Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)
Принята | Утверждена |
педагогическим советом | приказом от______________ №_____ |
решение от _______________ | Директор |
протокол №______ | |
_________________М.Д. Иваник |
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
«Весёлые узоры»
(роспись по дереву)
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы: педагог дополнительного образования
Кучина Любовь Ивановна
Требования к уровню освоения, объёму и сроку реализации образовательных программ
Уровень освоения программы | Показатели | Целеполагание | Требования к результативности освоения программы
| |||
Срок реализа- ции | Максимальный объем программы (в год) | |||||
Общекультур-ный | 2 года | 144 час. | - формирование и развитие творческих способностей детей; - формирование общей культуры учащихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. | - освоение прогнозируемых результатов программы; - презентация результатов на уровне образовательной организации. |
Пояснительная записка
В последнее время мы всё чаще обращаемся к народному искусству, к памятникам декоративно-прикладного творчества, что связано в первую очередь с непреходящим значением для современников этого живого родника. Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Мы отдаём дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, напоенные спокойствием и простотой. Художественные изделия радуют своей красотой, ведь вещи, созданные руками народного мастера, вбирают в себя богатейшие традиции орнаментального искусства. К народному орнаменту обращаются профессиональные художники и педагоги. Узор, как отражение истории, поражает своей глубиной и точностью, поэтому необходимо изучать народный орнамент, раскрывать секреты его прочтения, молодому поколению, продолжателям прекрасных национальных традиций. Наиболее ярко русский узор проявился в художественной росписи по дереву.
|
|
Программа росписи по дереву «Весёлые узоры» обобщает многолетний опыт работы педагога в данном направлении. Программа имеет художественную направленность с элементами социально-педагогической и культурологической направленности. Народное искусство глубоко традиционно и самобытно. Его образы, сюжеты, орнаменты, технические приёмы и формы предметов возникли очень давно и сохранились до нашего времени. Эта живая преемственность, когда новое поколение усваивает наследие предыдущего, вбирая лишь понятное, вызывающее интерес, побуждающее к творчеству. Для того, чтобы сохранить это наследие, доставшееся нам от старых мастеров, важно копирование, повторение обучающимися как отдельных элементов, так и целых композиций. Дети, работая над росписями соприкасаются с жизнью далёких предков, традициями, укладом жизни, одновременно обращая внимание на быт, костюм, орудия труда, предметы интерьера, убранства жилища, архитектуру, природные мотивы и т. д. В настоящее время огромную роль в эстетическом воспитании детей играют произведения народного искусства, они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность мироощущения, отражает его в творчестве народных мастеров, поражают декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радуют особым чувством ритма, любовью к узорчатости орнамента.
Актуальность данной программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства, что открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Происходит обучение «искусству через искусство», способствуя гармоничному развитию личности в целом.
Адресат программы: программа «Весёлые узоры» (роспись по дереву) рассчитана для работы с детьми 7-14 лет.
Уровень освоения: общеобразовательный, общеразвивающий.
Срок и объём реализации программы: 2 года по 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, перерыв 10 минут.
Цель: формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций русской национальной росписи и умения реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся с традиционными видами росписи по дереву
· научить техническим приёмам кистевой и графической росписи
· познакомить с основами цветоведения
Развивающие: -
· развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству
· способствовать развитию художественного вкуса
· развивать творческие способности
· формировать интерес к творческому познанию и самовыражению
Воспитательные:
· воспитывать уважение к культурному наследию своего народа
· воспитывать интерес и любовь к традиционным выдам росписи, как виду художественного творчества
· содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Организационно – педагогические условия реализации программы
Условия набора учащихся: для обучения по программе принимаются детиот 7 до 14 лет, независимо от уровня подготовленности на основе заявления от родителей (законных представителей ребёнка) и заключения договора по обучению по данной программе. Учащиеся, успешно прошедшие обучение по программе 1 года обучения, переводятся на 2 год обучения. Возможен приём учащихся на 2год обучения, не занимавшихся на 1году обучения на основании собеседования и выполнения практической работы.
Условия формирования групп: программа рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с разновозрастными учащимися от 8 до 9 лет.
|
|
Количество детей в группе:
1год обучения- 15человек
2 год обучения -12 человек
Срок реализации программы: 2года
Объём программы:
1год- 144часа
2год- 144часа
Особенности организации образовательного процесса: обусловлены её практической значимостью: занимаясь в группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в выставочно-конкурсной деятельности разного уровня (от школьного до международного
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: традиционное занятие, комбинированное, практическое, мастер-класс, игра, праздник, мастерская, конкурс, творческая встреча. Занятия проводятся в групповой форме.
Материально-техническое оснащение:
учебное помещение, оборудование кабинета:
- экран
- мультимедиа установка
- компьютер
- CD диски
- магнитофон
Обязательным является умывальник для смены воды, мытья рук, после работы с красками, кисточками.
Кадровое обеспечение программы: реализация программы осуществляется педагогом, соответствующим квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».
Методы организации занятия:
Словесные, наглядные, практические.
Словесные - рассказ, беседа;
Наглядные – иллюстрация образцов выполненных работ.
Практические – самостоятельные творческие работы, практическое занятие.
Проверка результатов обучения осуществляется посредством текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Весёлые узоры» (роспись по дереву):
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
|
|
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.