Вопрос 42. Этическое учение Иммануила Канта

Человек-вещь в себе. Свободу нельзя доказать, Но если свободы нет, то и нравственности тоже, но это не так, тк человек двойственен. Сфера этического показывает сверхсвойство человека.

В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности.

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум ", под кот-ым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума". Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Чт.е. моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, кот отдельный индивид воспринимает как свое собственное; м /у чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; Автономия морали -мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону(человек исполняет все по своей воли).

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кот. имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима-( мотив поведения ) твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Философия истории и философия права Гегеля.

Философию Гегеля можно представить, как философию абсолютного идеализма. Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) у Гегеля включает три стадии:

Логика - первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: