Музыкальная литература

Класс

Суббота 19 сентября

(задания приносим 26 сентября на урок)

Сольфеджио

1. Учебник стр. 9 – тритоны. ПРАВИЛА!!!

№ 14 - наизусть

 

2. Построить тритоны в тональностях E-dur, cis-moll, As-dur, f-moll

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

https://www.youtube.com/watch?v=sFf0u2VZ4xw

3. 4.Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (до минор)

Одним из важнейших жанров творчества Рахманинова является концерт. Композитор написал 4 концерта для фортепиано с оркестром: № 1 (1891), № 2 (1900), № 3 (1909), № 4 (1926). Нередко пятым концертом называют Рапсодию на тему Паганини (1934), тоже написанную для фортепиано с оркестром.

Вслед за Ф. Листом, Й. Брамсом и П. И. Чайковским композитор продолжает симфонизацию жанра, что проявляется в масштабности, богатстве и значительности тем, интенсивности их развития, интонационно-тематическом единстве цикла и его частей. Вместе с тем Рахманинов вносит в концерт элементы лирической поэмности, подчёркивает монологическое начало, стремясь к возможно большему сближению партии солиста и оркестра. Элемент соревнования между солистом и оркестром, являющийся одним из основных определяющих признаков классического концерта, по существу исчезает и уступает место их тесному взаимодействию. Современников даже смущало почти полное отсутствие самостоятельных «концертирующих» эпизодов, в которых исполнителю сольной партии предоставляется возможность свободной демонстрации своих виртуозных возможностей.

Второй фортепианный концерт был написан Рахманиновым в 1900 году и впервые исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти.

Для того чтобы понять, какое место данное сочинение занимало в жизни композитора, нужно вспомнить, что этому предшествовало. В 1897 году, провалилась премьера его первой симфонии. Рахманинов переживал тяжёлый творческий кризис, 3 года не мог сочинять. Лишь к началу 1900-х годов он сумел вернуться к активной композиторской деятельности, во многом благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком композитор вспоминал до   конца жизни и был очень благодарен ему. Второй    концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.

Успех на премьере концерта был грандиозным. Музыка просто заворожила слушателей. Один из очевидцев рассказывал, что бывший педагог Рахманинова, композитор С. И. Танеев, сидевший в зале, во время звучания второй, медленной, части не выдержал и прослезился. Вытирая слёзы, он сказал только одно: «Гениально!».

Круг образов и настроений, заключённых в концерте, очень широк. Здесь и эпос, и лирика, и драма, и созерцательный покой, и жизнеутверждающий финал. Но самое главное – в этом сочинении монументальное звучание приобретает тема Родины. Н. К. Метнер как-то сказал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуется, как во весь рост поднимается Россия». Эта колокольность открывает концерт и пронизывает все его 3 части.

Первая часть, Moderato (до минор) написана в сонатной форме. Общий характер этой части – лирико-драматический.

Начинается она не с развёрнутого оркестрового вступления, как обычно, а с краткого соло фортепиано – мерно, с большой драматичностью, нарастая в своей силе от pp до ff, звучат глубокие аккорды, напоминающие призывно-торжественные удары колокола. Это вступление, полное внутренней значимости, сразу определяет мужественно-волевой строй первой части и национальный облик всего концерта.

Тема главной партии звучит в оркестре на фоне бурных пассажей фортепиано. Её изложение (струнные и деревянные духовые) отличается широтой и монументальностью. Мужественная суровость сочетается в ней с задушевностью лирического высказывания. Медленно раскачивающаяся мелодия создаёт впечатление тяжёлой поступи. И вот из этого «раскачивания» на двух звуках разворачивается протяжённая, полная внутренней энергии тема. В её звучании есть нечто от героического марша.

Тема растёт в непрерывном движении, захватывает всё больший диапазон… Перед слушателями как бы предстаёт картина безграничных русских просторов, величавый и гордый облик русского человека.

Тема побочной партии (Ми-бемоль мажор) – мечтательная и страстная, порывистая и томная, полная жизни и романтической восторженности. Её широкая напевность сочетается с выразительными речевыми интонациями, напоминая собой эмоциональный рассказ.

Вступительное построение разработки, сумрачное и затаённое по настроению, звучит у оркестра. Тема ГП соединена с мелодическим мотивом в басу (он впервые наметился в конце вступления – 8 и 9 такты от начала концерта), звучание которого способствует внутреннему напряжению музыки. Проходя через всю разработку, данный мотив является той «тайной пружиной», которая наполняет движением устремлённое вперёд развитие темы. Появившись в басах, этот мотив мелькает то в высоких, то в низких голосах оркестра. Затем его подхватывает и фортепиано.

По мере приближения к репризе тревога и беспокойство всё время нарастают. Огромная мелодическая волна приводит к наиболее полному проведению ПП, которая звучит самозабвенно и страстно. Мощные аккорды фортепиано придают ей здесь особую напряжённость и возбуждённость. Бурлящий звуковой поток приводит к 3-му разделу сонатной формы – репризе.

