На фоне борьбы городов за столичный статус, ярким примером того, как можно успешно создать выигрышный имидж, используя уникальные конкурентные преимущества своей территории, выглядит маленький провинциальный Урюпинск, затерявшийся в Волгоградской области - наверное, самый известный сейчас районный центр России. Пока крупные города соревнуются за бренд столичности, он уже 5 лет получает дивиденды, подчеркивая свою провинциальность.
В 2000 году был разработан бренд-проект «Урюпинск - центр российской провинции». Главным идеологом проекта стал мэр Урюпинска. На идею «провинциального» бренда создателей отчасти подтолкнул обычный анекдот, ведь единственное, чем был «славен» Урюпинск до этого времени - это фразой «Брошу все, уеду в Урюпинск». Некоторые даже считали, что такой город существует только в юмористическом фольклоре. И действительно - Урюпинск настоящее воплощение российской глубинки. Добраться туда - большая проблема. Автобус от Волгограда курсирует раз в сутки, идет почти семь часов, проходная железнодорожная ветка - в шестидесяти километрах, а сама железнодорожная станция Урюпино - тупиковая.
|
|
В качестве символа районного центра была выбрана коза - основная кормилица урюпинцев. Здесь она возведена в ранг священных животных, почти как корова в Индии.
В Урюпинске районе на 41 тысячу жителей более 57 тысяч коз. Они являются дополнительным, а подчас и единственным источником дохода целых семей.
После разработки проекта, Урюпинск принял участие в конкурсе Д. Сороса «Малые города России» и, выиграл его, обогнав и Суздаль и Углич и Гусь-Хрустальный.
В 2000 году общественность поразила первая из череды PR-акций, призванных сделать город знаменитым. Для начала в Урюпинске открыли памятник Козе. Он был представлен, как единственный в своем роде - не только в России, но и на всей планете. Хотя памятники козе существовали и ранее - например, в Самаре, некоторых других европейских и российских городах, именно Урюпинская Коза прославилась на весь мир благодаря грамотному PR-сопровождению.
Авторы проекта использовали все возможности для продвижения своего провинциального бренда - так, получив приглашение на ток-шоу «Большая стирка» они привели в студию живую козу, которая промэкала в эфире миллионам удивленных телезрителей. Впоследствии ее подарили одному из московских детских садиков. Конечно же, при передаче козы снова присутствовали представители СМИ и удивленное выражение лица директора садика при вручении подарка стало очередным информационным поводом.
Интерес к памятнику умело подкреплялся запуском соответствующих примет и легенд. Так, например, было заявлено, что тот, кто сфотографируется на фоне Козы и потрет ей нос, будет счастливым. Новобрачным сообщалось, что жениху нельзя касаться рожек козы, иначе сам с рогами будет.
|
|
«Козопоклонство» достигло своего апогея в канун 2003 года, когда, в преддверии года Козы по Китайскому календарю, в Урюпинск устремились сотни водителей-дальнобойщиков, проезжавших в те дни по федеральной трассе Волгоград-Москва. Многие делали остановку, чтобы сфотографироваться на удачу у памятника скромному рогатому животному.
И это тоже было использовано как информационный повод - мэр Урюпинска Валерий Сушко выступил с официальным заявлением, призвав водителей оставлять фуры за городом.
Открытие памятника стало только началом. Вскоре в городе был открыт «Музей Козы» и начали проводиться ежегодные конкурсы красоты среди коз в различных номинациях: «Русская красавица», «Мисс Козья Стать», «Мисс Кокетка». Регулярными стали экскурсии в город столичных знаменитостей, в город потянулись туристические маршруты.
В недавнем интервью газете «Южный Репортер» вице-мэр Урюпинска Олег Горшков заявил: «Бренд города уже давно начал работать на экономику. Например, наша текстильная фабрика была ведь на грани банкротства, в 1997-98 годах вообще не работала, а теперь обрела второе дыхание».
И неудивительно - ведь здесь начали выпускать эксклюзивную продукцию - майки с надписями: «Я был в Урюпинске!», «Брошу все - уеду в Урюпинск», «Меняю Москву на Урюпинск», «Москва - Париж-Урюпинск» и изображениями козлов и козочек: «Жизнь-это борьба!», «Я и семеро козлят». Без этих сувениров не уезжает ни один гость города.
Многократно повысились продажи еще одного «фирменного» продукта самого провинциального города - Урюпинского горчичного масла, оно стало продаваться и в Москве, и даже в ближнем зарубежье. В город потянулись инвесторы.
Каждый месяц Урюпинская администрация радует общественность очередными информационными поводами. Причем - строго в соответствии с классическими канонами PR [2].
Заключение
Грамотно выстроенный имидж действительно помогает региону решить ряд насущных задач. Cоздание положительного имиджа региона, а также поддержание хорошей репутации - это те инструменты, которые способны вывести территорию на совершенно новый качественный уровень, привлечь нужные ресурсы и инвестиции и сделать ее привлекательным местом для жительства и ведения бизнеса любого уровня.
А все это - залог успешного экономического развития страны в целом. Решение этих задач невозможно в современных условиях без рекламы и PR. Сходства и различия рекламы и PR позволяют говорить о взаимосвязанных отношениях последних. Причем эти отношения могут быть как взаимозаменяемые, так и комплиментарные (дополняющие). Реклама и PR - хорошо дополняют друг друга.
Деятельность служб PR и рекламных агентств в центральных и местных органах власти не должна носить политического характера. Она призвана способствовать развитию демократии и расширению информированности общественности, а не быть на службе у отдельных партий.
Что же касается эффективности рекламы и PR, то они очень эффективны, когда используются с умом для работы со стереотипами целевых групп для устранения незнания, непонимания, опасений и заблуждений в оценках, отсутствия уверенности в качестве, а также для правильного восприятия имиджа региона.