Музыка как вид искусства – 5-6 класс (68 часов)

Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Взаимосвязь музыки с другими видами искусства – литературой, живописью Интонация как носитель выразительного смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Зависимость различных типов интонации от их семантических функций (изобразительные, выразительные) и эмоционально-образного строя (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.). Богатство и разнообразие музыкальных образов и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.  

Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Общее и различное между музыкальным фольклором своего народа и других народов мира. Песенность, напевность как определяющий феномен русского народного пения, проявляющийся в искусстве распева тонов и импровизации.

Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность (русская пляска, хороводы, полька, вальс, полонез и др.).

 

При формировании представлений о народном музыкальном творчестве накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

· осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, как составной части народного действия;

· исполнения русских народных песен и песен других народов мира;

· участия в народных праздниках.

· создания музыкально-литературных композиций;

· индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.

 

 Представления о музыкальной жизни России и других стран» - 7 класс (34 часа).

 «Музыкальное искусство отечественное и зарубежное». «Характерные черты русской и западноевропейской музыки». «Своеобразие западноевропейской музыки эпохи Возрождения». «Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы».  

 Учебный материал в сквозной учебной теме «Представления о музыкальной жизни России и других стран» — выстраивается в следующем виде.

Характерные черты русской и западноевропейской музыки.  

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной композиторской музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере музыкальных произведений И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена; Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Э. Грига). 

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы.

 Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (на примере творчества М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.

Ознакомление с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей на основе прослушивания аудио- и видеозаписей: Ф. Шаляпина, Э.Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди; С. Рахманинова, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Е.Мравинского, Е.Светланова, А.Свешникова, Г. фон. Караян, А. Тосканини; Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого и др.

При формировании представлений о характерных чертах русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

· личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;

· исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;

· выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

При формировании представлений о музыкальной жизни России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

· высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

· создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

· изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

· поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

· приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.

Предполагаемые результаты:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: