Государство как политический институт

Государство – один из важнейших политических институтов, существующий с древних времен. Понятие государства трактовалось по-разному в зависимости от исторической эпохи. До XVI–XVII вв. у многих авторов преобладала ассоциация государства непосредственно с лицом, выполняющим функции политического лидера – государем. В дальнейшем, с распространением идей Просвещения, появились новые трактовки, которые лежат в основе современного понимания процесса разделения властей и делегирования полномочий. Государство постепенно отделяется от личности правителя и становится обобщенным понятием, которое включает, с одной стороны, систему государственного управления, а с другой – общество, заинтересованное в более эффективном исполнении властью своих функций. В Новое время появляется понятие «гражданское общество», в связи с этим все более конкретно обосновывается идея делегирования гражданами властных полномочий государству в лице отдельных органов власти.

Современное понимание государства предполагает рассмотрение системы управления обществом в целом. Иными словами, государство как политический институт изучается через призму деятельности многих других институтов, обеспечивающих функционирование политической системы.

Можно предложить следующее обобщенное определение. Государство – это совокупность политических институтов, которые осуществляют функции верховной власти и управления на определенной территории.

По М. Веберу, «современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства». По П. Бурдье, «государство обладает монополией на легитимное использование физического и символического насилия на определенной территории и в отношении соответствующего населения».

Государство обладает ключевыми признаками, которые позволяют отличить его от иных политических образований. Важнейшими признаками государства являются наличие определенной территории и проживающего на ней населения, а также государственный суверенитет.

Территорией государства считается то географическое пространство, в границах которого проживает население (граждане) и действуют властные структуры, а также установленные ими нормы права. Границы государства и действия по их изменению регулируются нормами права, в том числе международного.

Население государства ведет оседлый образ жизни на территории с юридически установленными границами, а также имеет особые характеристики, связанные с принадлежностью к данному государству. Таковыми могут быть гражданство (правовой статус), государственный язык (языки), государственная религия, характерные для определенной культуры обычаи и традиции. Изначально территориальное распределение населения происходило в процессе общественного разделения труда, в дальнейшем, с появлением административно-территориальных институтов, складываются отношения подданства и гражданства. Правовой статус лиц без гражданства и беженцев (переселенцев) регулируется специальными нормами права.

Суверенитет (от фр. souverainite – верховная власть) – ключевая характеристика государства. Наличие суверенитета предполагает возможность и способность государства осуществлять самостоятельное регулирование внутриполитических вопросов, а также проводить собственный курс во внешней политике. Данная характеристика носит обобщенный характер. Стоит учитывать, что многогранность этого понятия вызывает многочисленные споры о содержании суверенной власти на протяжении долгого времени.

Не стоит отождествлять понятие суверенитета с независимостью, так как в современном мире все более значимыми становятся тенденции взаимовлияния, связанные с глобальными политическими процессами, деятельностью ТНК и развитием новых технологий коммуникации (виртуальные и сетевые структуры). В новых условиях государственный суверенитет все чаще проверяется на прочность. Внимание исследователей привлекают такие вопросы, как кризис традиционного государства, поиск новых, более эффективных форм государственного устройства и новых институтов межгосударственного взаимодействия. Независимость государства в прямом смысле слова в настоящее время вряд ли возможна, однако суверенитет сохраняет свое значение и остается важнейшим признаком государства.

Одной из ключевых характеристик государства выступает наличие особой структуры органов власти, которые в совокупности составляют государственный аппарат. Он состоит из профессионально подготовленных лиц, выполняющих функции управления и контроля за политическим процессом, и обладающих публичной властью.

Основными органами государственной власти являются правительство (аппарат правительства), административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция и система исправительных учреждений. Институты главы государства и парламента, а также судебной власти, в политических исследованиях, как правило, рассматриваются отдельно. Таким образом, функционирование государства связано, преимущественно, с учреждениями исполнительной власти, которые осуществляют основные функции государства по двум направлениям – внутреннему и внешнему.

Важнейшие внутренние функции государства – обеспечение безопасности и охрана правопорядка, распределение экономических ресурсов, предоставление гражданам определенного объема социальных благ и услуг, разработка государственной идеологии. Рассмотрим их подробнее.

Функция обеспечения безопасности. Государственная власть устанавливает систему права, действующую на определенной территории, и обладает монополией на применение насилия в рамках данного политико-географического пространства. Таким образом, государственная власть принуждает население к обязательному исполнению законов и обеспечивает охрану существующего порядка. Работа в этом направлении включает как борьбу с преступностью различного характера, так и борьбу с противниками сложившейся государственной системы: призывы и действия, направленные на изменение конституционного строя, жестко пресекаются властью в любом государстве. Также стоит отметить работу по профилактике антигосударственных настроений и предотвращению возникновения несистемной оппозиции, противостоящей государственным институтам. Для исполнения этих функций государство формирует специальные органы власти с особыми полномочиями (возможность применения оружия, ограничения прав и свобод граждан и пр.).

Функция распределения экономических ресурсов (хозяйственная функция) имеет важное значение для деятельности государства, так как связана с распоряжением дефицитными благами, в роли которых могут выступать и природные ресурсы, и деньги, современные технологии и пр. В Древнем мире хозяйственная функция часто становилась ключевой для выживания общества. Так, в Древнем Египте именно государство отвечало за постройку системы водоснабжения, необходимой для развития сельского хозяйства и обеспечения людей продовольствием. В дальнейшем распределение экономических ресурсов сохраняло значимость, хотя степень участия государства в экономической сфере менялась в зависимости от типа складывающихся связей и обменов, а также от исторического периода. Например, на раннем этапе капиталистических отношений (XVIII в.) популярность модели свободного рынка, саморегулирующегося путем действия «невидимой руки» (А. Смит и др.), отводила государству лишь роль «ночного сторожа», тогда как во времена Великой депрессии в США и ряде других стран (конец 1920-х – начало 1930-х гг.) резко возросла потребность в обосновании гораздо более широких мер государственного регулирования экономики, пришло понимание важности макроэкономической политики государства (Дж.М. Кейнс и его последователи).

Социальная функция государства взаимосвязана с экономической, и характеризуется действиями по обеспечению приемлемых и благоприятных условий для жизни людей. С помощью мер социальной политики государство отвечает на запросы различных социальных групп и реализует решения, отвечающие разнообразным интересам и потребностям общества. В числе наиболее востребованных – организация систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также разработка специальных мер поддержки малообеспеченных граждан, лиц с ограниченными возможностями здоровья, материнства и детства, и пр. Особую важность социальная функция государства приобрела в XX в. с распространением идей социал-демократии.

Идеологическая функция государства исторически имеет важное значение, причем об этом направлении государственной деятельности можно говорить практически в любой период существования организованных социальных общностей, вне зависимости от степени научной разработки понятия «идеология». Реализация идеологической функции означает разработку комплекса отражающих интересы государства идей, их распространение среди населения, создание у граждан особой картины мира, соответствующей целям и задачам государственной власти как во внутренней, так и во внешней политике. В качестве идей при этом могут выступать как положения, разработанные органами государства, так и сформировавшиеся в ходе исторического развития общества представления о мире, человеке, власти, божественном и земном, и пр.

Примерами разработанной государством идеологии выступают концепции социализма в СССР и странах социалистического лагеря, доктрина национальной безопасности в США (XX в.) и др. Эти комплексы идей возникли в XX в. Важным условием для их распространения стало появление массового политического участия, вовлечение широких слоев населения в политический процесс в результате роста уровня образования и распространения избирательного права. Традиционные же представления, играющие роль государственной идеологии, как правило, представлены религиями, которые имеют глубокие исторические корни. Так, в Китае на представления граждан о государстве и политике значительно влияют идеи конфуцианства и буддизма, в Индии – индуизма, в Норвегии велико влияние лютеранства, а в Аргентине и других странах Латинской Америки – католической конфессии.

Во многих странах сосуществуют разные религии, каждая из которых вносит свой вклад в формирование политической культуры граждан, при этом государство остается светским, предоставление же одной религии статуса государственной встречается достаточно редко. Характерный пример представляет Саудовская Аравия: в этой стране ислам определяет содержание не только социальных, но и правовых норм (шариатский суд), а также деятельность политических институтов. В данном случае наглядно проявляется и работа государственных органов по вытеснению чужеродных религиозных культов и противодействию любым формам возникновения идеологических альтернатив исламской форме общественного сознания. Исторические примеры борьбы с инакомыслием – уничтожение идеологических врагов в Италии периода фашизма, в Германии – периода нацизма, в СССР – периода сталинизма. В качестве мер по поддержанию государственной идеологии стоит отметить целенаправленную организованную работу со СМИ, распространение соответствующих идей через систему образования, финансирование работы идеологических властных и общественных структур и пр.

Внешние функции государства связаны, в первую очередь, с представительством и защитой его интересов на международной арене. Внешняя политика включает целенаправленные действия государства и его институтов за пределами суверенной территории, которые устремлены на решение соответствующих задач. Можно выделить несколько направлений реализации внешних функций государства: внешнеполитическое, внешнеэкономическое и военно-стратегическое.

Внешнеполитическое направление подразумевает взаимодействие государства с различными субъектами международных отношений. В этом качестве чаще всего выступают другие государства, международные организации разного масштаба и направленности (политические – например, ООН и Лига арабских государств, и неполитические – например, «Гринпис», «Врачи без границ» и др.). Процессы развития современных технологий производства и коммуникации стимулируют тенденции глобализации, и новый глобальный мир создает новые вызовы для современных государств. Так, в число субъектов международных отношений включается все больше сетевых политических структур, представляющих организации нового типа, которые активно включаются в борьбу за власть и сферы влияния. Наибольшего внимания в этом контексте заслуживают террористические организации, создающие угрозу безопасности и для отдельных стран, и для макрорегионов (характерный пример – деятельность группировки «Исламское государство» на Ближнем Востоке и за его пределами). Также к числу внешнеполитических функций государства относится деятельность по защите интересов его граждан, временно или постоянно находящихся в других странах. Подобную работу в числе других своих функций проводят дипломатические представительства (посольства).

Внешнеэкономическое направление деятельности государства и его институтов включает реализацию разработанного властными структурами комплекса мер по развитию национальной экономики с учетом внешних факторов. Речь идет, с одной стороны, о создании благоприятных условий для функционирования предприятий в различных отраслях внутри страны, а с другой – о защите и «продвижении» интересов национальных производителей на международном рынке. Для решения этих задач используются разнообразные меры таможенного регулирования, ограничения либо стимулирования иностранных инвестиций, государственных заказов и закупок, поддерживающих национальных компаний. Также в результате сотрудничества с другими государствами возможно нормативное регулирование, направленное на развитие торговли, снятие административных и таможенных барьеров, создание совместных предприятий на взаимовыгодной основе.

Военное-стратегическое направление реализации внешних функций государства включает два основных аспекта: 1) деятельность, направленную на защиту государственных границ от внешней агрессии (оборона); 2) наступательные действия, связанные с реализацией интересов государства (расширение территории, приобретение ценных экономических и иных ресурсов и др.). В рамках военной политики реализуются и специальные направления работы особых подразделений силовых структур – разведка и контрразведка. Наконец, государственные институты проводят различные мероприятия, направленные на решение стратегических задач в сфере обеспечения безопасности и правопорядка (борьба с терроризмом, «внутренней» и международной преступностью, участие в миротворческих контингентах).

Формы государства

Изучение современных государств предполагает сбор и анализ данных по двум основным направлениям. Во-первых, важным параметром является административно-территориальное устройство государства; во-вторых, целый ряд характерных для него политических черт определяет форма правления.

 Административно-территориальная форма организации государственной власти отражает базовые принципы во взаимодействии центра и регионов (отдельных частей) той или иной страны, а также распределение полномочий между органами власти разных уровней. Известны две основных формы государственного устройства – унитарное государство и федерация.

Унитарные государства обладают рядом общих признаков. Важнейшие из них: наличие конституции, действующей на всей территории страны, повсеместно функционирующая единая правовая система, централизованная структура судебной власти, единая система высших органов государственной власти. В случае унитаризма территория государства, как правило, делится на административные единицы (их названия могут быть различны – провинции, области и др.), которые не имеют значимых политических полномочий. При этом вполне возможно наличие развитых структур местного самоуправления (чаще всего местная власть не входит в структуру органов государственной власти).

Примеры государств, исторически формировавшихся на основе единого центра власти и централизованной системы управления: Великобритания, Франция, Египет, Китай, Япония и др. Вместе с тем стоит учитывать, что в современных условиях государство не в состоянии сконцентрировать в своих руках все рычаги управления, необходимые для эффективного выполнения государственных функций. Создать работающую систему назначения чиновников на места и контроля за их деятельностью практически невозможно. Кроме того, государство зачастую формируется из территорий, которые имеют свои исторические, культурные, национальные особенности. В связи с этим все большую актуальность приобретает принцип децентрализации власти: центральное правительство передает часть властных полномочий (и ответственность за их исполнение) местным администрациям. Масштаб децентрализации в унитарных государствах может быть различным, от ограниченного самоуправления (Франция) до государства автономий (Испания), де-факто близкого к федеративной структуре управления.

Особого рассмотрения заслуживают примеры существования автономий в составе унитарных государств. Автономный статус территории означает, что в условиях демократии на местах могут быть сформированы собственные представительные и административные органы власти. Важнейшее значение при этом имеют полномочия, связанные с формированием законодательства, регулирующего наиболее значимые для данной части государства вопросы (использование одного или нескольких языков в качестве государственных, сбор налогов и др.).

Как правило, основанием для придания автономного статуса определенной территории выступают те или иные характеристики, придающие ей своеобразие в рамках общегосударственной модели. В числе таких отличительных черт: особое географическое положение (например, Мадейра и Азорские острова в Португалии; Гваделупа, Мартиника, Гвиана и другие заморские регионы Франции); историческое развитие (Андалусия в Испании; Сардиния в Италии); этнический состав населения (Страна Басков и Каталония в Испании; Гренландия и Фарерские острова в Дании).

Федерация. Второй вариант административно-территориальной организации современных государств – федеративное государственное устройство. Важнейшей чертой федерации выступает наличие двух уровней государственной власти – федерального и регионального, при этом региональные органы представлены всеми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. Отметим, что регионом в данном случае обобщенно называется любая часть страны, имеющая статус субъекта федерации. Наименования субъектов могут быть различными: в США, Мексике, Малайзии, Бразилии, Индии большинство субъектов – это штаты; в Германии и Австрии – земли; в Аргентине и Канаде – провинции; в Швейцарии – кантоны.

Различия между субъектами федераций часто определяют характер формирования таких государств. Так, исторические и культурные (в том числе, лингвистические) особенности разных частей страны сильно влияют на политическую ситуацию в Германии, Швейцарии, Канаде, тогда как территориальный принцип без учета языковых и национальных различий действовал при создании США, Австралии, Австрии. Существуют и смешанные федерации, которые строятся с учетом многих факторов (территориальных, национальных, лингвистических и др.), к ним, в частности, относятся Бельгия и Россия.

Распределение полномочий между двумя уровнями власти – ключевой вопрос существования федераций, основные принципы разделения сфер влияния прописываются в основном законе (конституции) страны. Во всех случаях федеральная власть обладает полноценным внешним суверенитетом и частью внутреннего, тогда как субъекты федерации наделены правом принимать ключевые решения по определенному кругу вопросов внутриполитического значения. Как правило, субъекты федерации имеют собственные основные законы – конституции или уставы, в которых закрепляются основные принципы формирования и функционирования органов власти и управления, а также их взаимодействия с общегосударственными институтами (президент, правительство, парламент и т.д.). Важно отметить, что парламент в федеративных государствах имеет двухпалатную структуру (исключения – Венесуэла, ОАЭ, Танзания). Одна из палат представляет интересы всего общества (и составляющих его социальных групп), тогда как другая – интересы регионов. В России парламент – Федеральное Собрание – включает Государственную Думу и Совет Федерации.

Конституция РФ (ст. 71). В ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы.

Конституция РФ (ст. 72). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций, уставов и законов республик, краев, областей Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита; меры по борьбе со стихийными бедствиями; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; координация внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

По принципу образования существующие в мире федерации можно разделить на два вида: договорные и конституционные. Договорные федерации создаются на основе соглашения между субъектами, которые составляют новое государство, при этом предусмотрена возможность присоединения к федерации новых регионов. Таким образом создавались США, ОАЭ, Швейцария. Конституционные федерации образовываются путем законодательной инициативы центрального правительства, которое диктует регионам свои «правила игры». К договорным федерациям относятся Индия, Пакистан, Мексика, Бразилия, Австрия и др. Как правило, уровень самостоятельности регионов выше в договорных федерациях, тогда как конституционный путь формирования повышает роль центра и снижает автономию субъектов.

Конфедерация. Помимо унитарных и федеративных государств, в мире в разные периоды существовали конфедерации. Конфедерация – своего рода промежуточная форма административно-территориального устройства, сочетающая признаки государства и межгосударственного образования. Конфедерацию можно определить как союз самостоятельных государств, которые оставляют за собой основные полномочия и передают в компетенцию центральной власти лишь общие вопросы финансовой и внешней политики (валютное регулирование, оборона и участие в военных операциях, дипломатические отношения и пр.). Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (1861–1865), Союз Африканских государств (1960–1962), Сербия и Черногория (2003–2006) и др.

Второй (наряду с административно-территориальным устройством) важнейший принцип классификации государств – форма правления. Это способ формирования высшей исполнительной власти в государстве, который также определяет отношения между разными органами исполнительной власти.В политологии изучаются две основные формы правления – монархия и республика.

Отличительная особенность монархии состоит в том, что высшая власть в государстве передается по наследству, существует династия или ограниченный родственными связями круг семей, выходцы из которых могут претендовать на пост главы государства и другие ключевые посты. Современные монархии подразделяются на два основных типа – абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия воспроизводит существующий с древних времен порядок осуществления единоличной власти правителя, которому принадлежат все ключевые полномочия в сфере исполнительной и законодательной власти. Число подобных государств в настоящее время невелико – ОАЭ, султанаты Бруней и Оман, эмират Катар, город-государство Ватикан, королевства Саудовская Аравия и Свазиленд.

Конституционные монархии отличаются от абсолютных, прежде всего, наличием законодательных ограничений власти правителя. Зачастую реальные политические полномочия монарха в таких государствах невелики, и роль главы государства становится символической. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

В дуалистических монархиях значительную часть ответственности за работу высшей законодательной власти несет парламент, который принимает законы, утверждает госбюджет. В реальности же основную политическую роль играет глава государства. Монарх формирует правительство, отвечает за внешнеполитическую деятельность, а также обладает правом вето в отношении решений парламента (т.е. может отказаться подписывать законопроект по определенному вопросу). Глава государства также обладает полномочиями для роспуска парламента, что усиливает его политическое влияние. Примеры дуалистических монархий – Марокко, Иордания.

Парламентские монархии отдают основные полномочия в распоряжение кабинета министров (правительства), парламента или других высших органов государственной власти, оставляя главе государства символические (представительские) функции. Основной принцип: «король царствует, но не правит». Практически не имеют властных полномочий монархи в современных Японии и Швеции, а в Великобритании, Бельгии, Испании, Нидерландах наличие закрепленных в законодательстве более широких возможностей для принятия государственных решений «компенсируется» их фактическим неисполнением. В этих государствах влияние главы государства на политический процесс в условиях поступательного развития весьма ограничено. Однако в кризисных ситуациях, нарушающих стабильность политической системы, предусматривается повышение роли монарха (например, он может реализовать право вето и заблокировать нежелательное решение парламента, чего в обычных условиях не происходит).

Существуют особые случаи в классификации монархий. Во-первых, это теократические монархии. В этих государствах глава государства обладает всей полнотой не только светской, но и религиозной власти, может являться духовным лидером народа (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней). Во-вторых, это выборные монархии, в которых глава государства избирается из узкого, заранее определенного круга семей (родов), заключающих политический союз и обладающих высоким статусом (ОАЭ, Малайзия). В-третьих, особым случаем является форма организации власти в странах – бывших колониях Британской империи (с 1947 г. входят в Содружество наций). В этих странах главой государства формально является монарх Великобритании, но его полномочия незначительны и их осуществляет генерал-губернатор, назначаемый главой Великобритании по согласованию с правительством соответствующего государства (Канада, Австралия, Новая Зеландия и пр.).

Республика как форма правления имеет важнейший признак – наличие выборной высшей исполнительной власти государства. В политологии изучаются три вида республик: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная).

В парламентской республике законодательное собрание (парламент) выступает основным органом власти, который управляет государством. Парламент формируется по итогам всенародных выборов, а партии, вошедшие в его состав, формируют правительство. Лидер партии, победившей на выборах, как правило, становится премьер-министром (главой правительства). В зависимости от результатов выборов возможен вариант правительства одной партии или же создание коалиции с участием представителей нескольких партий в кабинете министров. Также возможно (но не обязательно) существование поста главы государства, который избирается на всеобщих выборах (федеральный президент Австрии, президент Польши и др.) либо членами парламентов различных уровней (федеральный президент Германии, президент Италии и др.). Президент формально назначает главу правительства и может распустить кабинет министров, но на практике его политическая роль невелика, так как все решения принимаются в соответствии с расстановкой сил после выборов и с учетом интересов наиболее влиятельных партий.

Важным преимуществом парламентской республики считается то, что правительство отражает интересы разных слоев общества (так как формируется при непосредственном участии парламентских партий) и несет ответственность перед парламентом. Депутаты получают отчет о решении всех ключевых политических задач и могут потребовать отставки министра либо правительства в целом в случае, если оно признается неэффективным. Интересно отметить, что помимо права на законодательную инициативу, в некоторых парламентских республиках правительство также имеет возможность заблокировать нежелательное решение парламента (право вето). Правительство и президент работают автономно. В целом многие исследователи считают парламентскую республику формой правления, наиболее благоприятной для создания и функционирования устойчивых институтов демократии и практики разделения властей.

Президентская республика представляет собой форму правления, основанную на принципе разделения властей – исполнительной (президент, правительство), законодательной (парламент) и судебной, который закреплен в конституции. Основные полномочия в сфере государственного управления и принятия ключевых решений сосредоточены в руках президента, глава государства несет ответственность за работу кабинета министров и фактически возглавляет правительство. Парламент принимает законы, в том числе касающиеся бюджета государства, тогда как глава государства не имеет законодательной инициативы, но обладает правом вето (оно не означает окончательного решения и может быть преодолено двумя третьими голосов депутатов).

Президент, как правило, избирается всеобщим голосованием (исключение – США, где главу государства избирает коллегия выборщиков), при этом парламент также имеет электоральную легитимность. Полномочия президента и парламента четко разграничены, эти институты работают независимо. А в случае серьезного политического кризиса президент не может распустить парламент, а парламент фактически не может отстранить президента от должности. Исключение составляет импичмент, но из-за процедурной сложности его осуществление на практике крайне затруднительно.

Конфликт президента и парламента может привести к резкому снижению качества работы исполнительной власти, что считается недостатком президентской формы правления. Тем не менее, устойчивость ей придает формирование системы сдержек и противовесов, которая уравновешивает разные ветви власти. Данная система включает установленные конституцией право вето президента в отношении законов и процедуру импичмента президента, а также возможность суда проводить проверку конституционности законов при обязательности их исполнения. Классическим примером президентской формы правления считаются США, также этот способ организации власти используется в Колумбии, Бразилии и некоторых других странах Латинской Америки и Африки.

Полупрезидентская (смешанная) форма правления сочетает характеристики парламентской и президентской республик. Ее особенность – значительная политическая роль главы государства, который избирается всенародно и имеет широкие полномочия в сфере исполнительной власти, а также обладает законодательной инициативой, правом вето и возможностью (в случае необходимости) распустить парламент (нижнюю палату). При смешанной форме правления посты президента и премьер-министра не совмещаются: президент формирует правительство и назначает главу правительства (часто этот пост получает руководитель крупнейшей партийной фракции в парламенте). Премьер-министр несет политическую ответственность перед президентом и может быть смещен с поста по его решению в случае неэффективной работы. В свою очередь правительство также ответственно перед парламентом и вопрос о его отставке может быть поставлен в случае, если парламент вынесет вотум недоверия по определенной процедуре. Партийная принадлежность президента не согласуется с составом парламента, в связи с чем возможны кризисы, вызванные обострением противостояния между главой государства и представленной в парламенте оппозицией (подобная ситуация не раз возникала во Франции). Смешанная форма правления распространена достаточно широко: помимо Франции, подобный тип государственности существует в Швейцарии, Португалии, Финляндии, ряде стран Южной Америки и Африки. Многие исследователи относят к государствам со смешанной формой правления и Российскую Федерацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: