Образец социального прогнозирования 6 страница

М.Джидас с самого начала заявил, что его анализ относится главным образом к коммунистическому обществу, единственно­му, с которым он знаком. (“Я не претендую на знание иного мира, кроме коммунистического, в котором я имел счастье или несчастье жить”.) “Очень трудно, если вообще возможно, опре­делить границы нового класса и установить личности его чле­нов”, — пишет он. Однако можно утверждать, что новый класс состоит из тех, кто имеет особые привилегии и обладает эконо­мическими преимуществами вследствие удерживаемой ими мо­нополии на административную власть. Тем не менее, поскольку источником привилегий является власть партии, ядро нового клас­са составляет политическая бюрократия, а не хозяйственные ме­неджеры. Сама модель партии как организации профессиональ­ных революционеров предвосхищала появление этой новой стра-ты. Если в предшествующих обществах новые классы добивались власти после того, как завершалось создание новых экономиче­ских структур, в коммунистическом мире произошло обратное. Новый класс “пришел к власти не для того, чтобы завершить создание нового экономического строя, а затем, чтобы устано­вить собственный порядок и таким образом утвердить свою власть над обществом”.

Касаясь идеи революции управляющих, М.Джилас пишет: “Важно отметить коренное отличие рассматриваемых здесь по­литических бюрократий от тех, которые возникают вследствие любой экономической централизации”. В каждом развитом об­ществе появляется сдой “белых воротничков” и “функционеров”, которые могут превратиться в особую социальную страту. Но хотя “такие функционеры имеют много общего с коммунисти­ческими бюрократами... они не идентичны”. Над бюрократами в некоммунистических странах “стоят политические деятели, обыч­но выборные, иди собственники капитала, тогда как над комму­нистами нет ни хозяев, ни собственников”. В этом мире “прави­тельство и управляет государственной собственностью, и распре­деляет ее. Новый класс или его исполнительный орган — партий­ная олигархия — действует как собственник и является собствен­ником. Самое реакционное буржуазное правительство едва ли может мечтать о подобной монополии в экономике”69.      

69 D;i;os M. The New Class. N.Y., 1957. P. V, 38-39, 43-44, 207. В ходе продолжительной дискуссии по поводу анализа М.Джидаса прозву­чало одно странное обвинение. В 1958 году в ноябрьском выпуске политическо­го журнала “Le Contrat Social”, выходившего раз в два месяца в Париже под редакцией Б.Суварина, появилась статья Ж.Энейна под названием “Бруно Р. и "новый класс"”, в которой утверждалось, что идеи М.Джиласа почерпнуты из книги “Бюрократизация мира”. К несчастью, писал Ж.Энейн, Бруно Р. умер.

В мартовском выпуске “Le Contrat Social” за 1959 год были опубликованы два связанных с этим письма — одно от самого Бруно Р., пребывавшего в доб ром здравии, другое — от Х.Дрейпера, бывшего редактора газеты “Labor Action”, придерживавшейся шахтмановской ориентации. Бруно Р., обозначивший свое полное имя — Бруно Рицци, лишь отрывочно упомянул о написании книги и ничего не поведал о себе. Он заметил, что впервые рассказал Л.Троцкому, “которого любил и даже считал учителем”, о своих идеях в 1938 году. Он также обвинил Бёрнхема в плагиате мыслей его книги, из которой тот взял только “негативные аспекты”.

Между тем в письме Х.Дрейпера впервые сообщались некоторые биографи­ческие данные об этой странной личности. Х.Дрейпер, член шахтмановской груп­пы, долгое время искал и наконец в 1948 году достал экземпляр книги Бруно Р. В том же году он поместил в журнале “The New International” единственный полный обзор работы Бруно Р. В 1956 году Х.Дрейпер совершенно неожиданно получил письмо из Италии, подписанное Бруно Рицци, который представился ему как автор книги. Он прочитал статью в “The New International” только через восемь лет после ее опубликования и с удивлением обнаружил, что группа социалистов увлекается изложенной в его книге теорией. В апреле 1958 года Х.Дрейпер вместе с женой, будучи тогда в Европе, нанесли визит Б.Рицци. Открылась странная картина. Бруно Р., по словам Х.Дрейпера, не был итальян­ским эмигрантом-антифашистом, а работал коммивояжером, который перед войной свободно разъезжал между Францией и Италией. Б.Рицци никогда не принадлежал к троцкистам. В Париже до 1938 года он пытался добиться член­ства в партии, но итальянские троцкисты, эмигрировавшие из страны, боялись, что он мог быть фашистским шпионом или в лучшем случае политическим экс­центриком. Их опасения были понятны. В 1937 году он опубликовал в Милане под собственным именем книгу “Куда идет СССР”, в которой содержались се­мена его теории и которая распространялась вполне беспрепятственно, по сло-чям Х.Дрейпера, “потому что, согласно теоретическим воззрениям Б.Рицци, фашизм соответствовал общему направлению социального прогресса”. Подоб­ная точка зрения не считалась полным отклонением от нормы среди некоторых марксистов. Так, бывший французский коммунист Ж.Дрио, лидер левого крыла бельгийских социалистов А. де Ман и фракция Французской социалистической п.чртии, возглавляемая Спинассом и Ривом, поддержали Гитлера после начала нойны под предлогом того, что его победа “уничтожила бы капитализм и объе­динила Европу”. Этот исторический аморализм проник и в книгу Дж.Бёрнхема, когда он написал, что “общий исход второй великой войны также очеви­ден... Не существует возможного решения проблемы на капиталистической ос­нове”. Как часто люди путают историю — и прогресс— с необходимостью! Обвинение в плагиате осталось недоказанным; как отметил Б.Суварин в редакционном заключении, не нашлось подтверждений тому, что Дж.Бёрнхем на самой деде “позаимствовал” мысли Бруно Р. Поскольку ни одного экземпляра книги не осталось в наличии, дословное воспроизведение ее текста исключалось. Сама же идея “носилась в воздухе”. В действительности, как неоднократно утверждал М.Номад, источник многих подобных концепций восходит к теориям польского анархо-синдикалиста В.Махайского, который в 1899 году в книге “Эволюция социал-демократии” доказывал, что мессианизм социализма является замаскированной идеологией недовольной интеллигенции, использующей проле­тариат в качестве орудия достижения власти для самой себя. Что касается еще более ранних трактовок, то можно обратиться к истокам российского социализма в 1870-е и 1880-е годы, проявившимся в полемике между П.Акседьродом и П.Ткачевым. П.Аксельрод громко заявил о том, что опасно полагаться только на “воинственно настроенное меньшинство” как лидера народных масс в ходе подготовки революции. Можно процитировать также и М.Бакунина, еще раньше предсказавшего в будущем “приход к власти научной интеллигенции... нового класса, новой иерархии подлинных и мнимых научных работников и ученых... государственных инженеров, которые составят новый привилегирован­ный научно-политический класс”.

Более ранние и подробные сведения о Бруно Р. даны в моем эссе (см. Вей D. The Strange Tale of Brun R. // The New Leader. September 28, 1959), а также приведены в разделе переписки в том же издании (см.: The New Leader. November 16,1959). Заявления М.Бакунина можно найти в его работе: Bakunin М. Critique of Marxism // Maximoff G.P. (Ed.) The Political Philosophy of Bakunin. Glencoe (111.), 1953. P. 283-289. Его предсказания относительно новых форм господ­ства, которые появятся вслед за победой марксистских идей, настолько порази­тельны, что их стоит прочитать полностью.

 

 

Смерть И.Сталина означала для М.Джидаса, что прежняя эпоха ушла в прошлое и что теперь возможна некоторая нормализация жизни. Новый класс, говорил он, не откажется от власти, но он “измучен догматическими чистками и воспитательными меро­приятиями. Ему хотелось бы пожить спокойно. Хотя в настоя щее время его позиции достаточно укрепились, он вынужден за­щищаться даже от собственного облеченного властью лидера”*.

Десятилетие спустя был поднят вопрос о том, “раздроблен” ли новый класс и не может ли власть партии над обществом быть подорвана новой научной и технической интеллигенцией, груп­пировкой, на творческую элиту которой частично распространя­лась свобода научных исследований. Тема неизбежного конфликта между научной интеллигенцией и партийной бюрократией наи­более резко прозвучала в книге А.Парри “Разделенный новый класс”**. А.Парри использовал выражение “новый класс”, под­ражая М.Джиласу, но если последний, пусть и с оговорками, го­ворил о нем как о правящей партийной бюрократии, то А.Парри отождествлял “новый класс” с интеллигенцией, которая, утверж­дал он, “составляет почти пятую часть всех советских трудящих­ся”. Внутри этого сдоя, являющегося в целом более привидегиро-

 

* Djilas М. The New Class. P. 52.

** См.: Parry A. The New Class Divided. N.Y., 1966.

 

ванным по сравнению с рабочим классом и крестьянством, суще­ствует до 600 тыс. научных работников, и требования этой груп­пы, символом которых являлись для А.Парри карьера и труды физика П.Капицы, могли бы стать вызовом жесткому партийно­му контролю.

Неясно, насколько широкой иди эффективной может быть такая оппозиция. То, что подобные настроения существуют, сле­дует из документа, распространенного А.Сахаровым, одним из создателей советской водородной бомбы, который стад совестью интеллектуалов. В одном из разделов своего манифеста, озаглав­ленного “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” он заявляет: “Подобное положение интеллигенции в обществе делает бессмысленными любые гром­кие требования того, чтобы она подчинила свои стремления воде и интересам рабочего класса (в Советском Союзе, Польше и дру­гих социалистических странах). Эти призывы на деде означают подчинение воле партии иди, точнее, ее центрального аппарата и его чиновников. Кто может гарантировать, что они всегда выра­жают подлинные интересы рабочего класса и подлинные интере­сы прогресса, а не свои собственные кастовые интересы?”70

И все же маловероятно, что требования небольшой элитной группы, если даже она относится к разряду стратегических, мо­гут оказать решающее влияние на реорганизацию власти, что было бы необходимо для обеспечения независимости научного сооб­щества в Советском Союзе. Тем не менее партийное руковод­ство действительно сталкивается с необходимостью проведения некоторых структурных изменений, и эта необходимость выте­кает, как очевидно для любого марксиста, из нового социадьно-икономического характера общества. Зб.Бжезинский, например, утверждал, что монолитный партийный контроль в сфере поли­тики и командная система в экономике, будучи когда-то, воз­можно, необходимыми для индустриализации страны, сейчас ста­новятся все более ненужными, так как высокоцентрализованная структура проявляет растущую неспособность управлять слож­ным “технетронным обществом”, требующим постоянной ини­циативы для своего прогресса.

70 Sakharov A.D. Progress, Coexistence and Intellectual Freedom. N.Y., 1968. Г. 30.

 

Зб.Бжезинский обозначает пять альтернативных путей политического развития советской системы, которые он считает логически допустимыми.

Олигархическое оцепенение: партия сохраняет свою господствующую роль; идеология остается догматической; политическое руководство продолжает быть коллективным, поскольку в отсут­ствие перемен не требуется большого выбора. По существу, это было бы продолжением нынешней тенденции.

Плюралистическая эволюция: трансформация партии в ме­нее монолитную организацию, в некоторой степени подобно тому, как это имеет место в Югославии, а также эрозия догма­тической ленинско-сталинской традиции. В такой ситуации “партия скорее играла бы роль морально-идеологического сти­мулятора, чем роль правящей группировки; государство, как и само общество, стадо бы более важным источником нововведе­ний и перемен”.

Технологическая адаптация: трансформация бюрократической партии в партию технократов. Руководство государством взяли бы на себя научные специалисты, усвоившие новейшие техниче­ские достижения, которые следили бы за научными нововведени­ями ради обеспечения безопасности советского общества и его промышленного развития.

Воинствующий фундаментализм: возобновление идеологиче­ского рвения, встряска жесткой бюрократической структуры; меньшее по размерам, но более централизованное руководство и усиление враждебности к внешнему миру в соответствии с уста­новками “культурной революции” Мао Цзэдуна.

Политическая дезинтеграция: внутренний паралич в правя­щей элите, вызванный растущими притязаниями отдельных груп­пировок, а также расколом в вооруженных силах и других основ­ных поддерживающих систему секторах.

“Заглядывая приблизительно на десяток дет вперед и используя в качестве ориентира нынешнее распределение власти в советском обществе”, Зб.Бжезинский считает, что советское руководство попытается найти баланс между первым и третьим вариантами. Оно будет стремиться сохранить олигархический контроль и, как в Восточной Германии, вовлечь больше технократов в процесс принятия решений. Однако, добавляет Зб.Бжезинский, вследствие затрудняющих интеграцию устоявшегося партийного стиля,

огромных размеров страны и потребностей обороны этот курс, вероятнее всего, столкнется с трудностями. Тем не менее, если его будут придерживаться, “объединение первого и третьего вариантов (стремление сочетать идеологическую жесткость с технологическими успехами)... вызвало бы в течение 70-х годов трансформацию нынешней диктатуры коммунистической партии в коммунистическую преторианскую олигархию”71.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Если подытожить сказанное, то за последние сорок дет в разви­тии западных индустриальных обществ произошли три главных изменения: модернизация промышленного предприятия в силу появления контролирующих организацию управляющих; пере­мены в профессиональной структуре, вызванные относительным сокращением промышленного пролетариата и расширением но­вого технического и профессионального сдоя; и трансформация политической системы вследствие распространения государ­ственной бюрократии и повышения роди политических технок­ратов.

Эти процессы протекают и в западном, капиталистическом, и н советском, коммунистическом, обществах. На Западе распро­странение государственной бюрократии и становящийся все бо­лее технологическим характер политических решений создают проблему баланса между теми, кто управляет политической сис­темой, непосредственно реагируя на групповые интересы (поли­тические деятели, представляющие бизнес, рабочий класс и дру­гие страты), а также бюрократами и технократами. В Советском Союзе существование многочисленной бюрократии, которая трансформировалась в новый класс, угрожает обоснованности коммунистической идеологии и противоречит обещанию постро­ения в будущем бесклассового общества. В обеих системах сход­ная трансформация профессиональных и классовых структур порождает вопрос, связанный с “историческим образом” буду­щего индустриального общества (если ни капиталисты, ни рабо-

71 Brzezinski Zb. Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era. N.Y., 1970. P. 164-172.

 

чий класс не утвердятся в качестве решающей силы на земном шаре), и ставит коренную проблему отношений между полити­ческими типами обществ — идет ли речь об управляющих, уп­равляемых, бюрократической или демократической системе — и социальной структурой нового типа, будь она “постиндустри­альной”, “посткапитадистической” или имеет какой-нибудь иной ярлык, используемый для обозначения возникающего общества, где доминирует образованный класс профессионально-техниче­ских и научных работников.

В западной социологии не прекращались попытки проследить за развитием этих тенденций и энергично обсуждались социальные теории, претендующие на лучшее объяснение происходящих пе­ремен. В Советском Союзе до последнего времени фактически хранилось молчание. Прошли лишь отдельные серьезные дискус­сии на тему о структурных изменениях в западных обществах. (Обозначение этих обществ по-прежнему в качестве “капитали­стических” свидетельствует, что коммунистические авторы и сей­час считают уместным характеризовать систему в духе К.Мар­кса и В.Ленина72.) Обсуждение политической сущности совет­ской бюрократии и тема “нового класса”, разумеется, запреще­ны. Советские социологи лишь недавно приступили к исследова­нию меняющейся профессиональной структуры общества, и вскоре

72 Примечательно, однако, что разговор о неизбежном экономическом кри­зисе и экономическом упадке капитализма в значительной степени исчез со стра­ниц советских научных изданий. Эту тему заменило обсуждение социальной нестабильности западного общества. В 1969 году был создан Институт Соеди­ненных Штатов Америки Академии наук СССР (ныне Институт США и Кана­ды РАН), который с января 1970 года начал публикацию собственного журнала “США: экономика, политика, идеология”. М.Фейнсод отмечает в обзоре пер­вых шести выпусков журнала: “Статьи о современной американской внешней политике, как и можно было ожидать, верноподданнически отражают тепереш­нюю партийную линию. Однако при всем этом нельзя не заметить, что прими­тивное повторение лозунгов уступило место более информативному и утончен­ному анализу сил и факторов, формирующих американскую внешнеполитичес­кую стратегию”. Статьи по другим вопросам, особенно затрагивающие техни­ческую тематику, включая экономику, имеют заметную тенденцию к тому, что­бы основываться на фактах, а американская литература по вопросам управле­ния и практики менеджмента в настоящее время тщательно просматривается в поиске материалов для возможного использования в подготовке советских уп­равляющих (см.: Fainsod M. Through Soviet Eyes // Problems of Communism. November-December, 1970).

 

пришло понимание деликатного характера избранной темы, тая­щей в себе настоящее “осиное гнездо” проблем.

Обращаясь к советской социологии, можно выделить три уров­ня дискуссии.

Во-первых, существует обветшалое царство официальной иде­ологии. На этом уровне теоретическая социология приравнивает­ся к историческому материализму; концепции состоят из цитат К.Маркса и В.Ленина; в стандартных учебниках повторяется уп­рощенная схема социального развития, вульгаризирующая идеи К.Маркса, словно в западном обществе за последние сто лет или в советском обществе за последние сорок лет не произошло никаких перемен, которые могли бы изменить провозглашаемые схемы.

Так, Г.Глезерман в книге под названием “Законы обществен­ного развития” пишет: “Современная буржуазная социология отвергает возможность познания законов общественного разви­тия и даже само их существование и таким образом в большин­стве случаев отрицает возможность социального предвидения... Ее аргументы о невозможности проникновения за покров буду­щего направлены главным образом против марксизма, доказав­шего, что коммунизм одержит победу. К.Маркс провозгласил те­зис о неизбежном ниспровержении капитализма и его замене социалистическим обществом более ста лет тому назад”73.

Для теоретика Г.Глезермана существуют “общий” и “особен­ные” законы. “Общим” законом социального развития является то, что социализм как новая общественно-экономическая форма­ция неизбежен. Однако, поскольку каждой стране, проходящей через капитализм или минующей его, не предопределено идти одним и тем же путем, существуют также “особенные” законы. Так как в ходе истории встречается множество различных вари­антов развития, логика аргумента вскоре подведет нас к тому, что в каждом случае действует свой конкретный “закон”! Такова качественная сторона теории74.

73 Glezerman С. The Laws of Social Development. Moscow, n.d. P. 79. Эта книга представляет собой сборник лекций ддя аспирантов кафедры философии Московского государственного университета и отделения философии Акаде­мии общественных наук при ЦК КПСС.

74 У теоретика Г.Глезермана возникает большая путаница. На одной стра­нице, изобилующей цитатами из произведений Ф.Энгельса и В.Ленина, нам говорят, что законы “отражают сущностную связь”, “всеобщую связь” и “необ­ходимую связь между явлениями” (Glezerman G. The Laws of Social Development. P. 46, курсив автора). Однако через несколько страниц утверждается, что “лю­бой закон носит незавершенный, ограниченный характер... Для того чтобы пред­видеть конкретный процесс, недостаточно знания только одного закона, ибо он не принимает в расчет все обстоятельства, которых существует бесконечное мно­жество. В этой связи В.Ленин писал в “Философских тетрадях”, что только бесконечное число концепций и законов представляет конкретное в его полно­те” (Ibid. P. 82, курсив мой. — Д.Белл). Далее говорится, что “марксисты спо­собны предвидеть ход общественного развития благодаря умелому применению теории при анализе конкретной исторической обстановки” (Ibid. P. 86, курсив автора), ибо общей тенденцией научного развития “является в конечном сче­те анализ, обусловленный требованиями производства...” (Ibid. P. 80, курсив мой. — Д.Белл). Тем не менее не ясно, производится ли этот “окончательный анализ” аналитиком (что может означать — последним оставшимся в живых аналитиком) или же в конце исторической эпохи, но если именно это имеется в виду, то каким образом можно было бы заранее установить в бесконечном мно­жестве элементов, определяющих общественное развитие, необходимый, под­линный элемент?

И наконец, в ответ на наши попытки выяснить, что же такое “закон”, нам говорят, что “в конечном счете... особенность закона состоит в выражении ус­тойчивой, постоянной связи между явлениями. Объективный мир, природа и общество, которые окружают человека, непрерывно меняются. Однако, несмотря на все это, имеют место определенные, относительно устойчивые, постоянные связи. Как отмечал В.Ленин в “Философских тетрадях”, закон — это нечто устойчивое, прочно укорененное в явлении” (Ibid. P. 47, курсив автора). По­пытке Г.Гдезермана определить изменение и постоянство лучше всего соответ­ствует ремарка профессора Колумбийского университета С.Моргенбессера, который на вопрос молодого радикала из его философского класса о том, верит ли профессор в закон Мао о “противоречиях”, ответил: “И да, и нет”.

 

 

Второй уровень носит научный характер, но все же отожде­ствляется с партией. Он сосредоточен скорее в Академии наук, чем в официальных партийных органах, и его представители боль­ше заинтересованы в уравновешенной защите традиционной дог­мы и достижении конкретных результатов в прикладных соци­альных исследованиях. Значительной частью этих работ руково­дил А.Румянцев, бывший до 1971 года вице-президентом Акаде­мии наук СССР. Он подвергал нападкам “ползучий эмпиризм”; однако в то же самое время поддерживал работу в области соци­ального прогнозирования как средства обеспечения более точ­ных сведений о меняющемся характере советского общества. В примечательном отсутствием лицемерия докладе, сделанном им в 1970 году в Варне на Шестом Всемирном социологическом конгрессе, А.Румянцев изложил исходные тезисы к развитию соци­ального прогнозирования, которое заняло видное место в совет­ской социологии. “Отсутствие достаточной информации и пони­мания нынешней общественной ситуации обрекает предсказание ожидаемых перемен на неудачу”, — отмечал он.

“Трудности прогнозирования... вытекают из самой природы социальных процессов, которые многообразны, сложны и веро­ятностны... мы сталкиваемся с необходимостью изучения не только объективных экономических явлений, но и ряда субъективных факторов, таких, как вкусы, стиль, предпочтения и так далее... Эффективность социального планирования в огромной степени зависит от адекватного принятия во внимание как экономичес­ких, так и неэкономических факторов, равно как и от учета ин­тересов, мотивов, потребностей и наклонностей. Вся эта обшир­ная информация может быть эффективно использована только в том случае, если в процессе оценки, планирования и управления широко применяются статистические и математические методы, моделирование и компьютерная техника”75.

А.Румянцев отражает мышление “коммунистов-управляющих”, для которых важнейшая перемена заключена в “научно-техни­ческой революции”, с которой они связывают трансформацию советского общества. По мнению футуролога И.Бестужева-Лады, “научно-техническая революция чрезвычайно усложняет управ­ление социальными процессами”. В своей книге “Окно в буду­щее: сегодняшние проблемы социального прогнозирования” он делает обзор различных подходов к социальному прогнозирова­нию и приходит к выводу, что “вероятностный подход... являет-

75 Rumiantsev A.M. Social Prognostication and Planning in the Soviet Union. Moscow, 1970. P. 6, 9, 12. Работа представлена Советской социологической ас­социацией на конгрессе в Варне, Болгария. Хотя все это выглядит прекрасно, очевидно, что жесткая критика А.Румянцева направлена против догматиков в советском планировании, когда он пишет после упоминания о необходимости изучать вкусы, стиль и предпочтения, что “долгосрочный план, основанный на научном предсказании потребностей населения, гораздо более адекватен, чем планы, упускающие отмеченные факторы” (Rumiantsev A.M. Social Prognostica­tion... P. 6). Однако, будучи партийным идеологом, А.Румянцев также утверж­дает, что основные положения марксизма-ленинизма по-прежнему остаются верными (см.: Rumiantsev A.M. Categories and Laws of the Political Economy of Communism. Moscow, 1969).                                     

 

ся наиболее эффективным, есди не единственно возможным”. Далее И.Бестужев-Лада указывает, что “в футурологии ощуща­ется недостаточное внимание к исследованию развития мораль­но-этических норм и того, каким образом они способны воздей­ствовать на научно-техническую революцию”76.

Третий уровень дискуссии представлен широким потоком эм­пирических исследований, в качестве отправного пункта кото­рых служит структура занятости в Советском Союзе и в кото­рых осторожно изучается ее значение. Как подчеркивает Л.Ла-бедз, “с тех пор как И.Сталин в 1931 году отметил, что "ни один правящий класс не обходился без собственной интеллигенции", существует щекотливая проблема того, как следует определять эту группу и каково ее место в социальной структуре”77.

Как отмечал А.Румянцев в 1965 году, интеллигенция, в целом определяемая как “работники умственного труда”, составляет в Советском Союзе 25 миллионов человек, иди около пятой части рабочей силы. Еще более важно его утверждение о том, что на­следование такого положения (и благосостояния) становится важным фактором формирования новой классовой структуры в СССР78.

76 Bestuzhev-Lada I.B. Okno v budushchee: sovremennye problemy sotsialnogo prognozirovaniya. Moscow, 1970. В комментарии по поводу необходимости при­менять вероятностный, а не детерминистский, подход И.Бестужев-Лада пишет:

“Использование вероятностного метода для исследования проблем будущего, хотя таковой, по-видимому, бесспорен, в теоретическом отношении требует проведения предварительного исключительно сложного научного исследования. По этой причине верх часто одерживает искушение пойти по пути наименьше­го сопротивления, чему способствуют инертность мышления и прочно укоре­нившиеся традиции (иди даже предубеждения) ставить знак равенства между прогнозированием и предсказаниями”. Цитата в данном случае взята из конс­пекта книги И.Бестужева-Лады, предоставленного автору Ф.Айкдом. См. так­же: Ikle F. Social Forecasting and the Problems of Changing Values, with Special Reference to Soviet and East European Writings // Rand Paper P-4450. January 1971.

77 Labedz L. Sociology and Social Change // Survey. July 1966. P. 21.

78 Обстоятельный обзор этих исследований приведен в работах: Katz Z. Hereditary Elements in Education and Social Structure in the USSR. University of Glasgow, Institute of Soviet and East European Studies. 1969 и Katz Z. Soviet Sociology: A Half-way House. Russian Research Center, Harvard University. 1971. Я благодарен З.Кацу за то, что он помог получить эти материалы, и за несколь­ко бесед, которые подсказали другие источники по интересующей меня проб­леме.

 

Ряд исследований, проведенных советскими социологами, по­казывает, что “в стране рабочих и крестьян” немногие дети из пролетарских семей хотят быть рабочими, гораздо меньше — кол­хозниками, а огромное большинство жаждет поступить в выс­шие учебные заведения и войти в состав интеллигенции. З.Кац дает следующий комментарий: “Подобные исследования, хотя они и ведутся независимо друг от друга в различных регионах Совет­ского Союза, демонстрируют удивительное единообразие основ­ных выводов”. Если классифицировать профессии по престиж­ности, то высшие позиции занимают научные работники, летчи­ки и капитаны морских судов, а низшие — аграрии и работники сферы услуг. Кроме того, дети из интеллигентных семей несораз­мерно представлены в университетах, а детям крестьян вообще невероятно трудно поступить в высшие учебные заведения. Н.М.Блинов, сотрудник социологической лаборатории при Мос­ковском университете, писал в 1966 году: “Классовые различия по-прежнему оказывают сильное влияние на карьеру человека, а классовая структура как социальное явление обладает значитель­ным влиянием на формирование личности. Так, относительно небольшое число людей с высшим образованием в деревне объяс­няется среди всего прочего тем фактом, что процент студентов из сельской местности в десять раз ниже, чем процент студентов из городов”79.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: