Обществознание – 10 класс. Урок 04
Урок 3 – 4: Социальные институты.
Цели: ~обучающая (сформировать представление о типах и функциях социальных институтов; рассмотреть социальную инфраструктуру);
~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения, навыков работы с текстом учебника, составления сравнительных таблиц);
~ воспитывающая (показать, что возникновение социального института всегда обусловлено потребностями общества).
План.
I Опрос
II Объяснение нового материала.
- Что такое социальный институт
- Типы социальных институтов
- Функции социальных институтов
- Социальная инфраструктура
III Закрепление.
Домашнее задание: §2, задание 6 (письменно)
Ход урока.
I Опрос
??Социальная стратификация
??Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы
?? ТЕРМИНЫ:
Социальная сфера – область жизнедеятельности человеческого общества, связанная с непосредственной регуляцией общественных отношений.
Социальная дифференциация – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Страта – большая группа людей, находящаяся на определённой позиции на шкале неравенства.
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв.
Классы – большие группы людей, различающиеся по своему отношению к собственности на средства производства.
Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.
Социальные лифты: армия, церковь, школа, участие в политической жизни, предпринимательство.
Люмпены – группа населения, выпадающая из устойчивой социальной структуры общества; это люди, опустившиеся на дно общественной жизни.
Маргиналы – группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными общностями.
Жизненные шансы – (в теории М.Вебера) возможность получить общественные блага.
Стиль жизни – образ жизни.
Задание классу: сравните классовый и стратификационный подход, заполните сравнительную таблицу
?? Тенденции в развитии социальных отношений
?? Карточки №1 – 10.
Задание классу: |
ТЕСТ
|
|
II Объяснение нового материала.
(1)
Задание классу: используя текст учебника, сформулируйте и запишите признаки социального института, охарактеризуйте этапы его институциализации.
Признаки социального института:
- Набор социальных ролей
- Комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения
- Совокупность социальных норм
- Базовые ценности
- Использование символов
- Материально-вещественные проявления
- Историчность
- Взаимодействие (сотрудничество или конфликт) с другими социальными институтами
Институциализация – процесс становления института.
Фазы институциализации:
- возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование на этой основе общих целей
- постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область
- создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту
- возникновение соответствующей системы статусов и ролей
- создание материальной базы социального института
- включение сложившегося института в соответствующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
|
|
(2)
Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в состав главных. Социологи выделяют пять главных институтов:
1) экономические – связаны с необходимостью добывать средства существования
2) политические – удовлетворяют потребность в безопасности, поддержании социального порядка
3) институт семьи связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода
4) социально-культурные связаны с потребностями в знаниях, передаче накопленного опыта, социализации молодёжи
5) институт религии удовлетворяет духовные потребности в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании
Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.
?? К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики?
Жёсткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
(3)
Задание классу: охарактеризуйте функции социальных институтов, раскройте смысл понятия «деперсонализация»
ФУНКЦИИ | |
Удовлетворение определённых потребностей | |
ЯВНЫЕ (декларируются социальными институтами) | СКРЫТЫЕ |
Дисфункция социального института – ситуация, когда скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются.
Проявления дисфункции социального института:
1) падение его престижа в обществе
2) неопределённость, размытость целей
3) потеря такого качества как деперсонализация (независимость обеспечения функций социального института от личностных качеств тех, кто в него входит)
Задание классу: выполните задания 3, 5 к §2
Социальные институты | Функции | Символы |
Семья | Социализация, приобщение к культуре общества, регулирование брачных отношений, рождения и воспитания детей, первичный социальный контроль | Обручальные кольца, свадебная церемония |
Государство | Обеспечение общественного порядка, удовлетворение потребности в безопасности | Гимн, флаг, герб, Кремль, Конституция, президент, День независимости |
Образование | Социализация, передача накопленного опыта подрастающим поколениям, приобщение к культуре общества | Аттестат, школьный звонок, Праздник 1 сентября |
Религия | Социализация, приобщение к культуре общества, удовлетворение потребности в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании | Библия, храм, Коран, обряды, икона |
(4)
|
|
Задание классу: на основе сообщения определите, что такое социальная инфраструктура в широком и узком значениях этого термина.
Социальная инфраструктура (в широком смысле) – все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т.п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Социальная инфраструктура (в узком смысле) – объекты, необходимые для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья.
?? Какую роль играет социальная инфраструктура в жизни общества?
III Закрепление.
?? Вопросы к §2
?? Верно ли характеризует социальный институт каждое из приведённых ниже суждений?
o Социальный институт не устанавливается декретами, он следствие социальной жизни и лишь выражает её вовне внешними символами.
o Социальный институт составлен из множества взаимосвязанных ролевых форм и компонентов.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
Институциа
лизация – процесс становления института.
Дисфункция социального института – ситуация, когда скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются.
Деперсонализация – независимость обеспечения функций социального института от личностных качеств тех, кто в него входит
Социальная инфраструктура (в широком смысле) – все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т.п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Социальная инфраструктура (в узком смысле) – объекты, необходимые для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья.