МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Рабочая тетрадь
К практическим занятиям
По фармакологии
Дисциплина: ФАРМАКОЛОГИЯ
Специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело»
Москва
Г.
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
Раздел I. Рецептура. | |
1.1. Твёрдые и мягкие лекарственные формы. | 10 – 26 |
1.2. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. | 27 – 41 |
Раздел II. Общая фармакология. | 42 - 52 |
2.1. Основные врпросы фармакокинетики. | |
2.2. Основные вопросы фармакодинамики. | |
Раздел III. Частная фармакология. | |
3.1. Антисептики и дезсредства. | 53 – 64 |
3.2 Антибиотики и синтетические противомикробные средства. | 65 - 77 |
3.3 Лекарственные вещества, влияющие на афферентную иннервацию. | 78 - 89 |
3.4 Лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему. Холинергические средства. | 90 – 105 |
3.5 Лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему. Адренергические средства. | 106 - 116 |
3.6 Лекарственные средства, влияющие на ЦНС | 117 – 133 |
3.7 Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания. | 134 -148 |
3.8 Лекарственные средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему. Кардиотонические средства. Противоаритмические средства. | 149 – 163 |
3.9 Лекарственные средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему: Антиангинальные средства. Антисклеротические средства. | 164 - 176 |
3.10 Лекарственные средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему: Антигипертензивные средства. Диуретические средства. | 177 - 191 |
3.11 Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения. | 192 - 209 |
3.12 Средства, влияющие на систему крови. Плазмозамещающие средства. | 210 - 222 |
3.13 Препараты гормонов и их синтетические аналоги | 223 - 237 |
3.14. Средства, влияющие на мускулатуру матки | 238 - 248 |
3.15. Противоаллергические средства | 249 - 261 |
3.16. Витаминные препараты | 262 - 272 |
3.17. Противоопухолевые средства | 273 – 280 |
3.18.Средства первой помощи при отравлениях | 281 - 291 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Невозможно представить Вашу будущую практическую деятельность без использования лекарственных средств, в связи с чем особенную значимость приобретают знания о правилах хранения и учёта лекарственных препаратов, понимание современной классификации лекарственных средств, знание основных положений фармакокинетики и фармакодинамики, а также механизма действия каждой группы препаратов.
|
|
Задания «Рабочей тетради» позволят Вам систематизировать и углубить знания по основным разделам дисциплины, сформировать умение пользоваться справочной литературой, закрепить навыки прописывания лекарственных препаратов в рецепте и производить расчёт процентной концентрации, нужного количества таблеток, капсул
И других лекарственных форм в зависимости от необходимой дозы, кратности приёма и длительности курса лечения.
Эталоны ответов позволяют оценить степень Вашей подготовленности по каждой теме, выявить недочёты и устранить их.
При выполнении заданий используйте предложенную учебную литературу.
По каждой теме даны:
1) инструктаж к выполнению заданий;
2) цели самостоятельной работы;
3) блок заданий, которые выполняются в устной и письменной форме,
устно выполняются ответы на контрольные вопросы, письменно – все остальные задания, как то:
- оформление рецептов;
- выбор правильных ответов, которые следует обвести кружком;
- заполнение «немых» таблиц, когда ответы вписываются в соответствующие графы таблицы;
- задания по типу «дополните текст».
В «Рабочей тетради» приведены ситуационные задачи и выделено место для оформления письменного решения.
Хочется надеяться, что предложенная Вашему вниманию «Рабочая тетрадь» поможет Вам в изучении основных тем по фармакологии с целью их закрепления, а также при подготовке к экзамену.
По завершении курса фармакологии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
Вам необходимо знать:
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
побочные эффекты и осложнения лекарственной терапии;
основные лекарственные группы и фармакотерапевтические эффекты;
Вам необходимо уметь:
выписывать лекарственные препараты в определённых лекарственных формах в виде рецептов с использованием справочной литературы;
Проводить профилактику побочных действий лекарственных препаратов.
Желаю успеха!
РАЗДЕЛ I. РЕЦЕПТУРА
Тема: «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»
Цели самостоятельной работы:
1. Закрепить и систематизировать знания по теме «Твердые
лекарственные формы. Капсулы. Мягкие лекарственные формы» 2. Овладеть навыками прописывания в рецептах различных твёрдых и
мягких лекарственных форм, используя алгоритм и образцы
выписывания рецептов.
Контрольные вопросы по теме:
1. Понятия лекарственное вещество, средство, форма, препарат.
2. Виды лекарственных форм.
3. Формы рецептурных бланков.
4. Правила оформления рецепта.
5. Правила хранения и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных веществ.
6. Современные твердые лекарственные формы:
- порошки (состав, пути введения, виды, пропись порошков в рецептах);
- таблетки (состав, пути введения, значение оболочки таблеток,
пропись таблеток в рецептах);
- драже (характеристика, состав, пути введения, пропись в
рецептах);
- гранулы (характеристика, состав, дозирование, правила
применения, пропись в рецептах).
7. Мягкие лекарственные формы:
- мази (определение, состав, характеристика мазевых основ,
применение, пропись в рецептах);
- пасты (определение, состав, отличие пасты от мази, применение,
пропись в рецептах);
- суппозитории (определение, состав, виды, особенности действия
вагинальных и ректальных суппозиториев, применение, пропись в
рецептах);
- линименты (общая характеристика, отличие от мазей применение,
|
|
пропись в рецептах);
- лекарственные пленки (общая характеристика, применение).
Уважаемый студент!
Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с учебными целями предстоящей самостоятельной
работы.
2. Ознакомьтесь с контрольными вопросами изучаемой темы. Для
получения ответов на них, повторите тему «Рецепт. Твёрдые и мягкие
лекарственные формы», используя учебную литературу и опорный
конспект лекции.
Рекомендуемые учебники:
М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2009г. стр. 6 - 31
Д.А.Харкевич «Фармакология с общей рецептурой» 2010г. стр.399-406;
421 - 433
В.В.Майский, Р.Н.Аляутдин «Фармакология с общей рецептурой»
2012г. стр.215- 221, 228 - 231
3. Выполните практические задания №№ I - V
Все записи производите в предоставленных таблицах и на линованных
участках страниц, правильные ответы обводите кружком.
4. Сверьтесь с эталонами ответов, напротив каждого пункта или вопроса
во всех заданиях заполните пустые квадраты для подсчёта баллов,
проставив 1 при верном ответе и 0 при неверном ответе или его
отсутствии. За каждый верно оформленный рецепт – 1 балл, за рецепт, выписанный с ошибками или не выписанный вообще – 0 баллов. Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и проведите самооценку подготовки к занятию по теме «Рецепт. Твёрдые и мягкие лекарственные формы»
Задание I
А) Дайте определение.