Тема: «твердые и мягкие лекарственные формы»

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Рабочая тетрадь

К практическим занятиям

По фармакологии

 

Дисциплина: ФАРМАКОЛОГИЯ  

Специальности:      34.02.01 «Сестринское дело»

                                     31.02.01 «Лечебное дело»

 

 

Москва

Г.

                                                    

 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Раздел I. Рецептура.  
1.1. Твёрдые и мягкие лекарственные формы.   10 – 26
1.2. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. 27 – 41
Раздел II. Общая фармакология. 42 - 52
2.1. Основные врпросы фармакокинетики.    
2.2. Основные вопросы фармакодинамики.  
Раздел III. Частная фармакология.  
3.1. Антисептики и дезсредства.   53 – 64
3.2 Антибиотики и синтетические противомикробные     средства. 65 - 77
3.3 Лекарственные вещества, влияющие на афферентную    иннервацию. 78 - 89
3.4 Лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему. Холинергические средства. 90 – 105
3.5 Лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему. Адренергические средства. 106 - 116
3.6 Лекарственные средства, влияющие на ЦНС   117 – 133
3.7 Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания. 134 -148
3.8 Лекарственные средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему. Кардиотонические средства. Противоаритмические средства. 149 – 163
3.9 Лекарственные средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему: Антиангинальные средства. Антисклеротические средства. 164 - 176
3.10 Лекарственные средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему: Антигипертензивные средства. Диуретические средства. 177 - 191
3.11 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения.       192 - 209
3.12 Средства, влияющие на систему крови. Плазмозамещающие средства. 210 - 222
3.13 Препараты гормонов и их синтетические аналоги             223 - 237
3.14. Средства, влияющие на мускулатуру матки    238 - 248
3.15. Противоаллергические средства   249 - 261
3.16. Витаминные препараты   262 - 272
3.17. Противоопухолевые средства   273 – 280
3.18.Средства первой помощи при отравлениях   281 - 291

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Невозможно представить Вашу будущую практическую деятельность без использования лекарственных средств, в связи с чем особенную значимость приобретают знания о правилах хранения и учёта лекарственных препаратов, понимание современной классификации лекарственных средств, знание основных положений фармакокинетики и фармакодинамики, а также механизма действия каждой группы препаратов.

Задания «Рабочей тетради» позволят Вам систематизировать и углубить знания по основным разделам дисциплины, сформировать умение пользоваться справочной литературой, закрепить навыки прописывания лекарственных препаратов в рецепте и производить расчёт процентной концентрации, нужного количества таблеток, капсул

И других лекарственных форм в зависимости от необходимой дозы, кратности приёма и длительности курса лечения.

Эталоны ответов позволяют оценить степень Вашей подготовленности по каждой теме, выявить недочёты и устранить их.

При выполнении заданий используйте предложенную учебную литературу.

По каждой теме даны:

 1) инструктаж к выполнению заданий;

 2) цели самостоятельной работы;

 3) блок заданий, которые выполняются в устной и письменной форме,

устно выполняются ответы на контрольные вопросы, письменно – все остальные задания, как то:

- оформление рецептов;

- выбор правильных ответов, которые следует обвести кружком;

- заполнение «немых» таблиц, когда ответы вписываются в соответствующие графы таблицы;

- задания по типу «дополните текст».

В «Рабочей тетради» приведены ситуационные задачи и выделено место для оформления письменного решения.

Хочется надеяться, что предложенная Вашему вниманию «Рабочая тетрадь» поможет Вам в изучении основных тем по фармакологии с целью их закрепления, а также при подготовке к экзамену.

По завершении курса фармакологии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

Вам необходимо знать:

лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

побочные эффекты и осложнения лекарственной терапии;

основные лекарственные группы и фармакотерапевтические эффекты;

Вам необходимо уметь:

выписывать лекарственные препараты в определённых лекарственных формах в виде рецептов с использованием справочной литературы;

Проводить профилактику побочных действий лекарственных препаратов.

                                                                  Желаю успеха!

 

РАЗДЕЛ I. РЕЦЕПТУРА

Тема: «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

Цели самостоятельной работы:

1. Закрепить и систематизировать знания по теме «Твердые

лекарственные формы. Капсулы. Мягкие лекарственные формы»                                 2. Овладеть навыками прописывания в рецептах различных твёрдых и 

мягких лекарственных форм, используя алгоритм и образцы

выписывания рецептов.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Понятия лекарственное вещество, средство, форма, препарат.

2. Виды лекарственных форм.

3. Формы рецептурных бланков.

4. Правила оформления рецепта.

5. Правила хранения и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных веществ.

6. Современные твердые лекарственные формы:

- порошки (состав, пути введения, виды, пропись порошков в рецептах);

- таблетки (состав, пути введения, значение оболочки таблеток, 

пропись таблеток в рецептах);

    - драже (характеристика, состав, пути введения, пропись в 

       рецептах);

    - гранулы (характеристика, состав, дозирование, правила

       применения, пропись в рецептах).

7. Мягкие лекарственные формы:

- мази (определение, состав, характеристика мазевых основ, 

применение, пропись в рецептах);

- пасты (определение, состав, отличие пасты от мази, применение,

пропись в рецептах);

     - суппозитории (определение, состав, виды, особенности действия 

       вагинальных и ректальных суппозиториев, применение, пропись в 

       рецептах);

    - линименты (общая характеристика, отличие от мазей применение,

        пропись в рецептах);

   - лекарственные пленки (общая характеристика, применение). 

 

 

Уважаемый студент!

Алгоритм Ваших действий:

      

1. Ознакомьтесь с учебными целями предстоящей самостоятельной   

работы.

 

2. Ознакомьтесь с контрольными вопросами изучаемой темы. Для

получения ответов на них, повторите тему «Рецепт. Твёрдые и мягкие 

лекарственные формы», используя учебную литературу и опорный 

конспект лекции.

Рекомендуемые учебники:

М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2009г. стр. 6 - 31      

Д.А.Харкевич «Фармакология с общей рецептурой» 2010г. стр.399-406;

                                       421 - 433                     

В.В.Майский, Р.Н.Аляутдин «Фармакология с общей рецептурой»                         

                                                2012г. стр.215- 221, 228 - 231

        

 

3. Выполните практические задания №№ I - V

Все записи производите в предоставленных таблицах и на линованных   

участках страниц, правильные ответы обводите кружком.

    

 

4. Сверьтесь с эталонами ответов, напротив каждого пункта или вопроса

во всех заданиях заполните пустые квадраты для подсчёта баллов,

проставив 1 при верном ответе и 0 при неверном ответе или его

отсутствии. За каждый верно оформленный рецепт – 1 балл, за рецепт, выписанный с ошибками или не выписанный вообще – 0 баллов. Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и проведите самооценку подготовки к занятию по теме «Рецепт. Твёрдые и мягкие лекарственные формы»

      

Задание  I

А) Дайте определение.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: