(по основным видам экономической деятельности)
2015 год в процентах к 2014 году | |
Добыча полезных ископаемых | 103,1 |
в том числе по видам | |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 103,1 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 104,1 |
Обрабатывающие производства | 98,0 |
в том числе по видам | |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 101,4 |
текстильное и швейное производство | 81,4 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 80,6 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 93,2 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 95,1 |
производство кокса, нефтепродуктов | 104,2 |
химическое производство | 95,0 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 96,9 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 91,5 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 95,4 |
производство машин и оборудования | 121,1 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 96,9 |
производство транспортных средств и оборудования | 44,6 |
прочие производства | 69,3 |
|
|
Специфика региона характеризуется монозависимостью экономики.
На территории области находится 24 монотерритории, вошедшие в перечень моногородов из 319 муниципальных образований Российской Федерации.
В Кузбассе жителями монотерриторий являются более двух третей населения. Уровень монопрофильности данных территорий составляет
от 60 до 90 процентов. В большинстве из них основным видом деятельности является угледобыча.
К наиболее проблемным монотерриториям - «красная зона» - относятся 8 моногородов области (Анжеро-Судженск, Гурьевск, Прокопьевск, Калтан, Киселевск, Юрга, Салаир, Таштагол) с наиболее сложным социально-экономическим положением. В большинстве других монотерриторий
(12 из 24) имеются риски ухудшения социально-экономического
положения (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 24.11.2015 №2388-р).
Смягчить неблагоприятное воздействие кризисных явлений в 2015 году и стимулировать дальнейшее развитие экономики и социальной сферы позволила реализация мероприятий разработанного и утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.02.2015 №73-р плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы.
Реализация мероприятий указанного плана направлена на:
активизацию экономического роста, в частности, путем развития импортозамещения и повышения конкурентоспособности товаров кузбасских производителей в 2014-2017 годах (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.10.2014 №656-р);
|
|
поддержку отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, топливно-энергетический комплекс и транспорт.
Только в сфере малого и среднего бизнеса (по состоянию на 01.01.2016) на территории Кемеровской области создано:
229 производственных предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию;
450 новых рабочих мест на производственных предприятиях
(7 процентов от общего количества созданных новых рабочих мест на территории Кемеровской области в сфере малого и среднего бизнеса).
В области организована системная работа по модернизации экономики моногородов: Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 23.07.2013 №88-ОЗ «О моногородах», разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации всех монопрофильных муниципальных образований области, подпрограмма «Модернизация экономики моногородов» государственной программы Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» (постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 №376) законодательно закреплены максимально возможные меры поддержки.
Кузбасс стал одним из первых регионов России, с которым Внешэкономбанк заключил соглашение о сотрудничестве между Коллегией Администрации Кемеровской области и государственной корпорацией
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
от 16.11.2012. Результат трехлетнего сотрудничества (2013-2015гг.) Коллегии Администрации Кемеровской области и Группы Внешэкономбанка по основным направлениям плана совместных мероприятий и достигнутого социально-экономического эффекта от деятельности Группы Внешэкономбанка на территории Кемеровской области положительно оценен. Коллегия Администрации Кемеровской области выразила заинтересованность продолжить совместную работу с Группой Внешэкономбанка по актуальным направлениям в 2016 году и далее.
О данном предложении заместителя Губернатора Кемеровской области по экономике и региональному развитию Д.В. Исламова доложили представители рабочей группы Председателю Внешэкономбанка С.Н. Горькову в начале марта 2016 года.
Заключены генеральные соглашения о сотрудничестве по развитию моногородов Анжеро-Судженска и Юрги между некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» и Коллегией Администрации Кемеровской области. Средства предусмотрены для софинансирования строительства инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов и создания рабочих мест в г.Юрге. Также 23.10.2015 подписаны соответствующие генеральные соглашения о сотрудничестве, направленные на развитие моногородов Таштагола, Киселевска, Калтана.
В федеральный перечень системообразующих предприятий включены следующие компании и предприятия, работающие в Кемеровской области: ООО «Евраз Холдинг», ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», ОАО «Мечел», ОАО «ХК СДС-Уголь», ООО «Юргинский машзавод»,
ОАО «УГМК-Холдинг», ОАО «Кузбассэнерго». В перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, включены ОАО «КОРМЗ» и ООО «Топкинский цемент».
В целях взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций, предприятий области для оперативного реагирования на изменение социально-экономической ситуации и принятия мер в Администрации Кемеровской области под руководством Губернатора
Кемеровской области работает штаб по финансовому мониторингу и выработке мер по поддержке отраслей экономики Кемеровской области, а также межведомственная рабочая группа по вопросам социально-экономического развития и занятости населения Кемеровской области.
|
|
Для создания необходимых условий для экономического развития области и обеспечения социальных гарантий работников 25.01.2016 Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегия Администрации Кемеровской области и работодатели Кемеровской области подписали Кузбасское региональное соглашение на 2016-2018 годы.
Однако данные меры не могут рассматриваться как прямая поддержка рынка труда. Поэтому дополнительные точечные мероприятия по поддержке занятости людей, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан позволят получить мультипликативный эффект развития экономики.
Многолетняя практика, сложившаяся в Кемеровской области,
подтверждает необходимость применения комплексных методов регулирования рынка труда, разработки дополнительных программ и мероприятий, позволяющих решать возникающие проблемы в сфере занятости оперативно, оказывая адресную поддержку всем категориям граждан, в том числе находящимся под угрозой увольнения.