Реприза – кульминация, момент наивысшего эмоционального подъёма первой части.

Тема ГП здесь подвергается значительному обновлению. Как и в экспозиции, она звучит в исполнении оркестра, сопровождаясь полнозвучными аккордами фортепиано, в партии которого проходит главный мотив разработки. В образе ГП ещё более отчётливо выступают черты сурово-героического марша.

Обновлена и тема ПП (Ля-бемоль мажор). Звучание её теперь элегическое, спокойное. Она проходит в ритмическом увеличении у солирующей валторны и значительно сокращена. Этот момент – наиболее лиричный во всей первой части.

Кода построена на постепенном оживлении и нарастании динамики. Ритмически акцентированное заключение первой части подчёркивает её мужественно-волевой облик.

 

Вторая часть, Adagio sostenuto (Ми мажор), написана в трёхчастной форме. Это лирический центр концерта – мир грёз и мечтаний. Лирика здесь отличается спокойным, умиротворённо-созерцательным характером.

Вступительные аккорды оркестра образуют модуляционный переход от первой ко второй части (из до минора в Ми мажор). Воцаряется светлая и поэтическая атмосфера русского лирического пейзажа. Фигурации фортепиано становятся плавным, мерно-покачивающимся и мелодически содержательным фоном для основной темы, которую исполняет сначала флейта, а затем кларнет. Певучие фразы флейты пленяют затаённой страстностью и изысканным мелодическим рисунком. Неторопливая, распевно-декламационная мелодия кларнета полна безмятежно-ясного настроения и глубокого душевного покоя. В своём развитии она опирается на I и III ступени Ми мажора и поддерживается красочными гармониями.

В среднем разделе созерцательная мелодия кларнета, переданная теперь фортепиано, приобретает всё более страстный, патетический характер. Постепенно звучание становится взволнованным и драматическим – плавное мелодическое изложение сменяется бурным и стремительным движением шестнадцатых. Композитор дважды вводит виртуозные каденции, носящие свободный импровизационный характер. Вторая каденция служит главной кульминацией части.

В репризе основная лирическая тема звучит у скрипок.

Кода короткая, но очень насыщенная. Полнозвучные аккорды и арпеджио фортепиано, триольные аккордовые фигурации флейт и кларнетов образуют величественный и широкий поток звуков, на фоне которого ласково и приветливо звучат мелодические обороты темы.

Эта часть, которую многие называют жемчужиной русской лирики, относится к тем фрагментам музыки Рахманинова, о которых однажды с восторгом сказал русский писатель М. Горький: «Как он хорошо умеет слышать тишину!»

 

Третья часть, Allegro scherzando (до минор), написана в сонатной форме. Радость жизни, её активно бьющий пульс нашли замечательное отражение в музыке финала.

Третья часть начинается обширным вступлением, в начале которого происходит модуляция из Ми мажора в До мажор, затем в до минор. Уже во вступлении, проникнутом чувством радостного возбуждения, определяется основной волевой и жизнеутверждающий характер части.

Тема главной партии звучит у фортепиано в высоком регистре. Звонкие аккорды staccato, вихревые триоли в сопровождении, упругая и волевая, почти танцевальная ритмика придают теме неудержимо стремительный, скерцозный характер.

Тема побочной партии (Си бемоль мажор) излагается сначала оркестром, а во втором проведении солистом. Это широкораспевная, гибкая мелодия, полная страсти. Хроматизмы, необычные ладовые обороты с пониженными ступенями придают интонациям особую напряжённость и вносят в музыку восточный колорит.

Разработка носит бурный и драматический характер, изобилует регистровыми, ритмическими и гармоническими контрастами, темповыми сдвигами – ускорениями. Вся она строится на материале Г П. Во втором разделе звучит энергичное фугато, в основе которого тема главной партии.

В репризе тема ГП проходит в укороченном виде – 8 тактов. Это проведение столь сжато и мимолётно, что наступление собственно репризы воспринимается лишь с появления темы ПП в Ре-бемоль мажоре.

Большая кода завершает концерт. В её основе – ПП. В главной кульминации (Maestoso) на фоне полнозвучного аккордового аккомпанемента фортепиано мелодия ПП появляется в мощном унисоне оркестра. Этот величественный эпизод, венчающий не только финал, но и весь концерт, утверждает полноту и радость жизни – главную идею произведения.

Второй концерт – одно из самых совершенных, наиболее гармоничных и цельных произведений Рахманинова. Он по праву относится к шедеврам мировой музыки. Это сочинение исполняют лучшие пианисты и оркестры мира, оно пользуется огромной любовью у профессионалов и простых любителей музыки.

 

Вопросы и задания:

1. Какое место жанр концерта занимает в творчестве Рахманинова?

2. Когда был написан и впервые полностью исполнен концерт № 2?

3. Кому посвящено это произведение? Почему?

4. Какие темы и образы преобладают в концерте № 2?

5. Расскажите об особенностях первой части: общее настроение, форма,

характеристика основных тем.

6. Проанализируйте вторую часть концерта.

7. Охарактеризуйте финал произведения.

                                                                               

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: