Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей

Классификация стойких нарушений слуха

Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения — как самостоятельного, так и в результате лечения.

Необходимо иметь в виду, что стойкость поражения не означает стабильности слуховой функции. Колебания слуховой функции при стойких ее нарушениях могут являться следствием изменений в состоянии звукопроводящего аппарата (например, евстахиевой трубы и среднего уха), а иногда могут отражать функциональные изменения в состоянии центральной нервной системы.

Причины

Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными.

Причины врожденных стойкие нарушений слуха:

· наследственный (генетического) фактор;

· инфекционные заболевания у матери во время беременности;

· радиационное облучение, некоторые химические вещества;

· алкоголь, употребляемый матерью во время беременности;

· лекарственных веществ — антибиотики группы аминогликозидов, а также производные хинина;

· травмы плода, особенно в первые месяцы беременности.

Причины приобретенными стойкие нарушений слуха:

Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), а легкая и средняя степень нарушения слуха может возникать при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).

· последствия острого воспаления среднего уха;

· заболевания носа и носоглотки и связанное с этими заболеваниями нарушение проходимости евстахиевой трубы;

· поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва;

· острые инфекционные заболевания.

· травма, в частности родовая.

Основной целью классификации нарушений слуха в детском возрасте является содействие правильной организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха, т. е., рациональному построению сети дошкольных и школьных учреждений для таких детей,  правильному отбору детей в эти учреждения и правильной организации педагогического процесса.

Основным критерием для отнесения ребенка к той или иной степени слуховой недостаточности должна являться возможность восприятия речи с помощью слуха. При классификации детей необходимо учитывать не только степень слуховой функции, но и состояние речи. Различают два основных вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухоту.

 

 

Категории детей с нарушением слуха

Категория детей Степень нарушения слуха, дБ Диапазон воспринимаемых частот, Гц Характеристика
Глухие (неслышащие) > 82 – 85   125 – 2000 и выше   Дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в процессе специального педагогического воздействия.
Слабослышащие < 82 – 85   125 – 8000 Дети с ограниченными возможностями восприятия речи на слух, способные самостоятельно овладевать минимальным словарным запасом.

 

1. Глухие дети

При глухоте восприятие речи на слух невозможно, даже в специально создаваемых условиях. В зависимости от состояния речи различают две группы глухих детей: глухие дети без речи (глухонемые) и глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).

1) Глухие дети без речи (глухонемые)

Под глухонемотой понимается такое поражение, при котором имеется, во-первых, врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и, во-вторых, обусловленная ею невозможность овладеть речью без специальных приемов обучения или потеря речи, уже развившейся в той или иной степени к моменту наступления глухоты.

2) Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие)

К группе позднооглохших относятся дети, потерявшие слух в более позднем возрасте (школьном или дошкольном) и сохранившие в той или иной мере речь, приобретенную ими до возникновения глухоты.

Степень сохранности речи у позднооглохших детей находится в зависимости от ряда факторов: от условий роста и развития ребенка, от наличия или отсутствия работы по развитию его речи и от качества этой работы, от наличия или отсутствия у ребенка остатков слуха и от умения использовать эти остатки и т. д.

Состояние слуховой функции у глухих детей

Лишь у небольшого числа детей может отсутствовать слух полностью (тотальная глухота). Большинство глухих детей различают громкий голос, а некоторые дети воспринимают голос разговорной громкости у ушной раковины или на небольшом расстоянии от уха (до 10 см.) У глухих детей остатки слуха не одинаковы. В зависимости от воспринимаемых частот глухие дети делятся на 4 группы.

 

Классификация глухих детей по слуху

группа восприятие что дети могут различать
I группа дети, воспринимающие лишь самые низкие частоты (125 - 250 гц) различают громкий голос у у/р
II группа дети, воспринимающие низкие частоты (до 500гц) различают звуки: А, О, У
III группа дети, воспринимающие низкие и средние частоты (до 1000 гц) различают: А, О, У и некоторые слова
IV группа дети, воспринимающие широкий диапазон частот (до 2000 гц и выше) это самая благоприятная группа детей, различают слоги, слова, фразы

 

2. Слабослышащие дети

Понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи. Однако восприятие речи при помощи слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т д.), все-таки возможно. В соответствии с этим к группе слабослышащих (тугоухих) относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному и полноценному овладению речью, но при котором все же имеется возможность приобретать с помощью слуха хотя бы очень ограниченный речевой запас.

1) Кондуктивная тугоухость

Вызывается препятствием на пути проведения и усиления звука. Препятствие возникает на уровне наружного уха (пороки развития, серные пробки, опухоли, наружный отит) или среднего уха (травматическое повреждение барабанной перепонки и слуховых косточек, средний отит, адгезивный отит, тубоотит, отосклероз). Такой тип тугоухости обратимый. Встречается в 7% случаев.

2) Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость

Форма снижения слуха (вплоть до утраты), при которой поражаются какие-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, начиная от нейроэпителиальных структур внутреннего уха и заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга, возникшая в процессе внутриутробного развития плода или в перинатальном периоде. Встречается в 91% случаев.

3) Смешанная тугоухость

Это сочетание нейросенсорной и кондуктивной тугоухости, т.е. нарушены звукопроводящая и звуковоспринимающая функции слухового анализатора. Возникает при проблемах внутреннего, наружного или среднего уха. Встречается в 2% случаев.

Состояние слуховой функции у слабослышащих детей
Тугоухость может быть выражена в различной степени – от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Степени нарушения слуха

степень снижения значения порогов слуха на стандартных частотах (в дб) на каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь на каком расстоянии человек воспринимает шепот
здоровый человек 0-25 более 10 м 6 м
1 26-40 от 6 до 3 м от 2 м – до ушной раковины
2 41-55 от 3 м и менее рядом с ухом
3 56-70 громко рядом с ушной раковиной восприятие невозможно
4 71-90 только громкий крик рядом с ушной раковиной восприятие невозможно
глухота более 90 восприятие невозможно восприятие невозможно

 


Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей

В подавляющем большинстве случаев глухота и тугоухость являются стойкими последствиями перенесенных заболеваний или врожденных дефектов слухового органа. При таких законченных патологических процессах, особенно в тех случаях, когда в результате этих процессов происходит гибель нервных элементов слухового органа, лечебные мероприятия оказываются малоэффективными. Педагогические мероприятия и звукоусиливающие приборы также лишь отчасти компенсируют дефект слуха. Поэтому в борьбе с глухотой и тугоухостью наиболее продуктивными оказываются меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих появление глухоты или тугоухости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: