Рис. 2. Основные функции управления

 

Давая определение понятия «функция менеджмента в таможенных органах», необходимо отходить от его понимания как деятельности или как продукта. Следовательно, функции менеджмента в таможенных органах (как продукт) представляют собой упорядоченный набор действий, результатами которых рациональное разделение, переформатирование и дифференциация труда работников таможенных органов (с учетом их персональных профессиональных качеств), что соотносится с целями и задачами существования таможенного органа.

 Функция менеджмента в таможенных органах (как деятельность) - это относительно самостоятельный, специализированный и отдельный вид управленческой деятельности в таможенных органах на всех уровнях, направленный на создание универсальных действенных технологий взаимодействия всех структурных элементов системы таможенных органов между собой в процессе осуществления таможенного дела.

 Считаем целесообразным выделить следующие признаки функций менеджмента в таможенных органах, как свойство самоорганизации, самосовершенствования, самоприспособления, самовосстановления; абстрактность и четкая направленность, которая обусловлена ​​результатами; привязанность к субъекту; содержательный охват использования коммерческих и административных методов.

На наш взгляд, систему универсальных управленческих функций составляют те функции, осуществление которых обеспечивает элементарные потребности в управлении. В теории менеджмента органов государственной власти универсальность функционала действительно имеет право на существование.  Объем набора необходимых функций примерно одинаков во всех организациях, в том числе в таможенных органах. В. Макрусев к «жизненно важным» функциям относит формулировку цели; планирование; принятие управленческих решений; организацию и координацию; стимулирование, мотивацию; контроль, учет, анализ результатов [28, с. 29].

 В результате обобщения научных концепций ведущих специалистов в сфере менеджмента мы приходим к следующим подходам в классификации функций менеджмента в таможенных органах. Функции менеджмента в таможенных органах необходимо выделять с учетом административно-правовой природы таможенных органов и, среди прочего, коммерческих, коммуникационных и индивидуально-ориентированных задач в их управлении. Из этого следуют два блока функций - универсальные (общие) и коммерциализированные (специальные).

 К универсальным функциям относятся контроль, организация, планирование, регуляторная функция. Применение универсальных функций в управлении таможенными органами можно считать достаточным для выполнения базовых полномочий в системе таможенного администрирования. Однако, когда речь идет о создании конкурентной таможенной службы, которая соответствовала бы международным стандартам, основные функции не в состоянии решить следующие задачи.

 Исходя из того, что идеей менеджмента является «коммерциализация» управления, то есть достижение максимального результата в условиях минимальной ресурсной базы, на наш взгляд, сущность функций менеджмента в таможенных органах может проявляться в расширении основных функций публичного управления для прогрессирования и модернизации таможенных органов. В первой ситуации модель существования коммерциализированных (специальных) функций может быть самостоятельной (то есть такие функции выделяются как самостоятельные направления менеджмента). К ним можно отнести такие как экономия, мотивирование (активизация работников), корректировка (работа над ошибками), оптимизация, оценка и качество, пропорциональность, процедурность (технологичность) и др.

Расширение универсальных функций может происходить без выделения специализированных. Такая модель функционала в менеджменте таможенных органов проявляется в системе каждой универсальной функции применением дополнительных коммерциализированных направлений ее реализации.

 



Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ таможенного менеджмента в РФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: