Формы, виды и методы контроля знаний на курсе

· На курсе анатомии используются различные формы контроля знаний и практических навыков студентов в зависимости от ситуации и поставленных задач формы:

· – индивидуальная – спрашивают одного студента или отрабатывают с ним практические навыки описания повреждений (на занятиях в присутствии группы или в специально назначенное время);

· – групповая – опрашивают часть студентов группы и отрабатываются практические навыки на макропрепаратах;

· – фронтальная – опрашивают всех студентов группы и отрабатывают с ними практические навыки на макропрепаратах, в процессе демонстративного вскрытия трупа, освидетельствования живых лиц, работы с материалами дела или вещественными доказательствами.

· На различных этапах обучения на курсе судебной медицины применяются следующие виды контроля:

· – предварительный - в начале учебного года, перед отдельными темами или разделами;

· – вспомогательный – при объяснении нового материала с целью расширения знаний по данной теме с использованием дополнительных источников литературы;

· – текущий – в повседневной учебной работе для освоения практических навыков и умений;

· – тематический – в конце изучения крупной темы, нескольких тем или раздела программы для проверки умения студента к обобщению;

· – промежуточный – в середине семестра в период «нулевой» сессии;

· – периодический – в конце семестра;

· – итоговый (заключительный) – в конце изучения предмета или специальности в целом;

· – входной – проверка знаний студентов перед изучением нового курса;

· – программированный;

Предварительный контроль. В ходе предварительного контроля можно применять следующие методы изучения: поручить студенту изучение документации, которая характеризует предварительную подготовку студента; собеседование для определения способности студента к самостоятельной работе; опрос в объеме ранее полученной подготовки; письменные контрольные задания по изученной теме; анкетирование.

· В ходе собеседования можно более подробно узнать студента, его интересы, получить информацию о семье, друзьях и другие сведения. При собеседовании можно выяснить мотивы выбора профессии, что известно о будущей профессии, что привлекает в ней, как студент проводит свободное время, чем увлекается, какие есть просьбы и пожелания, есть ли условия для самостоятельной работы.

· В ходе устного опроса можно выявить предварительную подготовку студента по предыдущим предметам и способность к самостоятельному труду. Устный опрос можно проводить перед изучением нового предмета, раздела или темы. На основании результатов, полученных при опросе, преподаватель поручает студенту темы для самостоятельного изучения нового материала. Поскольку устным опросом затруднительно охватить всех студентов, можно проводить письменные контрольные работы.

· Письменные контрольные работы позволяют охватить всех студентов за сравнительно непродолжительное время (иногда достаточно 12 – 20 минут). В связи с этим следует уделять особое внимание содержанию вопросов, включенных для ответа.

· Анкетирование можно проводить в начальный период обучения студентов. Вопросы в анкетах должны быть составлены корректно. Анкетирование позволяет получить интересующую информацию по каждому студенту, выявить мотивы поступления в вуз и выбора профессии. Разнообразие мотивов требует от педагогов дифференцированного подхода к обучению, особенно в начальном периоде. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод о способности студента к самостоятельной работе и материально-техническом оснащении этого процесса.

· Текущий контроль. В ходе текущего контроля самостоятельной работы преподаватель проверяет деятельность группы в целом и каждого студента в отдельности, выясняет, какой материал усвоен хорошо и какой недостаточный. Он дает необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков в освоении учебного материала, приучает студента к систематическому труду, ответственности и самоконтролю. В процессе текущего контроля, проводится проверка знаний, навыков и умений студентов, что можно проводить в начале занятий, повторения или закрепления материала.

· Наблюдение за учебной деятельностью на занятиях и во внеурочное время – один из основных методов контроля. Результаты наблюдений позволяют установить, как студенты относятся к своим занятиям, выявить их слабые и сильные стороны, а также активизировать самостоятельную учебную работу.

