Занятие 5. Тема: Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Возникновение ислама. Арабские завоевания

План изучения нового материала:

1. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.

2. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Варварские королевства.

3. Арабы.  Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Распад халифата. Культура исламского мира. Развитие науки.

4. Византийская империя  Попытка восстановления Римской империи. Кодификация права. Византия и страны Востока. Сохранение и переработка античного наследия. Человек в византийской цивилизации.  

1. Временные и географические рамки цивилизации Средневековья остаются спорными среди ученых, но большинство их сходится на точке зрения – конец 5 в. (с падения Западной Римской империи) по 15 век (середина 1453 г- падение Константинополя или 1492 год – открытие Колумбом Америки).  Эта эпоха получила наименование «средние века». Название это давнее, его придумали еще в 15 в. итальянские ученые-гуманисты. Они считали, что наступает эра Возрождения классической культуры античности, восстановления забытых за тысячу лет знаний, традиций, ценностей. Ученые 15 века полагали, что ничего достойного внимания во времена, отделявшие их от античности, не происходило, что это были “темные времена” упадка и варварства. И они снисходительно назвали это тысячелетие «средним веком» – промежутком между античностью и нарождавшимся новым временем.

Средние века обладают богатейшей историей. Они оказали значительное воздействие на формирование человеческой культуры, той цивилизации, к которой принадлежим и мы с вами. В средних веках берут начало языки, на которых говорят народы современной Европы. Именно тогда определились границы современных европейских государств и возникли многие города. Появились парламенты и суды присяжных. Были приняты законы, и по сей день действующие в европейских странах. Написано множество научных трактатов по медицине, математике, химии. Были изобретены ножницы и пуговицы, компас и механические часы, порох и книгопечатание. Появились первые университеты. Построены прекрасные соборы. В эти годы были созданы произведения искусства и литературы, до сих пор волнующие умы людей: исландские саги, “Песнь о Роланде”, поэма о Тристане и Изольде, легенды о короле Артуре. Средневековые понятия о рыцарской чести и достоинстве до сих пор остаются образцом для подражания.  . В те времена было много и плохого, и хорошего. Вот только скучными и неинтересными средние века назвать никак нельзя. А название, данное учеными 15 в., прижилось.

Тёплый климат и плодородная почва Италии издавна манили завоевателей. Поэтому Италия пережила целую серию сменявших друг друга варварских нашествий. Некоторые из варваров приходили лишь для того, что бы награбить побольше добычи. Таковы были вестготы и вандалы. Но другие хотели поселиться тут навсегда и создать в Италии собственное государство, первым таким варварским королевством стало государство Одоакра. В 476 г. варвары, служившие в армии последнего императора Западной Римской империи, потребовали, кроме денежных выплат, ещё и земель для поселения. Император отказал наёмникам, тогда предводитель германцев – Одоакр – сместил императора. Он отослал императорские знаки в Константинополь в знак того, что не желает соперничать с императором Восточной Римской империи, и провозгласил себя конунгом Италии, на самом деле он был независимым королём. Очень скоро остготское государство стало самым сильным в Западной Европе. Началась долгая война Византийской империи с остготами. Лишь после нескольких ожесточённых сражений, в 555 г., государство остготов было разгромлено, а византийцы утвердились в Италии. Но в 568 г. через Альпы под натиском аваров перешли племена лангобардов. Уже через несколько месяцев лангобарды захватили почти всю Италию. Византийцам удалось удержать лишь несколько приморских крепостей. 

  Огромное количество вещественных памятников времён расцвета древнего мира было уничтожено во время нашествий варварских племен. Предметы искусства из драгоценных металлов были переплавлены грабителями в слитки. Множество философских, научных и литературных сочинений было уничтожено или просто потерялось в череде завоеваний, восстаний и набегов. В запустение пришли многие города – бывшие центры ремесла и торговли.   Но не все потерялось и пропало среди костров и пожарищ варварских завоеваний. Так, варвары очень быстро поняли, что те законы, которые действовали в Римском государстве, могут быть приспособлены и для их жизни. Стройная система законов и норм, созданная умнейшими людьми Рима, как нельзя лучше подходила для организации жизни на новый лад. Постепенно вожди и короли стали всё чаще использовать эти законы. Другим наследием античности стал латинский язык (латынь). Этот язык сохранил своё господствующее значение в управлении государством и в общении между государствами. Помимо этого, латынь была основным языком христианской церкви, а также языком, на котором учили в школах. Ведь даже в самые тяжёлые годы в Европе не прерывалась школьная традиция, идущая от Рима.

2. Падение Западной Римской империи связано с Великим переселением народов — это массовое перемещение европейских племен, начало которому положило вторжение кочевых племен гуннов. Они произошли в Европе в IV—VII веках, когда варварские племена начали постепенно передвигаться на юг, к границам с Римской империей. Начало этому передвижению положило вторжение с Востока гуннов в середине IV столетия. Причинами переселения стали:

1) Глобальное похолодание: ливни, наводнения и резкое снижение температуры привели к потере урожая, эпидемиям болезней, детской и старческой смертности. Люди голодали и в поисках лучшей жизни отправились в более теплые края. В Норвегии в VI веке около 40% крестьянских хозяйств оказались заброшены. Из-за бурь пришлось оставить часть побережья Северного моря и территории Южной Англии. Италия VI столетия часто страдала от наводнений.

2) Зарождение государственности: племена объединялись в союзы, что привело к увеличению и усилению армий. Народам стола проще захватывать новые территории и добычу.

3) Упадок Римской Империи: на тот момент начались кризисы практически во всех областях жизни Рима. Императорская власть отличалась деспотизмом и борьбой военачальников за престол: последние привели к масштабной смуте. В сельском хозяйстве земли сильно истощились и не могли давать достаточно урожая. Армия сильно ослабла, а нравственность и жизненные приоритеты простых и богатых граждан Империи сместились с торговли, войн и развития государства до застолий, праздников и удовлетворений примитивных желаний.

4) Смещение политической и экономической активности: из крупных городов Испании и Италии жизнь постепенно переходила в Галлию, в которой активно развивалась торговля, а обилие дождей не давали распространиться засухе.

5) Вовлечение германских народов, живших на окраинах Римской империи, в ее экономику и политику: пользуясь ослаблением могущества государства, они требовали юридического признания себя, что приводило к возникновению двоевластия — власти Рима и самих племен.

6) Поражение гуннов в Хунно-китайских войнах в 201 году до н. э. — 181 году н. э. Речь идет о ряде столкновений между Ханьским Китаем и кочевой Хуннской державой. В результате Китай смог вытеснить врагов со своих земель. Те перебрались в Европу и, в свою очередь, начали теснить проживающие там племена,  приходящие люди вынуждали уходить тех, кто там проживал ранее.

7) Увеличение численности городов, особенно в экономически выгодных регионах и на окраинах: из-за нехватки места люди постоянно мигрировали, были вынуждены теснить коренных жителей.

Все это привело к демографическому упадку: население Южной Европы с 37 миллионов упало до 10 миллионов. Жители вынуждены были участвовать в миграции, чтобы выжить.
 Великое переселение  имело значительные  последствия:

1) Западная Римская империя распалась и была захвачена.

2) В Европе появились варварские королевства, многие из которых стали предками современных государств.

3) Появились новые племена и народы, хотя при этом существующие (например, гунны) уничтожались или растворялись в других.

4) Был сформирован единый латинский язык, ставший основой для местных. От  них позднее пошло образование современных языков.

5) Вместо класса рабовладельцев появился феодальный.

6) Сменился общественный уклад.

7) Распространилось христианство, которое становилось государственной религией во многих странах.

Варварские племена, вторгшиеся в пределы Римской империи, находились на разном уровне развития. Тем не менее, у них были общие черты, наложившие свой отпечаток на создание новых государств. Для большинства варварских племён, участвовавших в разрушении Римской империи, долгое время основной отраслью хозяйства было скотоводство. Особенно это было характерно для племён, населявших Северную Германию и Скандинавию. По мере продвижения на юг возрастало значение земледелия. Племена, жившие на приграничных с Империей землях, достаточно широко применяли плуг и двупольную систему. В ходе варварского завоевания в Средиземноморье были завезены некоторые огородные культуры, неизвестные там в эпоху римского владычества. Варварские племена имели развитое кузнечное производство. Железные инструменты и оружие у них не были редкостью. Однако им было неизвестны приёмы каменного зодчества. На ранних этапах Средневековья опыт римского каменного строительства имел для них очень большое значение. Не случайно первые каменные строения в варварских королевствах так напоминают римские постройки. Гончарный круг появился у варваров только перед крушением Римской империи.

Германцы селились маленькими посёлками, между которыми оставались большие необрабатываемые пространства. Это было нетрудно, так как население всей Германии в том время составляло не более 4 млн. человек, а значит, плотность населения была очень низкой. Варварские племена находились на этапе разложения родовой общины. В это время отдельная семья из 1-2 поколений (2-5 человек) не могла самостоятельно вести своё хозяйство. Она была не в состоянии выполнить ряд трудных и сложных работ (корчёвка леса, строительство дома, селения и т.п.). В одиночку было невозможно защищаться от врагов, обеспечивать правильное использование угодий, важных для скотовода: лугов, водопоев и т.д. Постепенно родовая община сменялась соседской, состоящей из нескольких больших семей, в которых жили 3, а иногда и 4 поколения родственников, а еще и невольники – всего до 30 человек. Со временем у варваров стало складываться имущественное неравенство – внутри племени выделилась родовая знать. В больших семьях появились рабы. Правда, рабство у варваров сильно отличалось от рабства в странах античности. Ещё одной важной особенностью варварского общества было существование конунгов. Конунги - или герцоги - представляли собой выборных военных предводителей племени. Первоначально это были только военные вожди. Их власть была ограничена не только в мирное, но и в военное время. Дружина занимала особое положение по отношению ко всему остальному племени. Иногда она становилась источником беспокойства, нарушая заключённые племенем договоры, иногда превращалась в ядро племенного ополчения. Постепенно из разбойничьей ватаги дружина превратилась в настоящее княжеское войско. В годы вторжения в Римскую империю из её числе вышла новая, служилая, знать варварских королевств.

В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколь­ко лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начади вторжение в Бри­танию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов свое королевство создали бургунды. Варвары хозяйничали и в Италии.

Королевство франков возникло почти одновременно с Остгот­ским королевством. В 486 г. король салических (приморских) фран­ков Хлодвиг возглавил их переселение в Северную Галлию. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. По­литику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.

В целом варварские королевства являлись государствами со сла­бой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабиль­ность политической ситуации и Пиропе.  При сыновьях и внуках короля Хлодвига франки завоевали Бургундское королевство, подчинили многие германские племена к вос­току от Рейна. Основу войска франкских королей составляли сво­бодные крестьяне-общинники. Однако со временем общины у франков начали распадаться. Под влиянием римских обычаев зе­мельные участки переходили в собственность отдельных семей. Число воинов у королей резко сокращалось. Королевская власть ослабла, знать все меньше считалась с ней. С середины VII в. франк­ских правителей стали называть ленивыми королями. Один за дру­гим на престол всходили совершенно неспособные к управлению люди. Всем заправляли придворные. Особенно большую роль иг­рали майордомы (старшие по дому). В начале VIII в. майордом Карл Мартелд (Молот) сумел обуз­дать своеволие крупных землевладельцев. Некоторые из них были казнены, а их земли отошли к майордому.

В это время над Запад­ной Европой нависла грозная опасность. В Галлию вторглись ара­бы. Карл Мартелл возглавил борьбу с завоевателями.  Он  принял меры по созданию бое­способной и надежной кавалерии. Воинам из всех свободных сло­ев населения он раздавал участки земли. Собственность на эту землю была условной. Позже такую землю стали передавать по наследству, но усло­вие несения службы сохранялось. Если наследник не желал слу­жить хозяину земли, то он не наследовал участок. Такое условное наследственное владение называли феодом или леном.

Начинание Карла Мартелла имело большие последствия для развития всей Европы. Отражение мусульманской угрозы повысило авторитет Карла Мартелла в глазах всех христиан. По просьбе главы христиан За­падной Европы папы (епископа) римского Карл Мартелл под­держивал проповедников христианства в германских землях. Сре­ди этих проповедников выделялся монах Бонифаций, первый епис­коп Германии. После смерти Карла Мартелла майордомом стал его сын Пипин Короткий. По совету Бонифация Пипин сверг последнего «ленивого короля» и сам стал королем.

При сыне Пипина Карле (768—814) размеры Франкского государства увеличились в два раза. Но не только за свои завоевания Карл еще при жизни получил прозвище Великого. Он на многие века стал образцом для правителей европейских государств. Само слово «ко­роль» в славянских языках произошло от его имени. Карл Великий прославился и как создатель храмов, мостов. дорог, каналов, дворцов и как покровитель искусства и просвещения для создания идеального христианского государства

3. Исламская цивилизация одна из самых молодых на Востоке. Её колыбелью была Аравия. Жители этого полуострова в культурном и социально-экономическом плане представляли очень пеструю картину: на побережье были плодородные земли, на которых жители выращивали зерно, виноград, финики, пряности; разводили овец и верблюдов. Большая часть полуострова представляла собой пустыню, где жили кочевники-бедуины, они занимались скотоводством и за определенную плату сопровождали по пустыне караваны. Постепенно у арабов пояляется неравенство: выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами- пленными и появляется очень много бедняков. Но появление в 7 веке новой религии – ислама коренным образом изменило судьбы арабов, объединило их в одну цивилизацию. До появления Ислама в арабском мире преобладающими были языческие верования, но иноземные религии также оказывали на арабов большое влияние. Иудейские и христианские общины мирно уживались вместе с арабами. Идея единобожия ко времени появления ислама витала в воздухе, появилось много проповедников, которые пытались найти нового истинного Бога.

К их числу относится и Мухаммед, житель Мекки.  Он родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие. Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Основные положения ислама:

· Разделение общества на богатых и бедных общинников;

· Терпение и покорность властям и знати;

· Власть мужчин над женщинами;

· Отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

· Призыв к «священной войне» против неверных;

· Идея бессилия человека перед могуществом Аллаха.

Обязанности мусульман:

· Мусульманин должен быть добродетельным

· В установленное время совершать молитву

· Поститься в течение одного месяца

· Совершать паломничество (хадж) в Мекку и Медину.

· Подавать милостыню (закят).

     Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам и верить только в одного бога – Аллаха и в то, что Мухаммед – его пророк. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, которые боялись, что Мухаммед встанет во главе Мекки и запретит посещение храма Кааба и Мухаммеду пришлось бежать в Медину, опасаясь за свою жизнь. Это событие, называемое по-арабски хиджра, т.е. переселение и стало точкой отсчёта мусульманского летоисчисления (622 г.).

В последующие годы большинство арабских племён приняло ислам, и Мухаммед в 630 году торжественно вернулся в Мекку, храм Кааба, после разрушения языческих статуй стал главным святилищем мусульман. Это привело к объединению всех арабов в одно государство при халифе Абу Бекр в 632 году. К середине 8 века (750 г.) владения арабского государства раскинулись от Атлантики до границ Индии и Китая. В ходе завоеваний распространился и ислам, и превратился в мировую религию

К IX веку халифат стал распадаться на части. Причинами этого были следующие:

1. Различия между народами, входившими в Арабский халифат.

2. Раскол на шиитов и суннитов.

3. Восстание покоренных народов.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование. Но ислам, религия некогда объединившая арабов, существует и по сей день. Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком.

4.   В 330 г. Римский император Константин I перенёс столицу империи на восток в древнюю греческую колонию на Босфоре – Византию. В честь императора новую столицу назвали городом Константина – Константинополем.  Географическое положение города было исключительно выгодным. Перекрёсток торговых путей с севера на юг и с востока на запад быстро превратил Константинополь в крупнейший порт и город Европы. В 395 г., после смерти императора Феодосия I, Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Константинополь стал столицей Восточной Римской Империи. После падения Западной Римской империи в 476 г. империя Восточная, осталась единственной наследницей величия Рима. Византию населяло много разных племён и народов, но все они называли свою страну "Римской (по-гречески - "Ромейской") империей", а себя – "ромеями". Только в 16-17 веках это государство стали называть "Византия" в честь старого названия столицы.

    Восточная Римская империя унаследовала от императорского Рима организацию государственной власти. Как и в Риме, верховной властью в стране обладал император – Василевс. Незыблемым оставался главный принцип имперской власти: "Что угодно императору, имеет силу закона". В 4-5 веках василевсы ещё больше усилили свои позиции, заключив союз с христианской церковью. Теперь император обеспечивал церкви защиту и покровительство, а церковь за это призывала верующих к повиновению власти василевса. Император признавался единственным законным повелителем всего христианского мира. В те годы (4 – начало 5 в.н.э.) границы "христианского мира" и Римской империи почти совпадали: кроме Римской империи в Европе и западной Азии, никаких других крупных христианских государств не было. Поэтому и позднее, в эпоху создания варварских королевств, василевс считал себя выше варварских властелинов. Как и в Риме, власть василевса не была наследственной. Приход к власти нового императора во многом зависел от синклита (сената), состоявшего из представителей высшей знати, а иногда – даже от симпатий простых константинопольцев. Поэтому василевсы часто прибегали к соправительству: они короновали своих сыновей как своих соправителей, рассчитывая, законно обеспечить власть своим потомкам. На западе король распоряжался своим королевством как своей собственностью. На востоке положение василевса было иным.

    Византия имела множество чиновников, образовывавших сложную систему управления, разделённую на военную и гражданскую части. Это деление так же осталось со времён Римской империи. В отличие от варварских королевств в Византии существовали специальные управления подобные современным: налоговое, военное, иностранных дел. Ещё одним важным принципом византийского чиновничества было деление чиновников и знати на разряды и соответствующие им титулы. Обычно высокую должность мог занять лишь человек с высоким титулом. Иногда неродовитому чиновнику присваивали высокий титул при назначении на высокую должность.

    В политическую борьбу вокруг императорского трона часто вмешивались и простые жители Константинополя. В 4-6 веке они объединялись в клубы болельщиков на ипподроме – "димы". Димы назывались по цвету одежд возниц, правивших колесницами в ходе конных состязаний – "голубые", "зелёные", “красные” и “белые”. "Голубую" диму поддерживали богатые землевладельцы, “зелёную” – хозяева крупных мастерских и купцы, занимавшиеся торговлей с азиатскими странами. Две другие димы были небольшими, а их влияние незначительным. По традиции, димы могли выражать на ипподроме своё отношение к императору и его приближённым. Бывало, с занятых народом скамей в императорскую ложу летели камни и комья грязи.

    С середины 4 в. христианство было единственной разрешённой религией, обязательной для всех граждан Римской империи. Начавшееся раньше создание по всей империи епархий окончательно завершилось уже при поддержке государства. В конце 4 в. патриархом стал епископ Константинополя. Как глава столичной церкви он стал вторым по значению, после Папы Римского, церковным деятелем. Постепенно под властью константинопольского патриарха оказались все земли Византийской империи к северу от Сирии (там главенствовал патриарх Антиохии) и востоку от Иллирии, где церковными делами руководил Папа Римский. Вскоре между Константинопольскими патриархами и Папами Римскими началась многовековая борьба за главенство в управлении христианской церковью.

    Императорская власть постоянно проявляла заботу о благополучии церкви. К середине 6 в. церкви принадлежало примерно столько же земель, сколько и василевсам. Во многих городах существовали принадлежавшие церкви мастерские и торговые лавки. Уже в 4 в. возникли первые расхождения между восточной и западной церквями. Они спорили о правильности - каноничности некоторых обрядов и вопросах управления церковью. Постепенно эти разногласия нарастали. Коренное отличие восточной церкви от западной состояло в том, что восточная церковь находилась в зависимости от государственной власти и целое тысячелетие выступала как её верная союзница. Поэтому население Византийской империи было под управлением двух властелинов – государственного и духовного. 

     Города Западной Римской империи в 5 – середине 6 веков переживали упадок. В это же время Византия была страной городов, которые тут по-прежнему процветали и господствовали над деревней. В городах жило большинство имперской знати, крупные землевладельцы и богатые купцы, но основную массу горожан составляли ремесленники, мелкие торговцы, наёмные работники и рабы. В городах было множество мелких мастерских, принадлежавших свободным ремесленникам, при которой существовала и лавка, в которой хозяин продавал товары, изготовленные им самим с помощью 2-3 наёмных работников или рабов. Помимо таких мастерских свободных ремесленников, существовали и мастерские, принадлежавшие государству, церкви или знати. В них трудились наёмные рабочие и рабы. Иногда рабы получали мастерскую в качестве пекулия. Особенно много рабов было в государственных мастерских.  

     В 5-6 веках жизнь города ещё определялась античными обычаями. Город оставался полисом, владевшим сельской округой, в которой горожанам принадлежали земельные участки. В городах  существовали общественные больницы с училищами при них. Полисы обладали правом самоуправления, которые обычно   было в руках знати, местные аристократы   были вынуждены учитывать интересы своих земляков. В 7 в. византийские города, так же как и западноевропейские, стали переживать упадок. Они теряли полисные земли, которые скупались государственными чиновниками, церковью и сельскими общинами. 

    Вершины своего могущества Византийская империя достигла в правление Юстиниана I. Будущий василевс родился в крестьянской семье в Македонии. Его дядя Юстин поступил на службу в армию василевса и со временем дослужился до высоких чинов. Наконец, ему удалось самому стать императором. Юстин I приблизил к себе племянника и сделал его своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан принял скипетр василевса как законный наследник. Новый император отличался блестящим образованием, глубоким умом, сильной волей и неистощимой энергией. Юстиниан был убеждён, что на него свыше возложена обязанность восстановить Римскую империю

 .  Его жена Феодора проявила государственный ум, участвуя в политических интригах, решении государственных и церковных проблем, принимая иностранных послов и распоряжаясь судьбами высших чиновников.

    В первую очередь василевс постарался повысить доходы государства и укрепить свою власть. Юстиниан принял ряд законов, которые ослабили крупных землевладельцев. Это привело к сокращению местного самоуправления и разгрому знати, осмелившейся оказать сопротивление императору. Юстиниан лишил   их должностей, назначая на высшие посты людей незнатных, но одарённых. Император расширил земельные владения государства, а также число государственных лавок и мастерских; проявил заботу о развитии торговли. В империи было налажено производство и торговля шёлком, она была объявлена исключительно государственным занятием, что принесло империи значительный доход.

     Многие реформы Юстиниана были противоречивы. Он боролся с крупным землевладением старой знати, но широко раздавал земли знати новой и церкви. Он защищал права свободных крестьян, но угнетал их постоянным ростом налогов. Он поощрял перевод рабов на пекулий, но не признавал за ними никаких прав, по-прежнему воспринимая их как "говорящие орудия", находящиеся в полной власти господ. Всё это было изложено в "Своде гражданского права" ("Кодексе Юстиниана"), ставшего основным сборником законов Византийской империи.

    Восстановление Римской империи в границах императора Диоклетиана Юстиниан начал с разгрома в 533-534 гг. вандальского королевства. В течение нескольких длинных и кровопролитных войн византийцам удалось сокрушить остготское королевство и подчинить себе всю Италию. В 554 г. армия Юстиниана захватила южную Испанию. 

Войны требовали больших расходов и росли налоги. В ответ в Константинополе начались волнения,  пожары. Восставшие осадили императорский дворец и выдвинули своего кандидата на престол. Растерявшийся Юстиниан уже готовился бежать морем, но борьбу с восставшими возглавила Феодора. Вызванная наёмная стража тайно была проведена на ипподром и обрушилась на восставших. 30000 безоружных человек было перебито на месте. 

    Вскоре волнения охватили и африканские провинции, где солдаты, победившие вандалов, не получили обещанных земель. Восставшие собрали собственную армию, которая сопротивлялась войскам василевса в течение 11 лет. Непрочным было положение византийцев и в Италии. Восстановление имперских порядков, возвращение земель, рабов и колонов бывшим владельцам и их потомкам, своеволие и произвол византийских чиновников – всё это озлобляло жителей Италии. В уже завоёванной к 535 г. провинции вновь вспыхнуло восстание. Но на этот раз последнего остготского короля поддерживали многие рабы, колоны и свободные крестьяне. К 546 г. византийцы потерпели полное поражение и были выбиты из Италии. Лишь в 555 г. сопротивление остготов было окончательно сломлено.

    Бросив все силы на запад, Юстиниан ослабил свои восточные рубежи. В 540 г. персы вторглись в Месопотамию и Сирию, разрушив Антиохию. Юстиниан трижды заключал с персами мир, выплачивая с каждым разом всё большую дань, но это не принесло успеха. Лишь после напряжённой войны, перебросив войска из покорённой Италии, в 562 г. Юстиниан добился мира на персидской границе.

     Но наибольшее поражение василевс потерпел на севере Балканского полуострова. На южный берег Дуная, нападали варвары (славяне и тюрки) и раз за разом прорывались в глубь имперских земель. Особенно опасными для империи были набеги славян. Если тюркские племена аваров ограничивались грабежом, то славяне постепенно начали переселяться на земли империи. В конце 6 – начале 7-го веков расселение славян на имперских землях стало массовым. В 602 г. посланные против славян войска отказались зимовать на славянской территории, взбунтовались и ушли с дунайской границы, окончательно оголив приграничные укрепления. Постепенно славянская колонизация охватила огромные территории – весь Балканский полуостров от Дуная до Пелопоннеса. К середине 7 в. славяне стали вторым (после греков) по численности народом на Балканах.

Т.О.Средневековая Христианская цивилизация выросла из двух, предшествовавших ей: античной и варварской. Она вобрала, преобразовала, развила многие их достижения. Эта цивилизация была христианской: в ее основе лежали ценности, проповедуемые христианской церковью. Именно она лежит в основе нашей современной цивилизации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: