Применение знаний о составе и функциях крови.
Задание 1. Составьте схему «Состав плазмы крови».
Пример схемы (количество элементов и уровней добавляете самостоятельно):
И т.д.
Задание 2. Дайте определение:
1. Эритроциты-
2. Гемоглобин-
3. Ретикулоциты-
4. СОЭ-
5. Анемия-
Задание 3. Прочитайте текст в учебнике И. В. Гайворонский и др. «Анатомия и физиология человека», стр.358-359 и заполните таблицу:
Виды лейкоцитов | Функции лейкоцитов | ||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Задание 4. Зарисуйте клетки кровии определите виды, используя текст:
Лейкоциты периферической крови делятся на гранулоциты и агранулоциты (лимфоциты, моноциты). Гранулоциты — клетки, в цитоплазме которых определяется зернистость, специфическая для определенного вида клеток. Различают нейтрофильную, эозинофильную и базофильную зернистость. Нейтрофильная зернистость розовато-фиолетовой окраски, обильная, не всегда равномерно заполняет цитоплазму. Палочкоядерные нейтрофилы — это клетки, имеющие темно-фиолетовое ядро, узкое, вытянутое в виде изогнутой палочки. Сегментоядерные нейтрофилы имеют ядро, разделенное на 3–5 отдельных сегментов, соединенных тонкими перемычками. Эозинофильная зернистость имеет кирпично-розовый цвет. Базофильная зернистость чаще сине-фиолетового, реже черного цвета, располагается на ядре и в цитоплазме. У лимфоцитов цитоплазма выглядит светлой. Ядро приближается к сферической форме. Моноциты — самые крупные клетки. Ядро занимает большую часть клетки. Оно светло-фиолетового цвета, иногда голубоватое или красно-фиолетовое, полиморфной формы. |
|
|
Задание 5. Прочитайте текст в учебнике на с.363 «Резус- фактор».
С помощью цветной схемы объясните причины возникновения резус- конфликта у беременных женщин. Запишите процесс резус- конфликта в виде последовательной схемы.
Задание 6. Решите ситуационные задачи.
ЗАДАЧА № 1. Больной К. 47 лет, рентгенотехник, поступил в клинику с подозрением на хроническую лучевую болезнь. Результаты анализа крови:
Эритроцитов – 3, 5 * 1012/ л.
Гемоглобин – 116 г/л.
Цветовой показатель – 0, 95.
СОЭ – 25 мм/ч.
Лейкоцитов – 2,5 * 109/л.
Лейкоцитарная формула:
Эозинофилы -1
Палочкояд нейтрофилы-5
Сегментояд. нейтрофилы-39
Лимфоциты- 50
Моноциты- 5
Ретикулоциты – 0,7%.
Тромбоциты – 75 * 109/л.
Задания:
|
|
1. Какие изменения наблюдаются в результатах общего анализа крови? (в ответе используйте термины)
2. С какой целью выполнен подсчет количества ретикулоцитов?
ЗАДАЧА № 2. Возможно ли переливание крови матери (I группа) ее детям: сыну (III группа) и дочери (II группа).Ответы обоснуйте.
Что такое гемотрансфузия?
Задание 7. Проверьте знание терминов (устно). Незнакомые термины выпишите в тетрадь, дайте им определение.