Недоросль» как произведение классицизма

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, ав1761-1762 гг. - на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины II.

Первое оригинальное произведение - сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем - первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

2. Запишите в тетради:

САТИ́РА - обличающая, бичующая ирония

ДРАМА - род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене, произведения подобного рода серьёзного, но не героического содержания (отличие от комедии и трагедии).

РЕМАРКА — пояснение автора в тексте пьесы (обычно в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

НЕДОРОСЛЬ - молодые люди, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы.

После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

3.О пьесе:

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых.

Работа над проблематикой пьесы.

- Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков? (Записать в тетрадях)
1. «Говорящие» фамилии и имена;
2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта – доминанта. Как называется этот прием? /гипербола/
3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);
4. «Зоологизация»;
5. Ремарки
- Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?
1. Критика самодержавно-крепостной действительности.
2. Трагизм судьбы простого человека.
Вторая проблема.

Гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.
Третья проблема.
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

Всех персонажей комедии можно четко разделить на два лагеря: герои-идеологи - положительные герои, изображенные схематично, традиционно, в соответствии с правилами классицизма, и отрицательные или второстепенные бытовые герои, в изображении которых проявилось новаторство Фонвизина.

Из комедии известно, каково происхождение и условия воспитания бытовых героев: рассказывает о своей семье Простакова, мы знаем, почему остался неученым Скотинин, а «воспитание» и обучение Митрофанушки напрямую изображено в пьесе. Воспитание героев-идеологов же остается неизвестным: мы не знаем, в какой среде воспитывалась Софья, что сделало Милона идеальным офицером и т.д.

Бытовые герои в комедии постоянно находятся в движении: на сцене происходят драки Митрофана и Скотинина, Простаковой и Скотинина, сама Простакова говорит: «То бранюсь, то дерусь» (II, 5) и т.д. Бытовые герои почти не совершают поступков, их действия - это слова.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.
2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?
3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей?
Милон - "Разум, любезность, просвещенность".
Стародум – ‘’Душа и сердце".
Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "
И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.
Вот и еще одна проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.



















Недоросль» как произведение классицизма.

- В каком веке создана эта комедия? (В 18 веке)

- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение? (классицизм)

  Черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе:

 воспитательная направленность литературы,

 писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,

четкое их разделение на положительных и отрицательных,

 комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг,

«говорящие фамилии» героев.

- К какому роду литературы относится это произведение?

К какому жанру? (В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными).

 Цель низких жанров: осмеять, обличить пороки человека и общества в целом.

 Правила, которые соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма:

· Состоит из 5 актов,

· События происходят в течение суток,

· В одном месте,

· Не отвлекаются на побочные сюжетные линии,сюжетная линия одна,

·  Место действия - имение Простаковых,

· Действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня,

· Действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина).

- Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления

6. Вывод по уроку:

Речевые характеристики, которыми наделяет Фонвизин своих героев, отличается необычайной меткостью, точностью, лаконизмом, афористичностью, индивидуальностью, богатством языка. Речь героев выдает их суть, их взгляды, намерения, желания. Всё это говорит о высоком мастерстве Фонвизина-драматурга.

Следование традициям не отменяет стремления к новому. Мастерство и талант писателя и состоят в том, что он вносит новое в устоявшееся, традиционное.

В основном соблюдая деление героев на положительных и отрицательных, Фонвизин все же неоднозначно изображает некоторых из них. Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба или любящая недоросля нянька?

Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости

Домашнее задание: Прочитатать комедию до конца, дать характеристику персонажей (можно составить таблицу)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: