Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз-личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
XV - VI вв. до н. э. - ведический период;
VI - И вв. до н. э. - эпический период;
II в. до н. э. - VIIв. н. э. - эпоха сутр.
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
"священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца-ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
книги лесных отшельников ("араньяки");
философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:
Ригведа;
Самаведа;
Яджурведа;
Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило-софии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (до-словно с санскрита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
|
|
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - IIвв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра-гиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
буддизм;
джайнизм;
чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
йога;
веданта;
вайшешина;
ньяя;
24
миманса;
санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассмат-ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
В XVIII - ХХ вв. индийская философия обогатилась дости-жениями европейской философской мысли (в частности, анг-лийской).
2.Онтология индийской философии (учение о бытии и небы-тии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цик-личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо-циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче-ских (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появля-ется жизнь, но в более совершенной форме.
|
|
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, яв-ление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, раз-вития - достижение все более совершенного духа через посто-янную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) призна-ков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
"пракрити" - материальное сознание;
"пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
"майя" - сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской фи-лософии реально и заслуживает изучения - в отличие от европей-ской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
25
4.Душа виндийской философии состоит из двух начал:
атмана;
манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступе-ней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сан-саре, ахимсе, мокше и карме.
5.Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст-венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достиже-ния которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконеч-ной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь-но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распростра-нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид-хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княже-ской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизнен-ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные дости-жения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, ле-ни, физического и морального разложения) и "путем аскетизма"
(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо-рального изнеможения).
"Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограни-чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко-нечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
|
|
земная жизнь полна страданий;
страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
от страданий можно избавиться;
существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план - так называемый Восьмеричный путь - пре-дусматривает соблюдение следующих принципов:
правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни - соблюдение буддистских запове-дей в каждом поступке;
правильное умение - усердие и трудолюбие;
правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще-ствляющие связи с космосом.
4.К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
не убий;
не. укради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.