Тема: Употребление прописных букв

1. Правила употребления прописных букв.

2. Диалог. Виды диалогов.

3. Деловая беседа. Рекомендации по ведению деловых бесед.

4. Рекомендации по культуре устной речи

 

Упражнение 1. Выберите из заключенных в скобки слов подходящие для каждого из попарно приводимых предложений и поставьте в нужной форме вместо точек.

1. Лучи... пробивались сквозь густую листву деревьев. Замечательным достижением науки и техники было получение фотоснимков обратной стороны... (Луна, луна). 2. Все дальше на... продвигалась сквозь тайгу геологическая экспедиция. Разнообразные природные богатства хранит в себе наш Дальний... (Восток, восток). 3. Огромное пространство занимает... низменность. Успешно развивается промышленность в ряде... городов (Западно-Сибирский, западно-сибирский). 4. Туристы осматривали развалины... Рима. В средней школе изучается история... Рима (Древний, древний). 5. Одним из крупнейших сражений в период Великой Отечественной войны была... битва 1943 года. На освобожденных... землях быстро восстанавливалась мирная жизнь (Курский, курский). 6. В центре многих древнерусских городов находился..., предназначенный для защиты от внешних врагов. Соборы Московского... представляют собой замечательные произведения зодчества (Кремль, кремль).

 

Упражнение 2. Вместо точек вставьте в нужной форме данные в скобках слова. Устно объясните употребление прописных и строчных букв.

1. Широкие простор... низменности издавна используются для нужд сельского хозяйства. Некоторые представители... флоры получили большое распространение (Западно-Сибирский, западно-сибирский). 2. Издавна славится... резьба по кости. Ломоносов родился в одном из сел теперешнего... района (Холмогорский, холмогорский). 3. Мы гуляли по... площади в Москве. При... свете светофора движение транспорта прекращается (Красный, красный). 4. Зацвели липы на... бульварах. Закончились экзамены в... государственный университет (Московский, московский). 5. Многие проводят свой отпуск на... побережье. Среди наших морей...воды особенно насыщены сероводородом (Черноморский, черноморский). 6. Про храброго человека говорят, что у него... В отсутствие короля Ричарда... его брат завладел английским престолом (Львиное Сердце, львиное сердце). 7. В книге К.Г. Паустовского ярко отображено своеобразие... края. Несомненный интерес для диалектологии представляют... говоры (Мещерский, мещерский).

 

Упражнение 3. Приведите речевые конструкции выражения несогласия, желания уйти от ответа, отказа.

 

Упражнение 4. Составьте план проведения переговоров на одну из тем: 1. Научное сотрудничество между вузами республики. 2. Открытие новых туристических направлений в республике. 3. Сотрудничество в сфере массовых коммуникаций.


 

 


Практическое занятие 12

Тема: Двойные согласные

1. Двойные согласные в корне слов.

2. Двойные согласные на стыке приставки и корня.

3. Двойные согласные на стыке корня и суффикса.

4. Слова иностранного происхождения.

5. Культура делового письма.

 

Упражнение 1. Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Выделите корни и приставки в словах.

Без..вучно, обес..лавить, под..анный (России), под..анный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пятно, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда), с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступника), с..удить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), рас..ориться, пос..ориться, с..уда, без..емельный, без..ымянный, бес..ловесный, вос..оединённый, вос..тание, воз..вание.

Упражнение 2. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отировать, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..-маскарад, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос.., великорус.., вож..и, гал..е- ра, гал.., гал..ьский, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, метал..олом, мер..идиан, мил..играм.., нарцис.., новел..а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пал..ас.., пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, пианин..о, пиан..ис..имо, плис..овый, плис..е, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, рас..овый, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин.., фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эл..ин, эф..ект.

Упражнение 3. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 4. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 5. Составьте текст жалобы и предложения.


 


Практическое занятие 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: