Рекомендуемая литература по всему курсу

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По курсу «Теория и практика массовой информации»

(осенний семестр 2020-2021 уч. года)

 

Темы семинарских занятий и вопросы

(2 темы = 1 семинарское занятие; 1 вопрос = 1 доклад)

 

Семинар 1

Тема 7. Средства массовой информации.

1. Понятие и основные характеристики средств массовой информации.

2. Основные функции средств массовой информации.

3. Типология средств массовой информации.

 

Тема 8. Печатные средства массовой информации: становление и эволюция.

1. История и современное состояние печатных средств массовой информации за рубежом.

2. Отечественные газеты и журналы: история возникновения и современные особенности.

3. Перспективы развития печатных средств массовой информации: глобальные тенденции и российские реалии.

 

Семинар 2.

Тема 9. Специфика функционирования печатных средств массовой информации.

1. Структура и принципы работы редакции газеты и журнала.

2. Техники и технологии издания газет и журналов.

3. Основные жанры газетной журналистики и их характеристика.

 

Тема 10. Электронные средства массовой информации: опыт и перспективы.

1. Возникновение и развитие радиовещания и телевидения в ведущих зарубежных странах.

2. Основные этапы становления и эволюции радиовещания и телевидения в России.

3. Будущее радиовещания и телевидения в России и за рубежом.

 

Семинар 3.

Тема 11. Специфика функционирования электронных средств массовой информации.

1. Структура и принципы функционирования радио- и телевизионной редакции.

2. Технология работы современного радио и телевидения.

3. Основные жанры радио- и тележурналистики и их характеристика.

 

Тема 12. Информационные агентства.

1. История возникновения и этапы развития информационных агентств за рубежом.

2. Отечественные информационные агентства: прошлое и настоящее.

3. Основные модели взаимодействия информационных агентств и средств массовой информации в современных условиях.

 

Семинар 4.

Тема 13. Интернет и новые медиа: генезис и эволюция.

1. Основные подходы к определению места и роли Интернет в современной жизни.

2. История возникновения и этапы эволюции Интернет.

3. Новые медиа и традиционные средства массовой информации.

 

Тема 14. Проблемы развития средств массовой информации в современных условиях.

1. Причины и предпосылки возрастания манипулятивной составляющей в деятельности средств массовой информации.

2. Понятие, сущностные черты и основные типы массовых манипуляций.

3. Средства массовой информации как инструменты агитации и пропаганды.

 

Семинар 5.

Тема 15. Информационное пространство.

1. Понятие и сущностные черты информационного пространства.

2. Основные подходы к определению структуры информационного пространства.

3. Компоненты и свойства информационного пространства.

 

Тема 16. Глобализация и информация. Глобальное информационное пространство.

1. Основные подходы к осмыслению феномена глобализации.

2. Влияние глобализационных процессов на информационную сферу.

3. Проблемы и перспективы формирования глобального информационного пространства.

 

Семинар 6.

Тема 17. Государственная информационная политика.

1. Понятие и сущностные черты государственной информационной политики.

2. Функции и уровни реализации государственной информационной политики.

3. Основные направления и механизмы государственной информационной политики.

 

Тема 18. Отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации государственной информационной политики.

1. Основные модели информационной политики в ведущих зарубежных странах.

2. Этапы эволюции отечественной государственной информационной политики.

3. Государственная информационная политика в современной России.

 

Семинар 7.

Тема 19. Информационная война.

1. Понятие и основные характеристики информационной войны.

2. Информационное оружие: понятие, основные типы.

3. Основные этапы и модели ведения информационной войны.

 

Порядок подготовки докладов на семинарских занятиях

 

Доклад представляет собой заранее подготовленное устное выступление на семинарском занятии по самостоятельно выбранной теме.

Допускается подготовка доклада группой в количестве не более 2-х студентов.

Порядок выступления:

- продолжительность выступления – 15-20 мин;

- использование вспомогательного материала (схемы на доске, иллюстрации, раздаточный материал и т.д.) приветствуется;

- после выступления докладчику (докладчикам) задаются вопросы присутствующих студентов и преподавателя;

- после ответов докладчика (докладчиков) на вопросы выступают присутствующие студенты и преподаватель (по желанию);

- после выступления присутствующих студентов и преподавателя докладчик (докладчики) выступают с ответными репликами (при необходимости);

- после этого преподаватель подводит итог дискуссии и дает оценку сделанному докладу по 5-балльной шкале.

Критерии оценки докладов:

I. Оценка структуры доклада:

- наличие поставленной проблемы;

- логичность изложения;

- наличие необходимых структурных частей (вступление, основная часть, заключение) и их полнота;

- наличие анализа использованной литературы.

II. Оценка содержания доклада:

- соответствие содержания заявленной теме;

- полнота раскрытия поставленной проблемы;

- наличие примеров, многообразия концепций (отечественных и зарубежных);

- полнота аргументации и обоснованность выводов;

- наличие у докладчика собственной позиции по данной теме.

 

Рекомендуемая литература по всему курсу

Учебники и учебные пособия:

  1. Бакулов Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010.
  2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие. М.: КДУ; Высшая школа, 2003.
  3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
  4. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: Учебник. М.: КноРус, 2014.
  5. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011.
  6. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КноРус, 2012.
  7. Годин Б.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.
  8. Евдокимов В.А. Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2014.
  9. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика: Учебное пособие. М., 1993.

10. Зуляр Ю.А. Массовые коммуникации в рекламе: Учеб. пособие. Иркутск: ИГУ, 2006.

  1. Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России: Учебное пособие. М.: РАГС, 1999.

12. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. М.: РАГС, 2003.

13. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник. М.: КНОРУС, 2009.

14. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М.: Аспект Пресс, 2013.

  1. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ: Курс лекций. Воронеж, 2003.
  2. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
  3. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций. М.: Владос, 2010.
  4. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI в.: учеб. пособие. М.: МГУ, 2005.

19. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.

20. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929-2013. М.: Аспект Пресс, 2013.

  1. Саруханов В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

22. Сухотерин Л.Я., Юдинцев И.В. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Европа, 2007.

  1. Телевизионная журналистика: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: МГУ, 2005.
  2. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
  3. Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Дашков и Ко, 2012.
  4. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / ред. Е. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2013.

 

Научные труды и монографии:

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.
  2. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997.
  3. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М., 1999.

30. Адорно Т. Коммуникация как средство информационно-психологического воздействия. М., 1993.

31. Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы. М.: Дашков и Ко, 2010.

  1. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ, 1991.
  2. Браун Дж., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2 т. М., 2001.
  3. Буданцев Ю.П. Социология массовых коммуникаций. М., 1996.
  4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

36. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании: Социально-философские аспекты. М.: ИНИОН, 1988.

37. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.

  1. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
39. Воробьев А.М. СМИ как фактор формирования гражданского общества. Екатеринбург, 1998.
  1. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.
  2. Ву Т. Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до Интернета. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  3. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991.
  4. Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-1995 гг.). М., 1995.
  5. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР: даты и факты (1917-1986). М., 1989.
  6. Голядкин Н.А. Методы исследования средств массовой коммуникации. М., 1997.
  7. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения: В 2 ч. М., 2001.

47. Государственная служба России: диалог с обществом / Под ред. В.С. Комаровского. М.: РАГС, 1998.

  1. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: РУДН, 2001.

49. Дагбаев Э.Д. Средства массовой информации и власть. Улан-Удэ, 1999.

  1. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001.
  2. Дугин Е.Я. Телерадиокоммуникации в стране и мире: тенденции, оценки, прогноз. М., 1991.
  3. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  4. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: МГУ, 2001.
  6. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. М.: МГУ, 2007.
  7. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М.: МГУ, 1999.
  8. Зубок А. Телевизионный бизнес. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012.
  9. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.
  10. Интернет-СМИ. Теория и практика / ред. М. Лукина. М.: Аспект-Пресс, 2010.
  11. Информация и общественное мнение. От репортажа СМИ к реальным переменам / ред. И. Румин. М.: Альпина Публишер, 2010.
  12. Калмыков А. Медиалогия Интернета. М.: Либроком, 2013.

62. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М: ГУ ВШЭ, 2000.

63. Коган В.З. Информационное взаимодействие: Опыт анализа субъект-объектных отношений. Томск, 1980.

64. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.

65. Копьев В.В. Средства массовой коммуникации в контексте глобализации мировой экономики и развитие информационного пространства России. М.: Научная Книга, 2005.

66. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: Трейн, 2007.

67. Кузнецов М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т.В. Адорно и М. Маклюэна. М.: ИФ РАН, 2011.

68. Кульба В.В. Информационное управление: Предпосылки, методы, средства. М.: ИПУ, 1996.

  1. Курицкий А.Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе. СПБ.: Судостроение, 1998.

70. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия – Телеком, 2003.

71. Мартин У.Дж. Информационное общество. М., 1989.

72. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. М.: Гуманитарный центр, 2013.

73. Медиа: между магией и технологией / ред. Н.Сосна, К. Федорова. М.: Кабинетный ученый, 2014.

74. Международные отношения России в «новых политических пространствах». Космос. Приполярные зоны. Воздушные и морские пространства. Глобальная информационная сфера. М.: Ленанд, 2011.

75. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999.

76. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб.: СПбГУ, 1996.

77. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Либроком, 2013.

78. Нисневич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.

79. Новикова А.А. Телевизионная реальность. Экранная интерпретация действительности. М.: ИД ВШЭ, 2013.

80. Павлова Е.Д. Средства массовой информации – инструмент скрытого воздействия на сознание: социально-философский анализ. М., 2007.

81. Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М., 2003.
  1. Поздняков Н.К. Социально-философские аспекты телеэфирного пространства. М., 1999.
  2. Полукаров В.Л. Телевизионный менеджмент. М., 1998.

84. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М.: РАГС, 2005.

85. Почепцов Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций. М.: Альтерпресс, 2008.

  1. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: МГУ, 2000.
  2. Прусаков Ю.М., Бусленко Н.И. Государственное обеспечение информационной безопасности России. Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.: МГУ, 2004.
  4. Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности. М.: Академия, 2009.
  5. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998.
  6. Семеновкер Б. Эволюция информационной деятельности. Рукописная информация. В 3 ч. М.: Пашков дом, 2009-2013.
  7. Сидоренко В.И. Методы формирования ресурсов производства аудиовизуальной продукции в зарубежной практике. М., 2000.
93. Снетков В.Н. Власть в обществе и информационная политика. СПБ., 2001.

94. Тавокин Е.П. Информационная политика: системный подход / Сб. статей. М.: РАГС, 2001.

95. Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство / Пер. с англ. М., 2006.

96. Тихомирова Н.В. и др. Современные проблемы управления в условиях информационного общества. М.: Юнити-Дана, 2012.

97. Уилхем Д. Коммуникация и власть. СПб.: ТОО «ПНД-Систем», 1993.

98. Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975.

99. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004.

100. Федоров А.В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. М.: МГИМО-Университет, 2006.

101. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.: МГУ, 1996.

102. Фрост К. Дизайн газет и журналов. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012.

  1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2002.
  2. Хлебородов В.А., Олефиренко П.П. Телевидение и радиовещание: Словарь терминов / Под ред. Кривошеева М.И. Жуковский, 1999.
  3. Хомерики О.Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве. М.: Перспектива, 2008.
  4. Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.
  5. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1964.
  6. Шкодин М.В. Экономические факторы трансформации структуры российских СМИ. М., 1999.
  7. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
  8. Юзвишин И.И. Основы информациологии. М.: Высшая школа, 2000.

 

Публикации в научных изданиях и сборниках:

111. Государственная информационная политика: концепции и перспективы: Сб. ст. М.: РАГС, 2001.

112. Государственная информационная политика: проблемы и технологии / Отв. ред. Е.П. Тавокин. М.: РАГС, 2003.

113. Информационное общество. Некоторые аспекты: Сб. статей / Под ред. Н.А. Войтович. СПб., 1999.

114. Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: теория и практика. М., 1998.

115. Массовая информация и коммуникация в современном мире: Сб. научн. ст. М.: ИНИОН, 1989.

116. Массовая коммуникация и общественное сознание: Сб. научн. ст. М.: ИНИОН, 1986.

117. Мир массовых коммуникаций. М., 2001.

118. Национальные модели информационного общества / Отв. ред. и сост. Е.Л. Вартанова. М.: ИКАР, 2004.

119. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

  1. Пресса как системный объект. М., 1998.

 

121. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. М.: ИМИДЖ-Контакт, 2002.

122. Средства массовой информации в современном мире. СПб., 1998.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: