Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
По обществознанию
Класс
Инструкция для учащегося
Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
Задания разделены на 2 части.
Часть I содержит 8 заданий. В задании 1 нужно установить верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Ответы заносятся в таблицу в «Бланке ответов».
К каждому вопросу задания 2 даны ответы, из которых только 1 правильный. Ваша задача - найти правильный ответ и занести его в «Бланк ответов». В задании 3 нужно установить соответствия и занести ответы в таблицу в «Бланке ответов». В заданиях 4-7 необходимо записать правильные ответы в соответствующих строках «Бланка ответов». В задании 8 ответы заносятся в таблицу в «Бланке ответов»
В части II содержится одно задание творческого характера. Задание 9 выполняется в форме эссе в тонкой тетради 12 листов.
На выполнение всей работы отводится 1 час 30 мин.
Все ответы необходимо перенести в «Бланк ответов»!
Часть I
Задание 1. (10 баллов) Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. Свободная добровольная политическая деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы, называется автономным участием.
1.2. Публичная оферта - это предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
1.3. Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.
1.4. Одним из вариантов полигамии является полиандрия.
1.5. Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.
1.6. Повышение котировок акций нефтяных компаний в связи с ростом цен на бензин характеризует ситуацию на рынке сырья и материалов.
1.7. Сущность эпохи Ренессанса в европейской культуре заключалась в том, что происходили коренные изменения, связанные с изживанием антично-христианского мифологического мировидения.
1.8. Знание, носящее эмпирический характер, базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании называется практическим.
1.9. Паркур является одним из типов субкультуры.
1.10. Договор, соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились называется декларацией.
Задание 2. (7 баллов) Выберите правильный ответ и запишите его в таблицу.
2.1. Если учительница увольняется из школы по собственному желанию и становится домохозяйкой при прочих равных условиях, то:
1. сокращается численность рабочей силы, но не изменяется уровень безработицы
2. сокращается численность рабочей силы и растет уровень безработицы
3. растет уровень безработицы, но не меняется численность рабочей силы
4. не изменяется численность рабочей силы и снижается уровень безработицы
2.2. Сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное единой логикой технологического развития, называется:
1. конвергенцией
2. солидарностью
3. интернационализацией
4. кластеризацией
2.3. Уровнями общественного сознания являются:
1. прогрессивное и регрессивное
2. научное и псевдонаучное
3. индивидуальное и групповое
4. обыденное и теоретическое
2.4. Известный британский философ и историк А. Тойнби считал, что основу любой цивилизации составляет:
1. совокупность религиозных ценностей
2. материальное развитие
3. этническое своеобразие
4. уровень духовной культуры
2.5. Согласно современным философским представлениям, ненаучное познание:
1. существует и сегодня, однако со временем оно полностью будет вытеснено прогрессивным развитием науки
2. существует только до тех пор, пока наука находится на ранних стадиях своего развития
3. существовало, и будет существовать всегда
4. существует только научное знание. Все, что находится за пределами науки, не является знанием вообще.
2.6. Официально оформленный отказ государства от ранее заключенного международного договора:
1. аберрация
2. ревиндикация
3. денонсация
4. ретракция
2.7. Найдите среди нижеперечисленных функции, которые не выполняет политическая идеология:
1. выражает и защищает интересы определенных социальных групп
2. находит и принимает оптимальные политические решения
3. внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего
4. противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировать общество
Задание 3. (8 баллов) Установите соответствие:
3.1. Между термином, описывающим философское направление и его определением.
термин | определение | ||
1 | Экзистенциализм | А | направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания, в частности текстов, относящихся к разным периодам человеческого бытия |
2 | Феноменология | Б | направление в философии, акцентирующее внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным |
3 | Герменевтика | В | философское направление, для которого человек является в первую очередь действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом |
4 | Персонализм | Г | направление в философии, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт |
3.2. Установите соответствие между типами девиантного поведения, выделенными американским социологом Р. Мертоном и их определениями
Тип | Определение | ||
1 | Ретретизм | А | согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения |
2 | Бунт | Б | отказ как от социально одобряемых целей, так и от способов их достижения |
3 | Инновация | В | отрицание целей и способов их достижения и стремление к их замене на новые |
4 | Ритуализм | Г | отрицание целей данного общества и абсолютное преувеличение значения способов их достижения |
Задание 4. (3 балла) Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
4.1. Общественная идеология, общественная психология, философия, религия, мораль, право, наука, искусство
_________________________________________________________________
4.2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей, мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения, минимизация социальных различий, реализация социальной справедливости, высокоразвитая система образования, здравоохранения и других социальных услуг
_________________________________________________________________
4.3. Э кономический рост, экономический спад, структурные сдвиги в экономике, изменение условий жизни населения, изменение качества жизни населения
_________________________________________________________________