Метапредметные результаты

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО Протокол №___    от «____» ________ 20___г.    Руководитель МО ____________Э.Р.Резвова СОГЛАСОВАНО заместитель директора  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________О.В.Филиппова «____» ___________20___г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Т.В.Кириллова Приказ №____ от «____»_______20___г.    

 

 

Рабочая программа

По учебному предмету

«Окружающий мир»

 

Уровень          начальное общее образование

Классы      1-4

Срок реализации рабочей программы 2020-2024 учебные года

Составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», издательство «Просвещение», 2014 г. УМК «Перспектива», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учитель Абдрахманова Р.Б., Акбашева С.Р., Гафарова Н.Ю., Жаворонкина О.И., Каримова А.Р., Мавлекаева З.З., Пантелеева И.И., Хисматуллина О.А

Год составления рабочей программы 2020г.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

· Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

· Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

· Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

· Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

· Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

· Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

· Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

· Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

1 класс

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

· первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

· умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

· ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);

· эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

· целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);

· представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

· представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);

· положительное отношение к школе, учебной деятельности;

· представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;

· первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

· эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

· этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;

· этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

· потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

· освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

Учащийся получит возможность научиться:

· понимать значения изучения курса «Окружающий мир»;

· понимать необходимость заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

· понимать свою сопричастность к жизни страны;

· понимать красоту окружающего мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

· выделять из темы урока известные знания и умения;

· планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

· планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

· фиксировать в конце урока удовлетворённость

· неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

· оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

· сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

· замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные:

Учащийся научится:

· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

· находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

· понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

· анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

· проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

· устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

· располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

· сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

· группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащийся научится:

· включаться в диалог с учителем и сверстниками;

· формулировать ответы на вопросы;

· слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

· договариваться и приходить к общему решению;

· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

· интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

· понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

· готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

· сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

Предметные результаты

Учащийся научится:

· различать природу и культуру;

· различать живую и неживую природу;

· отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

· различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

· называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

· распознавать и называть комнатные растения;

· ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

· различать деревья, кустарники, травянистые растения;

· различать культурные и дикорастущие растения;

· различать лиственные и хвойные деревья;

· называть фрукты, овощи, ягоды;

· отличать животных от растений;

· различать домашних и диких животных;

· ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;

· называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

· правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;

· определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

· правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

· определять ближайшие родственные связи в семье;

· перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

· определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

· узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

· определять достопримечательности Москвы и своего региона;

· находить место России на земном шаре.

Учащийся получит возможность научиться:

· соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

· устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

· называть наиболее распространенные растения своей местности;

· называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

· распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;

· перечислять группы животных и их существенные признаки;

· приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

· называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;

· приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;

· работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

· находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;

· понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

· определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края.

2 класс

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

· более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;

· умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

· доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

· целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

· представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

· представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

· представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

· представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

· познавательные мотивы учебной деятельности;

· представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

· эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

· этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий*;

· представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

· этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

· потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

· выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

· установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Учащийся получит возможность для формирования:

· понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;

· ориентации при соблюдении правил поведения в общественных местах;

· понимания ценности семейных отношений;

· способности ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

· сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

· планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

· фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

· соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

· контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

· развивать и тренировать свою наблюдательность;

· ставить цели проведения наблюдений и опытов;

· осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

· планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащийся научится:

· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

· находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

· использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

· анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

· сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

· осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

· моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Учащийся получит возможность научиться:

пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

· осуществлять описание объектов природы;

· сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

· устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

· обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

Коммуникативные

Учащийся научится:

· включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

· формулировать ответы на вопросы;

· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

· понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

· готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

· составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

· договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

· высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

· поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Предметные результаты

Учащийся научится:

· называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

· называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

· определять стороны горизонта;

· находить на глобусе океаны и материки;

· перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

· перечислять времена года в правильной последовательности;

· измерять температуру;

· находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

· называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

· узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;

· перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

· различать перелетных и зимующих птиц;

· перечислять правила охраны природы в разные времена года;

· определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

· находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

· называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

· называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

· находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Учащийся получит возможность научиться:

· кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

· отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

· определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

· приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

· соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

· характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края.

3 класс

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

· проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

· доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

· представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

· представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

· внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

· мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

· готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

· понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;

· представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

· потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

· соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

· установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Учащийся получит возможность для формирования:

· овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

· представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

· целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

· интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

· личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

· эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

· представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Учащийся научится:

· понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

· сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

· выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

· планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

· фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

· оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

· контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

· планировать свои действия в течение урока;

· соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Познавательные

Учащийся научится:

· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

· понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

· анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

· классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

· сравнивать объекты по различным признакам;

· проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

· моделировать различные ситуации и явления природы.

Учащийся получит возможность научиться:

· выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

· использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

· осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.

Коммуникативные

Учащийся научится:

· включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

· формулировать ответы на вопросы;

· слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

· проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

· признавать свои ошибки, озвучивать их;

· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

· понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

· строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

· готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

· составлять рассказ на заданную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

Учащийся научится:

· характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

· определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

· работать с планом местности и его видами, с масштабом;

· ориентироваться относительно сторон света;

· показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

· перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

· перечислять правила ответственного туризма;

· перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

· определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

· приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

· характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

· характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

· показывать на карте водные объекты;

· характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

· перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

· различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

· характеризовать природные сообщества на примере леса;

· характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

· характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

· перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

· перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

· определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

· определять значение своего имени;

· характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

· характеризовать основные правила гигиены;

· характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

· определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

· толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

· узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

· определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

· определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

· характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях.

Учащийся получит возможность научиться:

· характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

· характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

· приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

· определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

· определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

· оказывать себе и другим людям первую помощь;

· перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

· составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

4 класс

Личностные результаты

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У учащихся будут сформированы:

· положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

· способность к самооценке;

· осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

· знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

· понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

· чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

· понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

Учащийся получит возможность для формирования:

· устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;

· умения оценивать трудность предлагаемого задания;

· адекватной самооценки;

· чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

· установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

· осознанного устойчивого эстетического предпочтения в мире природы;

· осознанного положительного отношения к культурным ценностям;

· основы экологической культуры;

· уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

· целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

· принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

· осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

· осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащийся получит возможность научиться:

· самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащийся научится:

· находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

· понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

· использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

· осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

· проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

· устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

· обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

· выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

· устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

· сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащийся получит возможность научиться:

· осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

· сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

· сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

· устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

· сравнивать исторические и литературные источники;

· строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

· собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащийся научится:

· сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащийся получит возможность научиться:

· распределять обязанности при работе в группе;

· учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Предметные результаты

Человек и природа

Учащийся научится:

· проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

· давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

· различать план местности и географическую карту;

· читать план с помощью условных знаков;

· различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

· показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

· приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

· объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

· характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

· устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

· рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

· объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

· выполнять правила поведения в природе.

Учащийся получит возможность научиться:

· рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

· предсказывать погоду по местным признакам;

· характеризовать основные виды почв;

· характеризовать распределение воды и суши на Земле;

· объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

· приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

· объяснять причины смены времён года;

· применять масштаб при чтении плана и карты;

· отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

· объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

· давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

· определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

· делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

· участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Учащийся научится:

· различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

· различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

· описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

· описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

· называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

· соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

· находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

· рассказывать о ключевых событиях истории государства;

· рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащийся получит возможность научиться:

· описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;

· сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И..Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

· характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

· описывать культурные достопримечательности своего края.

 

 

Содержание учебного предмета

1 класс

Мы и наш мир

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.

Культура. Культура башкирского народа. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Народы республики Башкортостан. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры. Многонациональная культура народов Башкортостана.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс

Наш класс в школе. Современные школы г. Стерлитамака. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Первые учителя в Башкортостане. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.

 Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Растительный мир Башкортостана. Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Животный мир республики Башкортостан.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Экскурсия в библиотеку родного города. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Шежере-башкирская родословная. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому. Семейные традиции народов Башкортостана.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Полезные ископаемые родного края. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Садовые деревья и кустарники в республике Башкортостан. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Зерновые и крупяные культуры Башкортостана. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.

Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Красота любимого города Стерлитамак. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Природа в городе Стерлитамак. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Чудесные цветники Стерлитамака.Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.

Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение краеведческого музея, библиотеки, других культурно-просветительных учреждений г.Стерлитамак. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.

Родная страна

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия и РБ—наша Родина. Символы России и РБ: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Уфа-столица Башкортостана. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника Башкирии.

Человек и окружающий мир (5ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

2 класс

Время и календарь. Вселенная, время, календарь.

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Праздники Башкортостана. Экологический календарь. Охрана природы Башкортостана.

 


Осень

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Птицы нашего края. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы:осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни – погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов Башкортостана.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы:зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта— «Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Старинные башкирские детские игры весной.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летние праздники народов Башкортостана.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы:весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям башкир.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов РБ.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

3 класс

Радость познания

Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чем расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Транспорт. Средства информации и связи.

Мир как дом

Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит все. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов. Водоем – дом из воды. Водоёмы нашего края. Как сохранить богатство природы. Охрана природы в культуре народов России.

Дом как мир

Родной дом – уголок отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное дерево. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: