Физкультминутка (с мячом)

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам — на столах)

6. Образование существительных с помощью суффикса -ищ

У кошки — усы, у котенка — усики, у кота — усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).

Подбор слов-антонимов

У коровы длинный хвост, а у свиньи....

У козы острые рога, а у барана....

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть....

У свиньи толстые ноги, а у ягненка... и т.д.

Образование сложных прилагательных

У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой? —...

свиньи короткие ноги. Свинья какая? —... У кролика длинные уши. Кролик какой? —... У лошади длинная грива. Лошадь какая? —... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? —... и т.д.

Образование притяжательных прилагательных

Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? —... Борода козы. Чья борода? —... Грива лошади. Чья грива? —... Уши кролика. Чьи уши? —... Хвост кошки. Чей хвост? —... и т.д.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Знать названия детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить, почему животные называются «домашние». Составить описательный рассказ о любом животном.

11. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: корова — коровы — коров и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Например: овца — овечка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.

У быка острые рога. Бык какой? —... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? —... У кролика длинные уши. Кролик какой? —... У лошади длинная грива. Лошадь какая? —... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? —... и т.д.

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? —...

Борода козы. Чья борода? —... Хвост лошади. Чей хвост? —... Морда кролика. Чья морда? —... Лапы кошки. Чьи лапы? —... и т.д.

5. Образование существительных с помощью суффикса ищ. Например: нос — носище, лапы —..., хвост —..., усы —..., зубы —..., глаза —....

6. Образование слов-антонимов.

Например: У коровы длинный хвост, а у свиньи....

У козы острые рога, а у барана....

У свиньи жесткая щетина, а у кошки....

У свиньи толстые ноги, а у ягненка....

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по теме.

Занятие 14. «Зима»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графический план.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:

Снег, почки, куст.

Цветы, снежинка, мороз.

Дождь, капель, сосулька.

Снегопад, проталина, листопад.

Оттепель, зима, подснежник.

Листья, грибы, вьюга, ягоды.

Беседа о зиме

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)

Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)

Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)

Слово «холод» — на вопрос «какое»? (Холодное.)

Слово «снег» — на вопрос «какая»? (Снежная.)

Слово «лед» — на вопрос «какие»? (Ледяные.)

Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...) у

«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...), «ледяные» (горки, реки, озера...).

Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану

Физкультминутка

Выпал беленький снежок - Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег - Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши - «ловят».

Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,

Снега хватит нам и вам - опускают по швам.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.) С неба все скользят пушинки — Серебристые... (Снежинки.) На поселки, на лужок Все снижается... (Снежок.) Вот веселье для ребят — Все сильнее... (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в... (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился... (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка —... (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой... (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» Снег — снежок, ветер —..., мороз —..., сугроб —..., холод —..., лед —... и т.д.

Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад.) А нет чего?

Снег. А нет... (снега).

Вьюга. А нет...

Метель. А нет...

Сугроб. А нет...

Лед. А нет...

Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

Рассказ о зиме

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.

Итог занятия

О каком времени года говорили на занятии?

Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: