Дидактическая игра «Скажи ласково».
Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам — на столах)
6. Образование существительных с помощью суффикса -ищ
У кошки — усы, у котенка — усики, у кота — усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).
Подбор слов-антонимов
У коровы длинный хвост, а у свиньи....
У козы острые рога, а у барана....
У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть....
У свиньи толстые ноги, а у ягненка... и т.д.
Образование сложных прилагательных
У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой? —...
свиньи короткие ноги. Свинья какая? —... У кролика длинные уши. Кролик какой? —... У лошади длинная грива. Лошадь какая? —... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? —... и т.д.
Образование притяжательных прилагательных
Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? —... Борода козы. Чья борода? —... Грива лошади. Чья грива? —... Уши кролика. Чьи уши? —... Хвост кошки. Чей хвост? —... и т.д.
Итог занятия
Материал для закрепления
|
|
I. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Знать названия детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить, почему животные называются «домашние». Составить описательный рассказ о любом животном.
11. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: корова — коровы — коров и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Например: овца — овечка и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.
У быка острые рога. Бык какой? —... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? —... У кролика длинные уши. Кролик какой? —... У лошади длинная грива. Лошадь какая? —... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? —... и т.д.
4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? —...
Борода козы. Чья борода? —... Хвост лошади. Чей хвост? —... Морда кролика. Чья морда? —... Лапы кошки. Чьи лапы? —... и т.д.
5. Образование существительных с помощью суффикса ищ. Например: нос — носище, лапы —..., хвост —..., усы —..., зубы —..., глаза —....
6. Образование слов-антонимов.
Например: У коровы длинный хвост, а у свиньи....
У козы острые рога, а у барана....
У свиньи жесткая щетина, а у кошки....
У свиньи толстые ноги, а у ягненка....
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по теме.
|
|
Занятие 14. «Зима»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графический план.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:
Снег, почки, куст.
Цветы, снежинка, мороз.
Дождь, капель, сосулька.
Снегопад, проталина, листопад.
Оттепель, зима, подснежник.
Листья, грибы, вьюга, ягоды.
Беседа о зиме
Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)
Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)
Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?
Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)
Слово «холод» — на вопрос «какое»? (Холодное.)
Слово «снег» — на вопрос «какая»? (Снежная.)
Слово «лед» — на вопрос «какие»? (Ледяные.)
Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...) у
«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...), «ледяные» (горки, реки, озера...).
Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану
Физкультминутка
Выпал беленький снежок - Дети становятся в круг.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег - Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег — хлопок в ладоши - «ловят».
Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,
Снега хватит нам и вам - опускают по швам.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.) С неба все скользят пушинки — Серебристые... (Снежинки.) На поселки, на лужок Все снижается... (Снежок.) Вот веселье для ребят — Все сильнее... (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в... (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился... (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка —... (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой... (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (Снег.)
Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)
На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково» Снег — снежок, ветер —..., мороз —..., сугроб —..., холод —..., лед —... и т.д.
Образование родительного падежа
Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад.) А нет чего?
Снег. А нет... (снега).
Вьюга. А нет...
Метель. А нет...
Сугроб. А нет...
Лед. А нет...
Дидактическая игра «Составь предложение»
Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
Рассказ о зиме
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.
|
|
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.
Итог занятия
О каком времени года говорили на занятии?
Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.