· Тематический контроль. Цель тематического контроля – выяснение уровня знаний, навыков и умений по определенной теме или раздела программы. Основная форма контроля – обобщающие занятия, на которых, наряду с опросом студента, проводят систематизацию по теме, углубляют и расширяют знания. Тематический контроль осуществляется в форме устного опроса или письменных контрольных работ. Также основной формой данного контроля является проверка усвоенных практических навыков и умений по соответствующему разделу предмета.

· При устном опросе необходимо стремиться не только выяснить знания у большого количества студентов, но и добиться высокого качества ответов. Вопросы следует формулировать более обобщенно, чтобы в ходе ответа можно было выявить не только фактические знания, но и умение студентов анализировать, систематизировать, применять полученные знания на практике. В первую очередь рекомендуется опрашивать тех студентов, в чьих знаниях преподаватель сомневается. При обобщающем опросе не следует спешить выставлять оценку, особенно отрицательную, дать возможность студенту выявить свои знания после дополнительной работы, дать конкретное задание для самостоятельной работы.

· При письменном контроле рекомендуется задавать узловые вопросы по теме или разделу.

· Промежуточный контроль. Проводитсяв середине семестра в период «нулевой» сессии на основании текущей успеваемости, результатов сдачи тематических и семинарских занятий.

· Периодический и итоговый контроль. Периодический контроль проводится в конце семестра в виде зачетного опроса, письменной контрольной работы, решения ситуационных задач. Однако зачетный опрос должен носить более обширный характер, учитывать значимость учебного материала, приобретенный багаж практических навыков. Следует принимать во внимание также текущую успеваемость студента, особенно результаты зачетных опросов.

· Итоговый контроль проводят в конце изучения дисциплины и совместно с зачетными и итоговыми экзаменами, в соответствии с учебным планом специальности. Цель итогового контроля – проверка знаний и практической подготовки студента в целом по предмету и подготовка их к изучению последующих предметов. Вопросы к экзаменационным билетам должны быть составлены в соответствии с учебной программой и включать вопросы самостоятельно изученных тем. На основании их составляют экзаменационные билеты, которые должны быть рецензированы смежной кафедрой, обсуждены на заседании кафедры и цикловой методической комиссии, ЦМС факультета.

· Входной контроль способствует формированию ответственности студентов перед началом изучения нового курса, полнота освоения которого зависит от уровня остаточных знаний по предшествующим дисциплинам, работающим на данный курс. Кроме того, входной контроль позволяет раскрыть межпредметные связи, что, в свою очередь дает возможность студентам логически правильно построить цепочку знаний, умений и навыков для самостоятельной работы.

· Программированный контроль заключается в том, что студентам выдают задания, содержащие ряд вопросов, на которые необходимо отвечать с помощью безмашинных и технических средств контроля. Он позволяет разнообразить познавательную деятельность студента, объективно и оперативно оценивать знания, осуществлять самоконтроль, индивидуализировать процесс обучения в процессе самостоятельной работы.

· Одной из форм программированного контроля является применение тестов. Тестирование – процедура испытания, применяемая в сочетании с методикой оценки результатов контроля. Тест представляет собой блок заданий возрастающей сложности по определенным темам, разделам. Отличительным свойством тестов является наличие эталонного ответа или способа выполнения заданной деятельности.

· К тестам предъявляются следующие основные требования: адекватность, общая понятность, однозначность, надежность, валидность.

· Под адекватностью теста понимается полное соответствие содержащегося в тексте вопроса уровню и содержанию изученного самостоятельно материала. Следовательно, в задания должны включаться только те вопросы, которые могут быть выполнены испытуемым в процессе самостоятельной подготовки.

· Требования общепонятности теста связаны с четкостью формулировки задания, понятного каждому испытуемому не только по смыслу, но и по последовательности и объему выполняемого задания.

· Надежность теста – устойчивость последовательных результатов тестов проверки одного и того же испытуемого.

· Однозначность теста – отсутствие расхождения в оценках и качестве выполнения тестирования, выполняемого разными преподавателями.

· Валидность – пригодность теста – характеризуется его способностью давать оценку уровня знаний соответствующей трудности. Первый уровень сложности включает задания на узнавание; различие объектов, явлений, понятий; классификацию. Ко второму уровню относятся тесты на подстановку, с конструируемым ответом и задачи на соответствие. Тесты третьего и четвертого уровней связаны с решением проблемных ситуаций и требуют творческого подхода, как от педагогов, так и от студентов.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная учебная литература:

1. Анатомия человека: учебник. В 2 томах. Том I. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Николенко В.Н. и др. / Под ред. М.Р. Сапина. 2014. - 528 с.: ил.

2. Анатомия человека: учебник. В 2 томах. Том II. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Николенко В.Н. и др. / Под ред. М.Р. Сапина. 2014. - 456 с.: ил.

 

б) дополнительная учебная литература:

3. Неттер Ф. Атлас анатомии человека: науч. издание: пер. с англ. / Ф. Неттер. - 4-е изд., испр. - М.: Рид Элсивер, 2008. - 624 с.: ил.

4. Атлас лучевой анатомии человека. Филимонов В.И., Шилкин В.В., Степанков А.А., Чураков О.Ю. 2010. - 452 с.: ил.

5. Анатомия человека. Атлас: учебное пособие. В 3 томах. Том 1. Опорно-двигательный аппарат. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. 2013. - 800 с.:ил.

6. Атлас анатомии человека. Спланхнология, эндокринные железы: учебное пособие. В 4 томах.Том 2. Учение о внутренностях и эндокринных железах. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я. 2013.- 248 с.:ил.

7. Атлас анатомии человека. Ангиология, лимфоидные органы: учебное пособие. В 4 томах. Том 3. Учение о сосудах и лимфоидных органах. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я. 2013.- 216 с.:ил.

8. Атлас анатомии человека. Нервная система и органы чувств. В 4-х томах. Том 4. Учение о нервной системе и органах чувств. Синельников А.Ф. Издательство: Новая волна. 2013. - 316 с.

 

8. Перечень ресурсов* информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины

· http://www.studentlibrary.ru Консультант студента.

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приложение 1

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Рыбаков А.Г., Лошкарев И.А., Чаиркин И.Н. Остеология. (Учебный фильм). Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2008. – № гос. регистрации 0320800863. Регистрационное свидетельство, выдано Федеральным депозитарием электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр».

2. Лошкарев И.А., Рыбаков А.Г., Чаиркин И.Н., Шиханов Н.П. Анатомия черепа. (Учебный фильм). Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2009. – № гос. регистрации 0320802673. Регистрационное свидетельство, выдано Федеральным депозитарием электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр».

3. Рыбаков А.Г., Лошкарев И.А., Мачинский П.А., Тишков С.В. Анатомия сердца. (Учебный фильм). Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2009. – № гос. регистрации 0320901045. Регистрационное свидетельство, выдано Федеральным депозитарием электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр».

4. Лошкарев И.А., Рыбаков А.Г., Мачинский П.А., Чаиркин И.Н., Тишков С.В. Препарирование головного мозга. (Учебный фильм). Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2009. – № гос. регистрации 0320901380. Регистрационное свидетельство, выдано Федеральным депозитарием электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр».

5. Рыбаков А.Г. Анатомия черепных нервов. (Электронное учебное пособие). Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2007. – № гос. регистрации 0320700137. Регистрационное свидетельство, выдано Федеральным депозитарием электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр».

6. Рыбаков А.Г., Лошкарев И.А., Мачинский П.А. Обзорная анатомия органов грудной и брюшной полостей. (Учебный фильм). Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2010. – № гос. регистрации 0321001156. Регистрационное свидетельство, выдано Федеральным депозитарием электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр».

 

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

· анатомический музей с набором препаратов по всем разделам дисциплины;

· две учебные комнаты на 24 и 16 мест;

· компьютер с монитором большого формата для демонстрации учебных видеоматериалов;

· анатомический блок для хранения и выдачи учебных препаратов;

· два человеческих скелета;

· набор отдельных костей по разделу «Остеология»;

· настенные стенды по разделу «Остеология»;

· настенный стенд с рентгенограммами по разделу «Остеология»;

· набор пластифицированных препаратов по разделу «Синдесмология»;

· настенные стенды по разделу «Синдесмология»;

· пластиковые муляжи по разделу «Миология»;

· два пластифицированных препарата человеческого тела;

· пластифицированные препараты частей тела по разделам «Миология», «Ангиология», «Неврология»;

· набор пластифицированных препаратов по разделу «Спланхнология»;

· настенные стенды по разделу «Спланхнология»;

· влажные препараты по разделу «Центральная нервная система»;

· пластиковые муляжи по разделу «Эстезиология»;

· набор влажных музейных препаратов по всем разделам дисциплины.

12. Иные сведения и (или) материалы

12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

· Чтение лекций в традиционной формы с использованием мультимедийной техники (презентация слайдов).

· Практические занятия в традиционной форме с использованием тестовых программ и ситуационных задач.

· Доклады с использованием мультимедийной техники.

12.2. Формы организации самостоятельной работы обучающихся (темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки

Опорно-двигательный аппарат

1. Развитие костей в онтогенезе. Регенерация костей – 9 часов.

2. Варианты и аномалии развития костей – 9 часов.

3. Развитие черепа в онтогенезе – 4 часа.

4. Варианты и аномалии развития костей черепа – 5 часов.

5. Возрастные и половые особенности черепа – 5 часов.

6. Основы краниометрии – 5 часов.

7. Рентгенанатомия черепа – 5 часов.

8. Биомеханика суставов – 12 часов.

9. Рентгенанатомия суставов – 14 часов.

10. Классификация мышц – 8 часов.

11. Вспомогательный аппарат мышц – 8 часов.

12. Работа мышц – 8 часов.

13. Слабые места брюшных стенок – 8 часов.

14. Топография нижней конечности – 8 часов.

Внутренние органы и сердечно-сосудистая система

1. Онтогенез и возрастные особенности органов пищеварения Варианты и аномалии развития органов пищеварения – 10 часов.

2. Онтогенез и возрастные особенности органов дыхания. Варианты и аномалии развития органов дыхания – 10 часов.

3. Онтогенез и возрастные особенности органов мочеполовой системы. Варианты и аномалии развития органов мочеполовой системы – 10 часов.

4. Рентгенанатомия внутренних органов – 10 часов.

5. Онтогенез сердечно-сосудистой системы. Варианты и аномалии развития сердца и сосудов – 11 часов.

6. Кровообращение плода – 11 часов.

7. Система воротной вены. Межсистемные венозные анастомозы – 11 часов.

8. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфатический узел как орган иммунной системы – 11 часов.

Нервная система и органы чувств

1. Онтогенез и филогенез нервной системы – 4 часа.

2. Варианты и аномалии развития центральной нервной системы – 4 часа.

3. Строение ствола головного мозга – 4 часа.

4. Обзор проводящих путей – 4 часа.

5. Основные принципы строения черепных нервов – 4 часа.

6. Варианты строения и топографии черепных нервов – 4 часа.

7. Формирование спинномозговых нервов и соматических нервных сплетений; варианты строения и топографии сплетений и периферических нервов – 4 часа.

8. Основные закономерности строения соматического отдела периферической нервной системы – 4 часа.

9. Основные закономерности строения вегетативной нервной системы – 4 часа.

10. Формирование вегетативных нервных сплетений брюшной полости и малого таза – 6 часов.

11. Развитие органа зрения. Аномалии развития – 3 часа.

12. Развитие органа слуха. Аномалии развития – 3 часа.

13. Обонятельный и вкусовой анализаторы – 3 часа.

14. Кожа и ее производные – 3 часа.

12.3. Краткий терминологический словарь

Антагонист – мышца, действующая в противоположном направлении относительно другой мышцы. Например, мышца-сгибатель по отношению к разгибателю.

Вертикальная ось – воображаемая прямая линия, образующаяся в результате пересечения фронтальной и сагиттальной плоскостей.

Горизонтальная плоскость – воображаемая плоскость, пересекающая тело поперечно, разделяет его на головной (краниальный) и хвостовой (каудальный) отделы.

Дистальный – дальше отстоящий от центра тела (противоположно – проксимальный).

Конгруэнтный – соразмерный, соответствующий при соприкосновении.

Медиальный – срединный; расположенный ближе к срединной плоскости тела.

Мениск (внутренний и наружный) – хрящевые образования серповидной формы в коленном суставе.

Мыщелок – расширенный дистальный конец кости.

Надкостница – тонкая соединительно-тканная оболочка, имеющая вид пленки; богата кровеносными сосудами и нервами, идущими к костям.

Общий центр тяжести (ОЦТ) – точка приложения равнодействующих сил тяжести всех частей тела. ОЦТ, или ЦТ, тела человека в положении основной стойки расположен в средней плоскости в среднем на 2,5 см ниже мыса крестца и на 4–5 см выше поперечной оси тазобедренных суставов, примерно на середине расстояния между крестцом и лобковым симфизом. В практике принято считать, что ОЦТ (ЦТ) в положении основной стойки находится на уровне тазобедренного сустава. Понятие ОЦТ совпадает с более широким понятием относительный центр масс (ОЦМ) при нахождении человека в однородном поле сил тяжести.

Позвоночный столб – осевой скелет туловища, выполняющий роль твердой опоры тела. Он защищает находящийся внутри позвоночного канала мозг и участвует в движении туловища и головы. Позвоночный столб состоит из отдельных костных сегментов – позвонков, которые последовательно соединяются друг с другом с использованием межпозвоночных дисков, связочного аппарата и мышц.

Поперечная ось – воображаемая линия, образующаяся при пересечении фронтальной и горизонтальной плоскостей.

Проксимальный – расположенный ближе к центру тела (противоположно – дистальный).

Пронация – вращение вперед и внутрь. У человека – вращение предплечья в локтевом суставе, при котором ладонь обращается вниз (назад), а большой палец направлен внутрь, к срединной плоскости тела. Пронацией называется также вращение стопы, при котором ее внутренний край опускается, а наружный поднимается.

Сагиттальная плоскость – воображаемая плоскость, делящая тело продольно на правую и левую половины, перпендикулярна фронтальной плоскости.

Сесамовидная кость – кость, вставленная в сухожилие мышцы и увеличивающая плечо силы мышцы, способствует усилению их действия.

Синергист – мышца, действующая в одном и том же направлении относительно другой мышцы.

Синовиальная мембрана – внутренний слой суставной капсулы.

Синовия – липкая прозрачная жидкость, которая по функции является своего рода смазкой, способствующей уменьшению трения в суставе костей; выделяется синовиальной мембраной.

Скелетная мышца – активный орган движения, построенный из многих тканей, главной из которых является поперечно-полосатая мышечная ткань.

Стопа – периферийный сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница стопы, отделяющая ее от голени, проходит через верхушки лодыжек. В стопе выделяют подошвенную и тыльные поверхности.

Супинация – вращение предплечья в локтевом суставе, при котором ладонь обращается вверх (кпереди), а большой палец направлен кнаружи, от срединной плоскости тела; также вращение стопы, при котором наружный край ее опускается, а внутренний поднимается.

Суставная сумка – соединительная оболочка, герметически окружающая суставные поверхности костей. Имеет два слоя: наружный – фиброзный (очень плотный, крепкий) и внутренний – синовиальный (со стороны полости сустава покрыт слоем эндотелиальных клеток, которые вырабатывают синовиальную жидкость).

Тело, или брюшко, мышцы – мышечные волокна, составляющие среднюю часть мышцы.

Фасция – плотные фиброзные оболочки, которые в виде футляров покрывают группы мышц и отдельные мышцы.

Фронтальная плоскость – воображаемая плоскость, делящая тело человека на переднюю и заднюю части. В основной стойке (о.с.) она проходит через оба тазобедренных сустава и перпендикулярна сагиттальной плоскости.

Хрящевая ткань – ткань внутренней среды организма, выполняет опорную функцию и отличается упругой консистенцией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: