая все возрастные стадии и заканчивая эволюционными изменениями. В заключительной фазе такие преобразования происходят в обратном порядке: низкая сексуальная активность, снижение влечения к представителям противоположного пола. Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева условно выделяют три этапа формирования сексуальности:  становление полового самосознания;  установка поведенческих реакций по гендерной принадлежности;  становление ориентации, направленной на определенные личные предпочтения. Условно можно выделить возрастные периоды по установлению чувственности:  парапубертатный (от года до 7 лет);  препубертатный (до 13 лет);  пубертатный (до 18 лет);  переходный (до 26 лет);  зрелость (до 55 лет);  инволюционный (70 лет и старше). Необходимо отметить, что возрастные критерии при формировании сексуальности детей – понятие весьма условное. У некоторых людей может наблюдаться задержка созревания, вплоть до полной остановки в определенный промежуток времени.

Первой основополагающей теорией психосексуального развития ребенка является психоаналитическая теория 3. Фрейда (1905). По Фрейду, человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Психосексуальное развитие — это процесс овладения человеком энергией собственных влечений. С возрастом, отмечал 3. Фрейд, происходит преобразование и перемещение по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу, возбуждение которых вызывает либидинозное удовольствие. Психосексуальное развитие происходит с определенной поэтапной и с обязательной трансформацией либидо. Чрезмерно сильные положительные или отрицательные подкрепления на каждой из стадий могут быть источником фиксаций — потребности постоянно возвращаться именно к тому способу удовлетворения влечений, который оказался связанным со сверхсильной стимуляцией — как положительной, так и отрицательной. Фрейд различает 5 стадий развития либидо.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития

соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и

глотание.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с

приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.

4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные

цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном

становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая

психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм

исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: