1. Что такое высшие споровые растения? ________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Назовите отделы высших споровых растений: _________________________
______________________________________________ ________________________________
5. Что означает термин «семенные растения»? ___________________________
_______________________________________________________________________________
6. Назовите отделы архегониальных растений: ___________________________
_______________________________________________________________________________
7. Что такое архегоний? ______________________________________________
8. Что такое антеридий? ______________________________________________
9. Что такое спорофит? спорогон? ______________________________________
_______________________________________________________________________________
10. Что такое гаметофит? _____________________________________________
11. Поясните, что означает термин «заросток»: ___________________________
_______________________________________________________________________________
12. Поясните, что означает термин «чередование поколений» в жизненном цикле высших растений: _____________________________________________
Отдел Моховидные – Bryophyta
Работа 1. Строение гаметофита и спорофита (спорогона) зеленого мха Кукушкин лен обыкновенный – Polytrichum соmmune Hedw.
Дата: «___» ____________ 201___
Рис. 7. Кукушкинлен обыкновенный – Polytrichum commune Hedw. Гаметофиты и гаметангии.
Обозначьте: А – мужской гаметофит: 1 – ризоиды, 2 – стебель, 3 – листья (филлоиды); Б – верхушка мужского гаметофита: 4 – антеридий, 5 – парафизы; В – женский гаметофит: 1 – ризоиды, 2 – стебель, 3 – листья (филлоиды); Г – верхушка женского гаметофита: 5 – парафизы, 6 – архегоний; Д – антериди1: 7 – ножка, 8 – однослойная стенка, 9 – спермагенная ткань; Е – архегоний: 7 – ножка, 8 – однослойная стенка, 10 – брюшко, 11 – яйцеклетка, 12 – брюшная канальцевая клетка, 13 – шейка архегония с шейковыми канальцевыми клетками; Ж – протонема с почками
Рис. 8. Спорофит (спорогон) мха Кукушкинлен обыкновенный – Polytrichum commune Hedw.
Обозначьте: А – женский гаметофит со спорогоном: 1 – волосистый колпачок, 2 – крышечка, 3 – урночка, 4 – апофиза, 5 – ножка; 6 – эпифрагма,
7 – зубцы перистома, 8 – стенка урночки, 9 – колонка, 10 – спорангий, 11 – хлорофиллоносные нити (трабекулы)
1. Назовите классы отдела Моховидные – Bryophyta ______________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2.Укажите русские и латинские названия отдела, класса и подкласса, к которым относится мох Политрихум обыкновенный, или Кукушкинленобыкновенный – Polytrichum commune Hedw.: __________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Работа 2. Особенности строения гаметофита сфагнового белого мха (Sphagnum sp.)
Дата: «___» ____________ 201___
Рис. 9. Сфагнум - Sphagnum sp.
Обозначьте: А – листостебельный обоеполый гаметофит; Б – зрелый спорогон на верхушке архегониальной веточки; В – молодой спорогон в продольном разрезе: Г –верхушка архегониальной веточки; Д – антеридиальная веточка. Е – фрагмент листа; спорогон, крышечка, коробочка, ложная ножка, лист (филлоид), колпачок (остатки шейки архегония), крышечка, спорангий, колонка, стенка коробочки, ножка истинная, гаустория, архегонии, антеридий, ножка антеридия; хлорофиллоносная клетка, пора, гиалиновая (водоносная) клетка
Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta
Работа 3. Строение спорофита и спороносного колоска равноспорового плауна булавовидного – Lycopidium clavatum и разноспорового плаунка, или селягинеллы. – Selaginella sp.
Дата: «___» ____________ 201___
Рис. 10. Спорофит Плауна булавовидного – Lycopodium clavatum L.
Обозначьте: А – внешнеее строение спорофита; Б – спорофилл со спорангием; В – спора; Г – спороносный колосок (продольный разрез);
придаточные корни, стебель, листья; спороносный колосок, ость, почковидный спорангий; ось спороносного колоска, спорофилл, спорангий со спорами, ножка спорангия.
1.Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Плаун булавовидный – Lycopodium clavatum L.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Поясните, что означает определение: плаун – равноспоровое растение.
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Рис. 11. Гаметофит Плауна булавовидного – Lycopodium clavatum L.
Обозначьте: архегонии, антеридии, развивающийся зародыш спорофита, гифы гриба, ризоиды.
3. Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Селагинелла – Selaginella sp.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Поясните, что означает определение: плаунок, или селлагинелла (Selaginella sp. ) – разноспоровое растение.
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Какие корни характерны для плауновидных?_________________________
_________________________________________________________________
6.Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Плаунок, или Селагинелла – Selaginella sp.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рис. 12. Плаунок, или Селагинелла – Selaginella sp.
Обозначьте: А – внешнее строение спорофита: ризофоры, корни, листья, стебель, спороносные колоски; Б – спороносный колосок (схема продольного разреза): микроспорангий с микроспорами (n), микроспорофилл, мегаспорангий с тетрадой мегаспор (n), мегаспорофилл, язычок, ось колоска
7. Что такое анизофиллия?____________________________________________
________________________________________________________________
8. Что образуется в результате прорастания микроспоры? __________________
________________________________________________________________
9. Что образуется из в результате прорастания мегаспоры? _________________
________________________________________________________________
10. Что образуется при прорастании зиготы у плауновидных?____________
________________________________________________________________