Деятельность группы «Шести»

Совместные акции «Шестёрки» были немногочисленны. В г. они опубликовали «Альбом Шестёрки» (фр. L"Album des six) - сборник пьес для фортепиано соло, включавший произведения всех шести композиторов. В том же году пять композиторов из шести (кроме уехавшего в тот момент из Парижа Дюрея) участвовали в работе над музыкой к балету «Новобрачные на Эйфелевой башне» (фр. Les Mariés de la Tour Eiffel) по либретто Кокто. В дальнейшем авторы Шестёрки работали индивидуально и встретились все вместе только спустя тридцать лет.

Урбанизм в творчестве француской шестерки. В 20-е гг. ХХ века появляются новые антиромантические идеи, нашедшие отражение в урбанизме и стиле «новой деловитости», возникшем в музыке Франции. Урбанизм – это музыка города, лязг механизмов, шум машин и грохот станков. Такое движение получило во Франции название «новый динамизм» – это установка на современные городские образы, ритмы жизни и танцев, ясность, рельефность мелодии, упрощение фактуры. Взрыв интереса к «новому динамизму» пришелся на 20-е годы и ярче всего претворился в творческом содружестве французских композиторов, получивших название «Шестерка».  

В первые годы существования содружества, в творчестве всех еѐ членов наблюдается общность устремлений, и главное – дух отрицания искусства старшего поколения, романтизма и импрессионизма, сделавших, по их мнению, французскую музыку излишне утончѐнной. Друзьям был свойствен задор, стремление к ниспровержению авторитетов, к эпатажу публики. Образы для собственных произведений члены «Шестѐрки» искали в звуковом мире современного города, в новых формах музыки (джаза, кабаре и мюзик-холла), а также в национальных и старинных традициях французской культуры.

Один из главных лозунгов «Шестерки» – приближение музыки к современности, которая воплощена в темпах жизни города. Почвой для такой музыки «новой простоты» и «повседневности» должен стать слой бытовой музыки. Члены «Шестерки» собирались на веселые сборища по субботам. Мийо так вспоминает: «На этих собраниях, проходивших в атмосфере веселья и безмятежности, определился характер произведений, возникших под влиянием эстетики мюзик-холла» (мюзик-холл – вид эстрадного театра, возникший в Европе в середине XIX века).

Черты музыки «шестѐрки»:

1) использование интонаций музыки быта, ритмов модных танцев, мелодики уличных песенок и т.п.;

2) простые и примитивные линии голосов, прочерченные ясно и жѐстко, при этом не гармонирующие друг с другом;

3) политональность – голоса и пласты фактуры написаны в разных, часто далѐких тональностях;

4) пристрастие к музыкальному театру («Бык на крыше» и другие балеты Мийо, коллективная опера-балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»);

5) гротескные тексты и сюжеты (вокальный цикл Мийо «Сельскохозяйственные машины» на тексты из каталога сельскохозяйственных машин).

Одним из самых известных сценических произведений «Шестѐрки» стал балет «Бык на крыше» Дариюса Мийо по сценарию Жана Кокто, поставленный в 1920 году. Балет сразу приобрел скандальную репутацию из-за экстравагантности сюжета и включения «музыки улицы». Мийо хотел использовать музыку к популярному кинофильму Чарли Чаплина, но Кокто предложил поставить спектакль. Название балета заимствовано из модной уличной бразильской песенки. Сюжет балета комичен, действие происходит в Америке во времена «сухого закона». Во время налѐта полицейских на подпольный бар, владельцы тут же превращают его в кафе-молочную. В балете было много акробатических трюков, поставленных для братьев Фраттелини. «Бык на крыше» – это остроумная эксцентриада, пантомима -фарс. Музыка основана на эстрадно-танцевальных ритмах; мелодиях латиноамериканского фольклора. Два года Мийо жил в Бразилии, где работал секретарем французского посла − поэта Клоделя. Бразильские впечатления отразились в его творчестве: «В музыке и стремился только, сочиняя «Быка на крыше», создать веселый, невзыскательный дивертисмент в память о бразильских ритмах». Музыка развивается стремительно, как в калейдоскопе, сменяются мелодии песен и танцев. Это темы танго, блюза, самбо, чарльстона и португальской песни фадо, бразильского танца машише, в Америке известного как «ту-степ». Контрастом к стремительной музыке служили движения актеров, как в замедленной съемке кино, это придавало действию характер «сновидения».

В Германии 20-х годов урбанизму был близок Пауль Хиндемит, в музыке которого проявил себя стиль «новой деловитости» или «новой вещности». К его урбанистическим опусам относятся оперы «Новости дня» и «Туда и обратно». Черты стиля немецкого урбанизма: линеарное письмо (в инструментальных опусах), жѐсткий ритм, конструктивная ясность и упорядоченность.

Ярким явлением урбанизма являетсяоркестровая пьеса Пасифик 231 (Pacific 231), или Симфоническое движение № 1 (Mouvement symphonique n° 1, H. 53) французского композитора Артюра Онеггера, написанная в 1923 году.

 

  Паровоз Pacific 231G 558

Она - наиболее известное сочинение авангардистской академической музыки XX века, представляющей урбанистическое искусство. По словам музыковеда Г. М. Шнеерсона, «этой пьесе суждено было стать знаменем музыкального конструктивизма».

Позднее композитор создал ещё два произведения с тем же подзаго-ловком - «симфоническое движение»: в 1928 году «Регби» (№ 2) и в 1933 году «Симфоническое движение № 3» (не имеющее авторского программного названия), которые составляют трёхчастный цикл.

Пьеса названа в честь паровоза Pacific 231G 558, самого нового и мощного, обладавшего исключительными для своего времени ходовыми качествами и развивавшего рекордную для тех времён скорость — 120 км/час. Цифры 2, 3 и 1 в названии произведения представляют собой французский метод записи соответствующей осевой формулы (типа) паровоза, которая описывает число бегунковых, движущих и поддерживающих осей в экипаже (количество колёсных пар, составляющих его ходовую часть).

В отличие от представителей футуристической «машинной музыки», натуралистически воспроизводившей звуки механизмов, партитура пьесы написана для обычного симфонического оркестра. Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, цилиндрический барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные. В ответ на замечания критиков, отмечавших мастерство оркестровой имитации шумов работающего паровоза, Онеггер писал: «То, что я искал в „Пасифике“, — это не подражание шуму локомотива, а передача через музыкальную конструкцию зрительного впечатления и физического наслаждения.

Форму произведения обычно определяют как вариантно-вариационную, однако исследователь творчества композитора С. Павчинский считает, что правильнее видеть в ней сложную трёхчастность с контрастной средней и динамизированной репризой, с элементами вариационности при экспозицио-нном изложении: «Урбанистическая программа сочинения воплощена в трёхчастность, связанную с романтическими традициями: экспозиция — основной образ сначала в состоянии покоя, а далее — рост энергии; середина — антитеза, противопоставление лирической мечты. Реприза — синтез: длительная динамическая волна - „прокладывание пути к поставленной цели“ - завершается кульминацией, придающей образам энергии и силы лирический пафос».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: