Образец социального прогнозирования 28 страница

Но в настоящее время далеко не все вопросы могут быть ре­шены, пусть даже таким примитивным способом. В ежегоднике Министерства внутренних дел за 1968 год С.Юдадл писал: “Ва­ловой национальный продукт — это наш священный Грааль... Однако у нас нет индекса окружающей среды, нет статистиче­ских данных, позволяющих определить, становится ли страна из года в год все более пригодной для жизни”. С.Юдалд предлагает цвести “индекс спокойствия, индекс чистоты, индекс защищен­ности частной жизни”. К таким вещам легко призывать, но как можно определить спокойствие (отсутствие ли это шума иди ду­шевное благоденствие) и как его измерить? Группа, занимающа­яся вопросом социальных показателей, разработала “основы ба­ланса материалов” для установления общего индекса загрязне­ния воздуха (охватывающего пять различных видов отходов), индекса загрязнения воды и показателя загрязнения окружаю­щей среды твердыми отходами. И они стали, причем впервые, основой для будущих сравнений. Но у нас нет возможности оп­ределить, является ди загрязнение воздуха сегодня большим, чем оно было вчера, когда в городах промышленные предприятия отап­ливались углем, а дома — дровами, когда железнодорожные дви­гатели выбрасывали дым прямо в воздух. Точно так же обстоит дело в вопросе участия [в общественной жизни] (растет или сни­жается членство в добровольных ассоциациях?) или отчуждения (как можно сравнить возмущение некоторой части обеспечен­ной молодежи с материальной удовлетворенностью имеющего собственный дом рабочего?), где мы по-прежнему не имеем легких ответов на вопрос, лучше ли обстоят деда сейчас, чем раньше, иди хуже.

В области социальной мобильности — благодаря работе О.Дун­кана и П.Блау, опубликовавших недавно исследование “Об аме­риканской профессиональной структуре”, основанное на впер­вые собранных по стране оценках межгенерационной мобильно­сти, — мы можем, несмотря на определенные опасения, с некото­рой долей уверенности утверждать, что американская классовая структура не стала более подвижной и что профессиональные успехи детей в незначительной степени (зависимость составляет около 16 процентов) объясняются социально-экономическим положением их родителей. Таким образом, в Соединенных Шта­тах существует значительное равенство возможностей, но глав­ным образом для белого населения. На основании приводимых О.Дунканом данных можно также определить “разрыв в уровне мобильности” между черным и белым населением и установить роль дискриминации в его поддержании.

Итак, документ “К докладу о социальном положении” — а предлог “К” был избран вполне осознанно — не является ни про­тотипом Социального доклада, ни оценкой общества. Он лишь показывает, какие необходимые данные уже имеются для того, чтобы приступить к подобной оценке, кладет начало разработке социальных индикаторов, которое в будущем может дать нам воз­можность провести соответствующее сравнение происходящих с течением времени изменений.

ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Американцам в большей степени, чем иным нациям (это именно национальный стиль, а не индивидуальная особенность), прису­ща нетерпеливость. Возникает проблема — и народ хочет скорее подучить.ответ. Американский характер отличают два упрощен­ческих убеждения: что все проблемы разрешимы и что для их решения нужны только люди и деньги. Хотите полететь на Ауну? Создайте НАСА. Хотите уничтожить трущобы? Начните широ­кую программу жилищного строительства. Тот факт, что не все проблемы одинаковы, что в одном случае имеет место техниче­ское “взаимодействие с природой”, а в другом — “игра между людьми с их различными целями”, не всегда принимается во вни­мание.

В свете множества стоящих перед нами социальных проблем заметен необычный факт, заключающийся в простоте наших под­ходов к их решению. Комитет экономических советников при президенте, имеющий общенациональное значение как исследо­вательский, аналитический и политический институт, был создан нсеги двадцать пять дет назад, и только двенадцать дет, как он стал функционировать в тех пределах, как то было задумано. Метод “затраты-выпуск” и техника линейного программирова­ния возникли столь недавно, что лишь сегодня мы имеем возмож­ность создать адекватную tableau economique и сформировать различные комбинации ресурсов и потребностей в соответствии с различными предпочтениями. И только при наличии подобных инструментов модель экономического планирования становится практически возможной. У нас все еще нет средств экономичес­кого прогнозирования, как краткосрочного, так и долгосрочно­го. Попытки применить эконометрические модели, (предприни­маемые в Институте Брукингса, к квартальным экономическим прогнозам еще только начались; от попыток создать математи­ческую модель для долгосрочного прогнозирования, как предла­гали Дж.Тобин и Р.Солоу, пришлось отказаться как от слишком сложных.

В области социального планирования мы удручающе отстали. Экономические данные, собираемые и распространяемые феде­ральным правительством, как и основанные на них модели, отно­сятся исключительно к экономической политике. К сожалению, они менее применимы к новым проблемам социальных измене­ний. Национальная экономическая статистика и переписи насе­ления в существующем их виде мало говорят о проблемах бедно­сти, о сообществах, находящихся в состоянии депрессии, о боль­ных отраслях промышленности, об обездоленных социальных группах. Усредненные национальные данные слабо раскрывают региональные и локальные проблемы. В ходе неудач программ 60-х годов по борьбе с нищетой федеральное правительство об­наружило отсутствие необходимой информации для принятия эффективных решений, отвечающих возникающим социальным проблемам. Необходимость в получении подобного рода инфор мации весьма назрела. Социально-экономический кризис 30-х годов вынудил правительство создать систему счетов националь­ного дохода и продукта с целью облегчить проведение макроэко­номического анализа и построение экономических моделей на национальном уровне. Принятое несколько десятилетий тому назад решение правительства о характере собираемых сведений, решение, ставшее результатом возникшей необходимости в оп­ределенном типе информации, в значительной мере определило направление развития экономической теории и практики. Но­вый тип сбора социальных данных, так насущно необходимый сейчас, несомненно, повлияет на развитие социальной науки для следующего поколения.

Однако проблемы коммунального и постиндустриального об­щества — это не технические, а политические проблемы; хотя в новых социальных образованиях и занимают важное место эле­менты социальной инженерии, важнейшими вопросами остают­ся вопросы ценностей. Только когда люди поймут, чего именно они хотят, можно будет приступить к решению вопроса о том, каким образом этого достичь. Поэтому основной проблемой постиндустриального общества является отношение технокра­тического решения к политике, и это составляет тему следую­щей главы.

 

ГЛАВА VI

“Кто будет управлять?”:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: