Упражнения на развитие Временно-пространственной ориентации

Упражнение 18

Графический диктант. Для графического диктанта пред­лагаются следующие задания.

Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на де­реве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.

Упражнение 19

Диктанты со сменой ролей «учитель — ученик».

Это модификация графического диктанта. Ребенок дик­тует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует.

Упражнение 20

Взрослый дает ребенку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

Упражнение 21

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сдела­ешь потом?

Упражнение 22

Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.



Упражнение 23

Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрос­лый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 24

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».

Упражнение 25

Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.

Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.

Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал.

Можно предложить такие темы.

Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; по­явились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.

Упражнение 26

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.

1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать вто­рое слово, первое, третье.

2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической

И ритмической организации

Движений

Упражнение 27

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.


 


12


3 Большакова


13


1. Артикуляционные упражнения:

— открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

— язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

— втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;

— два раза пощелкать языком, один раз подуть;

— беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];

— беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].

2. Упражнения для рук:

— большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

— класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

— показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;

— из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать боль­шой палец, мизинец, указательный палец.

3. Упражнения для тела:

— наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

— помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыг­нуть на месте;

— топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опус­тить.

Упражнение 28

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — от­стукивание, отхлопывание, притопывание:

— сопряженно, затем отраженно;

— одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;

— по визуально-акустическому образцу, затем только               по акустическому;

— с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом ри­сунке.

— медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение.






РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обес­печивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестанов­ку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнас­тикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответ­ствующих гласным звукам (рис. 2—7).

Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) со­провождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (см. рис. 2).

Рис. 2. Ручная поза звука [а]    Рис. 3. Ручная поза звука [у]

«Окошко»                                   «Трубочка»

Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытяну­ты к ребенку (см. рис. 3).

Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (см. рис. 4).

Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциа­ция с зубами) (см. рис. 5).


 


3*


15


Рис. 4. Ручная поза звука [о]     Рис. 5. Ручная поза звука [и]

«Хоботок»                                   «Заборчик»

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (см. рис. 6).

Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (см. рис. 7).

Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.


Рис. 6. Ручная поза звука [ы]   Рис. 7. Ручная поза звука [э]


16


«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис. 8) + поза звука [э] (см. рис. 7);


Рис. 8. Ручная поза звука [j]

«ё» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [о] (см. рис. 4);

«ю» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [у] (см. рис. 3);

«я» = [j] (см. рис. 8) + поза звука[а] (см. рис 2).

При выполнении поз предплечье располагается верти­кально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение вовремя артикуляци­онной гимнастики показывает объем позы («окошко»), под­черкивает контрастность («заборчик — трубочка», «тру­бочка — хоботок»).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.









Упражнения

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

— в сопровождении ручных символов;

— без них;

— без зрительной опоры. Предлагаются слоги:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: