Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья

Университет, как социокультурное явление: аспекты возникновения и развития

Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья

Первые университеты возникают в Западной Европе в эпоху Высокого Средневековья. Сам термин «университет» произошел от латинского слова «universitas», что означает «совокупность», «общность», «корпорация». И в первые десятилетия своего существования в нем отражалась вся специфика средневекового общественного уклада, а именно: корпоративность как замкнутость; религиозность как состояние общественной духовности; интернационализация образовательных процессов как результат политического устройства Европы.

Университеты не были первыми формами организации знания и образования в истории. Еще в эпоху античности в Древней Греции выдающимися философами всех времен и народов были – Платоном и Аристотелем были созданы высшие школы – Академия и Ликей, по образцу которых были созданы все другие значительные научно-образовательные и интеллектуальные центры античного мира. В античный период были заложены основные направления научной и учебной деятельности, выработаны методы преподавания, которыми активно пользовались первые средневековые университеты. К важнейшим методам можно отнести лекцию, диспут, лабораторную (практическую) работу, эксперимент.

Возникновение университетов в эпоху Средневековья имел целый ряд объективных причин, к которым можно отнести: бурный рост экономики; рост городов, который приводил к формированию социального запроса на высококвалифицированные кадры в различных видах ремесла, торговли, управления, юстиции; совершенствование сельскохозяйственного производства; политическая и экономическая стабильность в Европе; возрождение централизованных государственно-политических организаций; межкультурное взаимодействие с арабской цивилизацией, произошедшее в результате Крестовых походов и вновь открывшее для Европы наследие античных авторов; устойчивый демографический рост населения.

Стоит также отметить и наличие социально-психологических факторов, обусловивших возникновение образовательных организаций нового типа. В это период происходит рост самосознания и социальной активности горожан, возникают многочисленные ереси, в которых отражается протест городских жителей против богатства и политического влияния католической церкви. Свойственное горожанам активное восприятие жизни и первые зачатки рационалистического мышления вызывали желание осмыслить окружающую действительность. Важной чертой культурного движения XII века становится интерес к решению умозрительных задач, основанный на противопоставлении авторитету разума слепой веры. На дорогах, проложенных купцами и путешественниками, появляются новые персонажи – бродячие школяры или ваганты. Основной целью их путешествий было дойти до школ Франции и Италии, где «у ног» прославленных ученых они смогли бы получить ответы на те вопросы, которые ставила перед ними жизнь. Круг интеллектуальных запросов этой группы был чрезвычайно широк.

Собственно говоря, так, по мнению известного русского психолога и педагога Петра Федоровича Каптерева (1849‒1922) и проходил процесс возникновения университета [1, С. 408]. В эпоху Средневековья в Европе, чтобы познакомиться с воззрениями знаменитого ученого, проще было отправиться в другой городе, где он жил, нежели доставать рукописи его лекций. Увлекаясь его учением и работая под его руководством, многие селились в этом городе и образовывали особый кружок. Эти, в общем-то частные общества и послужили основой для создания более крупных учебных заведений ‒ университетов. Потом эти частные кружки сплачивались теснее и определяли программу своей деятельности, а затем получали и официальное право на существование от архиепископа, короля или императора.

По такому принципу был организован университет в Париже, куда в конце XI – начале XII века прибыл Пьер Абеляр ‒ один из самых блестящих философов своего времени. Вокруг него собирались студенты, а другие ученые следовали за ними в надежде обеспечить себе многочисленную аудиторию, что в свою очередь привлекало еще большее число студентов. Скоро стали известны парижские школы искусств, логики, богословия, а также крупные медицинские и юридические школы. Первоначально организация обучения осуществлялась местным духовенством во главе с канцлером кафедральной школы Нотр-Дам, который был ответственным за выдачу лицензий на право преподавательской деятельности.

Но старейшим университетом Европы все-таки принято считать Болонский университет. Будучи основанной в 1088 г. болонская школа стала важным центром правовых исследований и юридического образования. Географическое положение Болоньи доказало свое преимущество, поскольку это был город коммерческой торговли и пересечения паломнических маршрутов. Важно и то, что в Болоньи проживал ряд выдающихся ученых-юристов, включая основателя школы глоссаторов Ирнерия (1055 до 1130). Поток студентов устремились в город, преодолевая большие расстояния и прочие трудности, чтобы получить доступ к юридическому знанию, предлагаемому в Болонье. Для своей правовой защиты и улучшения условий жизни студенты объединились в студенческие гильдии, использовав в качестве образца корпорации ремесленников и купцов, которые были распространены в экономической и социальной жизни средневековых городов.

В 1158 г. немецкий император Фридрих Первый Барбаросса выпустил хартию Authentica Habita, которая должна была обеспечить защиту студентов. Ход императора ни в коей мере не был проявлением альтруизма, а имел точный экономический и политический расчет. Таким образом император в первые годы своего правления попытался воспользоваться экономическим потенциалом школ и престижем университета в своей политической деятельности. В это же время представители римской католической церкви также были заинтересованы в дополнительном престиже, связанном с именем университета, что выразилось в значительной поддержке папством высшего образования, начиная с XII века. Таким образом, университеты, становясь объектом интереса конкурирующих внешних сил, получили возможность и в дальнейшем обеспечивать свои привилегии.

В 1195 г. студенты Болоньи организовали два университета - один для итальянских и другой для иностранных студентов. Каждая группа выбирала своих собственных руководителей ‒ ректоров и других должностных лиц. Эти организации доказали свою высокую эффективность в защите прав студентов от давления со стороны граждан города, а способность заключать соглашения дала студенческим представителям большую власть.

Фактически проведение лекций не требовало от города значительных ресурсов – всего лишь несколько комнат. Тем не менее создание университета обеспечило студенческую гильдию значительными потенциальными рычагами. Например, в 1217 г. студенты массово покинули город и отказались возвращаться, пока их требования самостоятельно назначать лекторов и формировать учебный план не будут выполнены. Этот примечательный акт студенческой солидарности продолжался в течение трех лет, после которых городские власти сдались.

Преподаватели (магистры) также делали попытки защитить свои интересы совместными действиями. В 1215 г. они объединились в собственную гильдию, но оказались неспособны противостоять контролю со стороны студентов. Последние нанимали лекторов, составляли график проведения занятий, устанавливали содержательные рамки преподаваемых дисциплин. Студенческое руководство налагало существенные штрафы на тех лекторов, которые уклонялись от возложенных на них обязанностей. Студенческие представители управляли ежедневным ходом образовательного процесса и были ответственны за наем лекционных залов.

Несмотря на это, магистры стремились поддержать целостность собственной гильдии. Они сохранили право признания новых членов, выдавая лицензию на преподавательскую деятельность (licentia docendi), которая предоставлялась только после проведения соответствующей экспертизы. Эта лицензия явилась первой институциональной формой академической степени. Во всех других вопросах власть была монополизирована студентами.

Возникновение Парижского университета, как было отмечено выше, связано с группой ученых-преподавателей, вокруг которых собралось значительное количество последователей их учений. Точной даты возникновения Парижского университета на сегодняшний день нет. Часть исследователей относят время его возникновения к концу XII века, другая часть к 1208, 1215 или даже к 1253 г. В любом случае, Парижский университет или Сорбонна (название Сорбонна происходит от имени богослова Робера де Сорбона, духовника короля Людовика IX Святого, основавшего в городе в XIII веке богословский колледж ‒ Коллеж Сорбонна, позднее вошедший в Парижский университет; термин «по смежности» был перенесён на сам университет и закрепился за ним до сегодняшнего дня) в начале XIII века представлял собой особый тип организации преподавателей и студентов. В отличие от Болоньи, Париж был известен как центр богословского образования. Будучи королевской столицей и важной епархией Римской католической церкви, студенты и преподаватели университета столкнулись в своей деятельности не только с враждебностью местной городской власти и жителей города, но и угрозой королевского и епископального вмешательства в дела университета.

В 1200 г. в результате беспорядков и чрезмерно жестких действий властей в знак протеста гильдия ученых прекратила чтение лекций и пригрозила покинуть город. Король Филипп Второй Август, не желая терять финансовые выгоды от пребывания в городе студентов, а также стремясь распространить свое влияние на университет, распорядился серьезно наказать должностных лиц, ответственных за правопорядок. И самое главное, чтобы заручиться поддержкой ученых, король подписал хартию, освобождавшую их от светской юрисдикции, а также от налогообложения. Таким образом, ученые получили королевское подтверждение своего привилегированного положения в городе и обществе в целом. Этой хартией король формально признал, что университет приносит пользу не только духовенству, но и обществу.

В 1215 г. позиции университета были еще более закреплены, когда папский легат Робер де Курсон санкционировал устав университета, а в 1231 г. папа Григорий IX издал буллу Parens Scientiarium, которая по существу явилась хартией университета. Он предоставил парижскому университету папскую защиту, свободу от местной духовной и гражданской власти и разрешил университету принимать собственные законы для самоуправления [2, С. 38 ].

Старейшим университетом в Англии считается Оксфордский университет. Точная дата основания, как в случае и с Парижским университетом, не ясна, но уже в 1096 году обучение в Оксфорде уже велось. Во времена раннего средневековья вокруг Оскфорда было основано несколько крупных монастырей. Толчком к развитию университета стал конфликт между королем Генрихом с одной стороны и Папой римским – с другой. Его итогом стал указ от 1167 г. в котором король Генрих обязует всех студентов, обучавшихся за границей, вернуться в Англию и в дальнейшем был введен запрет на выезд за границу без специального разрешения. Многие вернувшиеся студенты продолжили обучение именно в Оксфорде.

Начало XIII века в Оксфорде также началось с противостояния между университетским сообществом и горожанами. Основой конфликта стало принятое решение городскими властями о приведении к смертной казни двоих студентов за убийство городской жительницы в 1209 году. В результате этого несправедливого решения по мнению членов университетской корпорации, студенты и преподаватели покинули Оксфорд. Часть из них перебралась в Кембридж, где основала Кембриджский университет. Вскоре город почувствовал уменьшение доходов, ибо значительная часть наслеления существовала за счет обслуживания потребностей университета. И в 1214 г. было достигнуто соглашение о возвращении университета в Оксфорд. При этом преподаватели и студенты получили значительные привилегии: была уменьшена арендная плата за жилье, скидок на продукты питания и другие необходимые товары и самое главное – иммунитет от городской власти. С этих пор они подчинялись только религиозным властям. Это стало первым шагом к независимости университета от города.

Кембриджский университет ‒ возник в рамках средневекового города Кембридж, но в итоге система их отношений сложилась в формулу: «Кембридж ‒ это город в университете», т. е. «ученое сообщество» подчинило себе городскую корпорацию.

Вынужденные существовать в рамках одного городского пространства эти две социально-правовые общности также неизбежно пересекались в своих интересах. Переломным моментом в их отношениях стал XIV век. В это время к университету перешел ряд важных городских привилегий. Наивысшей точкой противостояния стало восстание Уота Тайлера. В конфликте 1381 года король поддержал сторону университета. Эта же линия монаршей политики прослеживается и в дальнейшем. Вероятно, данная позиция короны была обусловлена возросшими антицерковными настроениями в Англии и стремлением создать национальную церковь. Университет Кембриджа, получая привилегии от короля, а не от Папы Римского, становился более зависимым от своего национального монарха. К тому же для создания новой национальной церкви требовались хорошие теологи, способные отстаивать интересы английского королевства перед Папством. В частности, новую королевскую хартию он получил уже к 1382 году. В ней особо оговаривалось невмешательство властей города и графства в дела университета [3, С. 83]. Главной задачей английских университетов была подготовка духовенства. С 1334 г. в течение 498 лет действовал указ Эдуарда Третьего, по которому запрещалось создание университетов. В этот период естественным образом наблюдалось значительное расширение Оксфорда и Кембриджа за счет строительства университетских колледжей, которые по своим размерам, независимости в управлении и финансировании становились подлинными университетами внутри университетов.

Таким образом, можно отметить, что все первые средневековые университеты прошли этап борьбы за отстаивание своих прав и привилегий. Это было вызвано отсутствием элементарной безопасности студентов и преподавателей университета, враждебностью и недоверием со стороны городской и папской властей. Данные обстоятельства вызывали острую потребность в объединение в некие ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. Организуясь по образцу ремесленных и купеческих гильдий, объединения стремились к корпоративности, т.е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, выборных должностных лиц, свою печать, статут, собственный суд. Борьба за эти права продолжалась многие десятилетия, но ее итогом стало признание университета как автономной единицы, самостоятельного субъекта управления, основанного на традициях студенческой солидарности и свободомыслия.

Наиболее очевидным отличием между античным и средневековым высшим образованием было развитие институциональной автономии как, во-первых, юридической и экономической независимости и, во-вторых, корпоративного контроля за определенной областью знаний. Развитие обоих аспектов автономии было критически важным для будущего университета.

Позднее в XIV‒XV вв. для получения университетского статуса необходимо было иметь папскую буллу (указ о своем создании). Из 79 университетов, возникших в Европе до начала XVI в. официально основано Римскими папами.

Рассматривая в более поздний период историю возникновения европейских университетов необходимо отметить следующие очень важные вехи строительства системы высшего образования в Европе. Так, в 1386 г в Германии был основан университет в Гейдельберге. В XIX веке Гейдельберсгкий университет выдвинулся по значимости в первые ряды высших учебных заведения Германии и по настоящее время он не изменил свою высокую позицию.

Первый славянский университет был открыт в 1348 г. в Праге. К его открытию был причастен император Священной Римской империи и чешский король Карл четвертый. Собственно в честь него и был назван университет в Праге - Карлов университет.

В 1364 году Казимиром Великим был основан Краковский университет ‒ старейший польский университет, один из первых государственных в Европе. В 1400 году университет был реорганизован по образцу Парижского Владиславом Вторым Ягелло, поэтому сегодня называется Ягеллонским университетом. Одним из его выдающихся выпускников был Николай Коперник.

Можно отметить общую тенденцию, что в этот период распространение университетов в средневековой Европе шло с юга на север, вслед за развитием городов и товарно-денежных отношений.

 

Структура средневекового университета и организация образовательного процесса. Структурно университет Средневековья не сильно отличается от современных Его основу составлял факультет и, как правило, их было четыре. Обязательный для всех ‒ артистический, или факультет «семи свободных искусств» (позднее получивший название философский). Этот факультет был призван обеспечить общую подготовительную общеобразовательную базу для поступления на другие факультеты. Ж. Ле. Гофф писал: «…фундаментом средневековой педагогики было изучение слов и языка». Освоив преподававшиеся на первом этапе грамматику, риторику, основы диалектики (так называемый тривиум), студент получал степень бакалавра искусств. По изучению еще дисциплин ‒ арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки (так называемый квадриум) ‒ студенту приписывалась степень магистра искусств и предоставлялось право поступления на один из трех следующих факультетов: богословский, юридический или медицинский. По окончании одного из них студенту присваивалась степень бакалавра или магистра соответствующей отрасли науки. На артистическом факультет студент обучался от 5 до 7 лет, становился сначала бакалавром, а затем – магистром искусств. Магистр имел право преподавать, но вместе с тем мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов. Более высокой степенью, которая присуждалась факультетами, была степень доктора. Возможность получения этой степени определялась условиями выполнения тех требований, которые предполагала выдача лицензии.

Процесс обучения состоял из определенных ступеней. Знания, полученные на каждой из них оценивались определёнными требованиями к уровню квалификации. Преподавание велось на латыни. Учитель, преподаватель назывался профессором. В качестве названия профессии произошло это слово от латинского глагола «profiteror», что означает «объясняю, преподаю».

Складывается основной метод познания и преподавания – схоластика, основанная на применении аристотелевской логики к любому рассматриваемому предмету, который разделяется на отдельные части. Далее выделяются главное и второстепенное, роды и виды, выносятся определения, по каждому вопросу приводятся мнения авторитетных авторов, вскрываются существующие между ними противоречия, выносится итоговое заключение (сентенция).

Ограничений для обучения по возрасту не было. Методами обучения были лекции (слово «лекция» от латинского «lecture», что означает чтение) и диспуты. Студенты в обязательном порядке должны были посещать лекции – дневные (ординарные) и вечерние – (экстраординарные). Для организации диспута магистра обозначал какую-то тему, а бакалавр вел дискуссию, отвечал на вопросы, давал пояснения к выступлениям. Организация и проведение диспутов давало возможность развить такие навыки, как ораторские способности, языковое и логическое мышления.

В процессе обучения обучаемый должен был подчиняться педагогу. «Подчинение ученика должно состоять в трех вещах: во внимательности, благожелательности и понятливости. Внимательный ‒ чтобы слушать, понятливый ‒ чтобы понимать, благожелательный ‒ чтобы запоминать» [4, С. 409]. Правила преподавательской деятельности не поощряли дословное записывание студентами лекций профессоров и доцентов, а приветствовали осмысленное и осознанное освоение учебного материала. Тем не менее, по истечении более девятисот лет можно констатировать: привычка к точному записыванию за лектором сохранилась до наших дней, а призывы преподавателей, излагающих курс, помечать лишь самое главное по-прежнему актуальны.

Студенты самостоятельно выбирали высших должностных лиц университета – ректоров (их выбирали на год, а иногда и на полгода), деканов, чинов университетского правления и даже профессоров. После избрания происходила строго соблюдаемая церемония посвящения, совершавшаяся с большой помпезностью при участии всего городского населения, светских и духовных властей. Любопытно, что в 1481/1482 г. должность ректора Болонского университета была предоставлена Георгию из Руси ‒ Юрию Дрогобычу, получившего там за несколько лет до этого титул доктора философии и медицины. Декан руководил факультетом, он наблюдал за правильностью обучения, руководил экзаменами и охранял права и привилегии университетской корпорации.

Основная роль средневековых университетов состояла в том, что они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров. В этот период, можно говорить о существовании в Европе своеобразного единого образовательного пространства. Профессора и студенты могли свободно переходить из университета одной страны в университеты других стран, способствуя тем самым развитию городов. Форма организации, основанная на свободном союзе преподавателей и студентов, наделенном широкими корпоративными правами, оказалось настолько совершенной, что университеты не погибли в период борьбы католической церкви с протестантами. Любопытно, что ученая степень, полученная в любом университете, давала право преподавать в любом другом Европейском университета.

Государственная власть рассматривала университеты и универсантов, в целом, как украшение и общественное достояние, что объяснялось престижем науки, а также все укрепляющимся убеждением, что «мир будет управляем и озарён наукой». Интеллектуальное превосходство университеты стремились продемонстрировать и престижем внешним: костюмы, церемонии, символы высокого знания. Университетская пышность стала ярким символом богатства и достоинства городов и государств.

С возникновением университетов в жизнь средневекового общества вошла целая субкультура студентов (вагантов). Она была необходима для того, чтобы преодолеть жизненные невзгоды. Студенческая субкультура как раз-таки и произрастала из попыток осознать свое единство и независимость по отношению к внешнему миру. Характер членства в такой корпорации – добровольный; входя в двери университета, человек оказывался вне прежнего сословия. Это не просто новый для средневековой культуры тип сообщества, но и осознанная попытка группы людей конструировать новую, особую культуру открытую по своему характеру и вместе с тем противопоставляющую себя по отношению к остальному обществу.

Студенты одной национальности в рамках университета объединялись в «нации» или «провинции» ‒ особые организации, подобные современным землячествам. Студенчество отличалось большой социальной разнородностью. В значительном количестве здесь было представлено духовенство: почти все папы XIII‒XIV вв. начинали свою карьеру в университетах в качестве студентов теологического или юридического факультетов. В меньшей степени была представлена феодальная аристократия. Это было связано с тем, что они по праву рождения и так имели возможность занимать высшие государственные должности, а также общим традиционализмом их образа жизни. Достаточно массово обучались в университете представители городского сословия.

Часть студентов жила в университетском общежитии (коллегиуме), часть ‒ в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета. Отсюда вытекает такое свойство студенческой среды как «открытость» и «внесословность», принимающего людей разных наций и сословий. «Открытость» ведет ко второй основе – сочетанию разных культурных практик в студенческой среде. Это сочетание черт маргинальности и высокой культуры отразилось и на формировании образа средневекового студента как особого антропологического типа: с одной стороны, это бродяга, кабацкий завсегдатай и хулиган, с другой – студент, терпящий материальные невзгоды ради занятий любимой наукой. Такое сочетание в образе студента полярных элементов не могло быть долгим, ведь университет формировался как официальная корпорация, и «маргинальный» элемент отходил на второй план. Но моменты «неформальности», открытости все же закрепились в качестве узловых принципов университетского быта [5, С. 94].

Говоря о своем университете, все студенты и преподаватели называли его одинаково – «alma mater», что по-латыни дословно значит «питающая мать». Эти слова взяты из литургических текстов, посвященных Деве Марии, вскормившей Иисуса Христа. Они очень точно выражали отношение питомцев университета, и настоящих, и бывших, к своему учебному заведению. Университет был для них духовной матерью, питающей знаниями, помогающей познавать мир, а если надо – и берущей под свою защиту [6, С. 69].

Чувство общего единения вселяет надежду, помогает преодолеть страх перед жизненными трудностями. Нестабильное материальное состояние первых университетов, прагматичность городской жизни – все это ставило многих студентов на грань бедности. Имущественное положение школяров было трудным: постоянно нужны были деньги, чтобы заплатить за обучение, жилье, питание, сказывались и разрыв семейных связей, и естественные тяготы пребывания на чужбине. В университете было довольно много неимущих студентов, которые, согласно «привилегии бедности», освобождались от денежных взносов.

Таким образом, можно отметить, что средневековые университеты составляли своеобразную социальную среду ‒ средневековую интеллигенцию. Отличительные чертами которой стало рекрутирование в свое членство представителей всех слоев общества; наличие «транзитного» характера; интернационализм; монолитность и однородность в смысле единства мышления.

 

1.2 Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени

 

XV‒XVI века характеризуются в исторической литературе как Эпоха Возрождения интереса к идеям гуманизма, который изменил основы высшего образования, указав университету на новые цели и ценности. Вдохновленные вновь открытыми трудами античных философов, гуманисты выдвинули представление об образовании как средстве самореализации личности, что привело к переосмыслению содержания образования в направлении знания, ориентированного на классическую мудрость, а изучение древних книг, в свою очередь потребовало владения классическими языками ‒ греческим и латинским.

Первоначально гуманистически ориентированное образование осуществлялось отдельными группами вне формальной университетской системы. Главным изменением, привнесенным гуманистами, было появление учебных планов, ориентированных на человека. К XVI веку гуманистические идеи твердо укрепились в структуре и содержании учебных планов. Университеты, таким образом, объединили в себе общее и профессиональное образование, минуя существенные институциональные преобразования. 

Позднее Возрождение можно назвать золотым временем европейских университетов. Так, только в одной Испании к концу XVI века было 33 университета, причем только два из них существовали со времен Средневековья, а остальные были открыты на протяжении всего лишь столетия. Ежегодно в них поступало 15‒20 тыс. человек (свыше 3 % от общей численности испанских юношей в возрасте от 15 до 24 лет).

В эпоху Возрождения постепенно начал исчезать интернациональный характер университетов, ибо университеты стали отказываться от тех преподавателей и студентов тех городов и государств, которые враждовали с городскими или государственными силами, поддерживавшими университеты. Университеты стали приобретать национальный или региональный характер.

В это время университеты испытывали сильное влияние католической церкви. И когда началась Реформация (общественно-политическое движение против доминирования католической церкви и регламентации ею всех сторон жизни человека) многие университеты стали испытывать большие затруднения в организации своей деятельности. В частности, в Германии на начальном этапе Реформации многие университеты пришли в упадок. Но когда Реформация победила, появилась потребность в богословской подготовке лютеранского духовенства. Деятели реформации Мартин Лютер и особенно Филипп Меланхотон преобразовали целый ряд университетов в протестантские, например, университет в Виттенберге, где жил и трудился сам Мартин Лютер. В Лейцинге, Тюбингене, Гейдельберге университеты также становятся протестантскими.

Настоящее интеллектуальное бедствие во времена Реформации пережила Франция. Протестантские реформы, вдохновленные Лютером и Кальвином, противопоставили Парижский университет социальному окружению. Некоторые профессора Сорбонны, имевшие либеральную репутацию, предложили папе римскому университет в качестве эксперта, которому потребовалось около полутора лет дебатов, чтобы прийти к выводу о преимуществах традиционных (католических) воззрений. Результат же оказался плачевен для самого университета. Образование в таких областях, как естествознание, архитектура и другие, было изгнано из университетов, а Франция была вынуждена развивать естественные науки вне университетских стен, что привело к появлению заведений известных как Grandes ecoles – Высшие школы.

В первой половине XVI века для борьбы с Реформацией возникает орден иезуитов, который сделал воспитание молодежи главнейшим своим оружием, обратив внимание, в первую очередь, на высшую школу. Число иезуитских коллегий (в том числе ‒ университетских) резко выросло. В конце XVI века иезуиты открыли университеты в Диллингене, Граце и других городах и захватили в свои руки ряд университетов, основанных ранее в Праге, Вене, Вюрцбурге и др. Особенно усилилась деятельность иезуитов по созданию новых университетов в XVII веке. 

Во второй половине XVII века начинается период застоя университетов практически во всех странах Европы. Учеба становилась слишком дорогой, а спрос на образованных людей оставался очень ограниченным; поступать в высшее учебное заведение было невыгодно, тем более, что характер обучения, сохранявшего сильные традиции схоластики, все больше отставал от требований времени. С середины XVII в. эпицентром активной интеллектуальной жизни становятся различного рода общества и кружки, чаще всего не связанные с университетскими кафедрами. К этому времени некогда прославленные университеты были глубоко поражены общим духом упадка, за которым неизбежно следовала моральная деградация. В течение нескольких десятилетий отчуждение университетов от общества, науки и потребностей человека нарастало.

Развитие капитализма, рост мануфактурной промышленности, развитие естественных и математических наук, свежие течения в философии обусловили необходимость перестройки университетов, приспособления их к потребностям буржуазного общества. Университетское образование стало приобретать светский характер и освобождаться от догматизма и схоластики, ориентируясь больше на потребности дня. В это время университеты постепенно теряют права самостоятельных корпораций. Эти процессы затронули в первую очередь немецкие университеты, реорганизаций которых началась в эпоху Просвещения.

Впервые новые веяния проявились в открытом в 1694 г. университете в городе Галле. Как протест против схоластического содержания и методов засилья латинской и греческой словесности, мало связанных с практической жизнью, преподавание в нем велось на немецком языке (вместо латинского), был выдвинут принцип свободы научного исследования. Круг наук был серьезно расширен в соответствии с потребностями времени: было введено преподавание географии, прикладной математики, физики, истории, политики, законоведения и других дисциплин.

В 1782 году в Венгрии императором Иосифом Вторым был открыт первый в мире политехнический университет – Будапештский университет экономики и технологии, который первоначально носил название институт геометрии и гидротехники.

Была предпринята попытка построить университетское преподавание на рационалистических основах: систематическое чтение лекций заменило прежнее чтение и толкование канонических текстов, вместо диспутов вводятся семинары. Используется деление учебного года на семестры, появляются лаборатории и кабинеты.

В конечном итого развитие университетского образования привело к тому, что наука, бывшая когда-то достоянием лишь крайне ограниченного круга избранных, стала доступна более широким социальным слоям, а ее приложение в промышленности начало возбуждать интерес во всем обществе.

Общий кризис университетов в зарубежной Европе продолжался, по крайней мере, до 1810‒1815 гг. Так, за период с начала XVIII века до начала XIX в. студенческий контингент самых знаменитых испанских университетов ‒ Саламанки и Алькала де Энарес ‒ сократился соответственно с 1,5‒2,5 тыс до 420‒650 и с 1,3 тыс. до 540. Те же тенденции можно проследить на примере Оксфорда, Кембриджа и других ведущих центров образования в различных странах Европы. Только с концом Наполеоновских войн понижающая тенденция начинает меняться на противоположную.

В 1815 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает Берлинский университет, который стал классической моделью в качестве образца для возникновения университетов нового типа – образовательно-исследовательс-кого характера. Для Гумбольдта классический университет это элитарное высшее учебное заведение, в котором обучение студентов и научные исследования находятся в неразрывном единстве при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. Основная цель Гумбольдта состояла в демонстрации процесса получения нового знания и обучения студентов «принимать во внимание фундаментальные законы науки в процессе своего мышления».

В дальнейшем развитие промышленности поставило вопрос об организации «полезного», а не «культурного» образования. Все большую роль при создании университетов стали играть утилитарные мотивы: в университетах, прежде всего, стоит задача готовить чиновников, администраторов, судей, государственных служащих. Это послужило причиной создания Лондонского университета (1836). В этот период проводится реформа экзаменационной системы, отменяются религиозные тесты, расширяется содержание университетского образования. По инициативе предпринимателей во второй половине XIX века и в начале ХХ создаются старейшие так называемые «гражданские» университеты в Манчестере (1851), Бирмингеме (1900), Ливерпуле (1903) и др.

И все эти «новые» (по сравнению со средневековыми университетами) учебные заведения все больше становились центрами профессионального образования на службе государства, а не базой для перспективного развития интеллектуального и научного труда, т.е. они изменили и свой социальный облик и свою роль.

После 1860 г., когда старая сословная идеология повсеместно преодолевается, не слишком быстрый, хотя и неуклонный рост университетов сменяется их быстрой экспансией. Безусловно, она происходит не сама по себе, а опирается на качественные изменения как в содержании образования, так и в его значении для формирования социальной структуры общества. Преодоление кризиса принесло с собой смену лидеров мирового образования. Сначала, оттеснив Францию и Великобританию, быстро выдвигается Германия, а затем к ней добавляются США и Россия.

По вполне очевидным причинам в США развитие университетов долго отставало от европейского. Представляют они собой достаточно пёструю картину. Высшие учебные заведения иногда носят названия колледжей. Главное отличие между колледжем и университетом состоит в том, что в колледжах не проводится подготовка и защита докторских степеней (PhD). Среди американских университетов есть частные, религиозные и государственные.

До войны за независимость в североамериканских колониях Англии английскими поселенцами было основано 9 колледжей (в Гарварде в 1636 г., Йельский в 1701 и др.), представлявших по существу привилегированные средние школы, лишь позднее в XIX в., преобразованные в университеты. Cогласно американским источникам, первым, основанным как классический университет, состоящим из различных факультетов был университет штат Теннесси в Ноксвилле (1794 г.). Первым независимым от влияния церкви был Виргинский университет (1819 ‒ учреждение, 1825 ‒ открытие), инициатором его создания и первым ректором был отец-основатель американского государства и автор Конституции США Т. Джефферсон. В большинстве случаев главная роль в организации и финансировании университетов принадлежала не государству, а отдельным организациям и частным лицам. Колледжи основывались преимущественно протестантскими организациями. Их учебные программы отражали аристократический подход к образованию (классическое образование). Особенно значение университетской подготовки стало возрастать со времени Гражданской войны в США и в конце XIX в. [7, С. 416]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: