Способ аффиксации, внутренняя флексия, повторы, ударение, супплетивизм, , сложение, способ служебных слов, порядок слов, интонация

1) Супплетивизм – это выражение грамматического значения определенного слова с использованием иной основы или корня. Наблюдается лексическая схожесть, даже идентичность при грамматическом различии. Разнокоренными словами выражается одно и то же явление, один и тот же предмет. Супплетивные образования разделяют на две большие категории:

1) Полный, так называемый «супплетивизм корней». Полностью изменяется основа слова: «дети играют во дворе» — «ребенок играл во дворе».

2) Частичный, некоторым образом видоизменяется основа: корень остается прежним, а суффиксальная часть становится иной.

В русском языке существует супплетивизм следующих форм: форм единственного числа и множественного числа существительных (например, «человек – люди», «ребёнок – дети»); падежных форм личных местоимений (например, «я — меня, мне»; «мы – нас, нам»; «он, она, оно — его, ему, ее, ей» и т. п.); сравнительной степени прилагательных (например, «хороший – лучше», «плохой – хуже»); краткой формы прилагательного (например, «большой – велик»); * форм прошедшего времени глагола (например, «идти, идут, идущий - шёл, шла, шедший»).

2) Аффикса́ция — способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.

•      Присоединение приставок к корням и основам слова называется префиксацией. Например, неметаллы, архимиллионер, контрпредложение, ультразвук, небольшой, антивоенный, пренеприятный, развесёлый, сверхзвуковой, ультрафиолетовый, экстраординарный, сварить, нарисовать, оседлать, отремонтировать, починить.

•      Присоединение суффиксов к корням и основам называется суффиксацией или постфиксацией: газетчик, завистник, силач, учительница, жемчужина, варка; спесивый, глинистый, синенький, рыжеватый, десятеричный, успешнее, прыгнуть.

•      Интерфиксы – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. Н. С. Трубецкой называл их «морфемами связи», употребляются исключительно в словообразовательной функции: лоботряс, овцебык, кашевар, кровопийца.

•      Конфиксы – комбинации из двух аффиксов: префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно.

•      Инфиксы – это аффиксы, вставляемые в середину корня.

•      Трансфиксы – это аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя ее грамматически, т. е. имеют определенное грамматическое значение.

3) Внутренняя флексия – это (флексия основы) изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений, другими словами «чередование»

Примеры: ходил – хаживал, ловил – лавливал, носил – нашив, запереть — запирать, умереть — умирать, набирать — набрать и т. п.;

4) Повторы состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его: да-да, нет-нет, ни-ни, еле-еле, вот-вот, чуть-чуть.

5) При сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово – служит для словообразования.

Через соединительную гласную: паровоз, землемер, пароходство, земледелие, лесозаготовки.

Без соединительной гласной: колхоз, профорг, наркомат, профбилет, главвино.

6) Служебные слова лишены номинативной функции, т. к. ничего не называют и лишь показывают отношения между членами предложения (предлоги, союзы) или между предложениями (союзы), а также указывают некоторые грамматические значения, не зависящие от сочетания слов в предложении (артикли, частицы, вспомогательные слова):

Предлоги – выражают подчинительные отношения между членами предложения (еду в метро, жду у метро, пойду к метро, а также)

Союзы – сочинительные отношения в простом и сложном предложениях (соединительные - и, да; противительные – а, но, да; разделительные – или-или, ли-ли, либо-либо)

Частицы могут выражать:

а) модальные значения, т.е. отношение говорящего к тому, что он высказывает как целевую установку высказывания; усиленное утверждение (же, ведь, да), вопрос (ли), условность (бы), желательность (хотя бы, лишь бы), сомнение (де, мол, якобы).

Б) Немодальные значения, как: ограничительное (только, лишь, один, исключительно), определительное (именно, прямо, как раз, точь-в-точь), выделительное (а, и, и же, да, даже), присоединительное (тоже, также, итак, всё, еще).

Артикли не выражают отношений между членами предложения, не образуют синтаксических форм языка, но являются наиболее типичными «грамматическими сопроводителями» знаменательных слов. Функции:

а) «грамматическое обозначение своего сопровождаемого», т.е. признак имени;

б) различение грамматической категории определенности и неопределенности;

в) различение рода в чистом виде, т.е. при том же слове в той же форме, что встречается редко, чаще при названиях каких-либо народов, язык которых не знает различений рода.

д) различение числа (немецкий язык)

При употреблении вспомогательных глаголов основной, знаменательный глагол может не менять своей формы, а оставаться неизменяемым в самой общей форме, например в инфинитиве; при этом выражение лица, числа, времени и тому подобных глагольных грамматических значений берет на себя вспомогательный глагол, который при этом не выражает никакой знаменательности, а служит для выражения только реляционных грамматических значений.

а) слова степени – это те бывшие «наречия степени», которые сопровождают качественные прилагательные и наречия при образовании степеней сравнения: «Она более красиво»; «Она очень красива»

б) Пустые слова – не образуют особо четкой категории, но в их «служебности» не приходится сомневаться, т.к. они сопровождают знаменательные слова и выражают такие грамматические оттенки, которые в других языках выражаются аффиксами.

7) Ударение только тогда может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво, поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом вследствие своей политоничности, т.е. изменяемости тона на том же слоге: например, в литовском языке dviem (нисходящим тоном)

Использовать динамическое ударение нельзя вследствие его монотоничности, т.е. однородности. Но в случае возможности передвижения ударения оно делается очень удобным грамматическим способом.

8) Интонация относится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением.

1) Относится к модальной форме предложения: при том же порядке тех же слов во многих языках можно отличать интонацией вопросительные предложения от утвердительных, предложения, выражающие сомнение и т.д. (Он пришел? Он пришел! Он пришел… Он…пришел?)

2) Расстановка и градация пауз внутри предложения может показывать группировку членов предложения или расчленение предложения, например: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог

3) Паузирование может различать простое и сложное предложение; без паузы: Вижу лицо в морщинах – простое предложение, Вижу: лицо – в морщинах – сложное, где двоеточие и тире обозначают паузы.

4) Интонацией можно отличать сочинительную связь от подчинительной при отсутствии союзов; например, с интонацией перечисления: лес рубят, щепки летят.

5) Особое явление представляет собой так называемое «логическое ударение», т.е. то или иное смещение фразового ударения для логического выделения («подчеркивания»):

Ты сегодня пойдешь в институт? (а не куда-то)

Ты сегодня пойдешь в институт? (а не пойдешь)

Ты сегодня пойдешь в институт? (а не завтра)

6) Интонацией, а именно убыстрением темпа и ломкой нормальной интонационной волны, выделяются вводные слова и выражения, чем они и отличаются от членов предложения: Он безусловно прав (без выделения обстоятельства безусловно); Он, безусловно, прав (с выделением вводного слова безусловно)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: