Но в настоящее время далеко не все вопросы могут быть решены, пусть даже таким примитивным способом. В ежегоднике Министерства внутренних дел за 1968 год С.Юдадл писал: “Валовой национальный продукт — это наш священный Грааль... Однако у нас нет индекса окружающей среды, нет статистических данных, позволяющих определить, становится ли страна из года в год все более пригодной для жизни”. С.Юдалд предлагает цвести “индекс спокойствия, индекс чистоты, индекс защищенности частной жизни”. К таким вещам легко призывать, но как можно определить спокойствие (отсутствие ли это шума иди душевное благоденствие) и как его измерить? Группа, занимающаяся вопросом социальных показателей, разработала “основы баланса материалов” для установления общего индекса загрязнения воздуха (охватывающего пять различных видов отходов), индекса загрязнения воды и показателя загрязнения окружающей среды твердыми отходами. И они стали, причем впервые, основой для будущих сравнений. Но у нас нет возможности определить, является ди загрязнение воздуха сегодня большим, чем оно было вчера, когда в городах промышленные предприятия отапливались углем, а дома — дровами, когда железнодорожные двигатели выбрасывали дым прямо в воздух. Точно так же обстоит дело в вопросе участия [в общественной жизни] (растет или снижается членство в добровольных ассоциациях?) или отчуждения (как можно сравнить возмущение некоторой части обеспеченной молодежи с материальной удовлетворенностью имеющего собственный дом рабочего?), где мы по-прежнему не имеем легких ответов на вопрос, лучше ли обстоят деда сейчас, чем раньше, иди хуже.
|
|
В области социальной мобильности — благодаря работе О.Дункана и П.Блау, опубликовавших недавно исследование “Об американской профессиональной структуре”, основанное на впервые собранных по стране оценках межгенерационной мобильности, — мы можем, несмотря на определенные опасения, с некоторой долей уверенности утверждать, что американская классовая структура не стала более подвижной и что профессиональные успехи детей в незначительной степени (зависимость составляет около 16 процентов) объясняются социально-экономическим положением их родителей. Таким образом, в Соединенных Штатах существует значительное равенство возможностей, но главным образом для белого населения. На основании приводимых О.Дунканом данных можно также определить “разрыв в уровне мобильности” между черным и белым населением и установить роль дискриминации в его поддержании.
Итак, документ “К докладу о социальном положении” — а предлог “К” был избран вполне осознанно — не является ни прототипом Социального доклада, ни оценкой общества. Он лишь показывает, какие необходимые данные уже имеются для того, чтобы приступить к подобной оценке, кладет начало разработке социальных индикаторов, которое в будущем может дать нам возможность провести соответствующее сравнение происходящих с течением времени изменений.
|
|
ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Американцам в большей степени, чем иным нациям (это именно национальный стиль, а не индивидуальная особенность), присуща нетерпеливость. Возникает проблема — и народ хочет скорее подучить.ответ. Американский характер отличают два упрощенческих убеждения: что все проблемы разрешимы и что для их решения нужны только люди и деньги. Хотите полететь на Ауну? Создайте НАСА. Хотите уничтожить трущобы? Начните широкую программу жилищного строительства. Тот факт, что не все проблемы одинаковы, что в одном случае имеет место техническое “взаимодействие с природой”, а в другом — “игра между людьми с их различными целями”, не всегда принимается во внимание.
В свете множества стоящих перед нами социальных проблем заметен необычный факт, заключающийся в простоте наших подходов к их решению. Комитет экономических советников при президенте, имеющий общенациональное значение как исследовательский, аналитический и политический институт, был создан нсеги двадцать пять дет назад, и только двенадцать дет, как он стал функционировать в тех пределах, как то было задумано. Метод “затраты-выпуск” и техника линейного программирования возникли столь недавно, что лишь сегодня мы имеем возможность создать адекватную tableau economique и сформировать различные комбинации ресурсов и потребностей в соответствии с различными предпочтениями. И только при наличии подобных инструментов модель экономического планирования становится практически возможной. У нас все еще нет средств экономического прогнозирования, как краткосрочного, так и долгосрочного. Попытки применить эконометрические модели, (предпринимаемые в Институте Брукингса, к квартальным экономическим прогнозам еще только начались; от попыток создать математическую модель для долгосрочного прогнозирования, как предлагали Дж.Тобин и Р.Солоу, пришлось отказаться как от слишком сложных.
В области социального планирования мы удручающе отстали. Экономические данные, собираемые и распространяемые федеральным правительством, как и основанные на них модели, относятся исключительно к экономической политике. К сожалению, они менее применимы к новым проблемам социальных изменений. Национальная экономическая статистика и переписи населения в существующем их виде мало говорят о проблемах бедности, о сообществах, находящихся в состоянии депрессии, о больных отраслях промышленности, об обездоленных социальных группах. Усредненные национальные данные слабо раскрывают региональные и локальные проблемы. В ходе неудач программ 60-х годов по борьбе с нищетой федеральное правительство обнаружило отсутствие необходимой информации для принятия эффективных решений, отвечающих возникающим социальным проблемам. Необходимость в получении подобного рода инфор мации весьма назрела. Социально-экономический кризис 30-х годов вынудил правительство создать систему счетов национального дохода и продукта с целью облегчить проведение макроэкономического анализа и построение экономических моделей на национальном уровне. Принятое несколько десятилетий тому назад решение правительства о характере собираемых сведений, решение, ставшее результатом возникшей необходимости в определенном типе информации, в значительной мере определило направление развития экономической теории и практики. Новый тип сбора социальных данных, так насущно необходимый сейчас, несомненно, повлияет на развитие социальной науки для следующего поколения.
|
|
Однако проблемы коммунального и постиндустриального общества — это не технические, а политические проблемы; хотя в новых социальных образованиях и занимают важное место элементы социальной инженерии, важнейшими вопросами остаются вопросы ценностей. Только когда люди поймут, чего именно они хотят, можно будет приступить к решению вопроса о том, каким образом этого достичь. Поэтому основной проблемой постиндустриального общества является отношение технократического решения к политике, и это составляет тему следующей главы.
ГЛАВА VI
“Кто будет управлять?”: