Рассмотрим группу эмпирических методов

1. Наблюдение — целенаправленное, относительно длительное, организованное по специальной программе восприятие педагогического процесса, его отдельных видов, сторон в естественных условиях. Наблюдение бывает сплошным или выборочным. Выборочность может определяться по отношению к субъектам деятельности (когда наблюдение на уроке ведется не за всеми учениками класса, а только, например, за «отличниками») или по отношению к содержанию деятельности и формам ее организации (например, объяснение нового материала или осуществление контроля). На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Их результаты обязательно фиксируются. Они заносятся в специальные протоколы или дневники наблюдений, где отмечаются фамилии наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Главная специфическая особенность наблюдения заключается в том, что оно не воздействует на объект изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного выражения. Это, с одной стороны, составляет преимущество метода наблюдения (так как позволяет регистрировать естественное поведение человека), а с другой — создает определенные трудности для исследователя (так как он вынужден ждать, когда сможет наблюдать интересующее его явление, а следовательно, должен неопределенное время находиться в режиме ожидания). Другим недостатком этого метода является то, что на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Наблюдение требует специального, заранее намеченного плана, который включает в себя следующие этапы:

 1) определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать);

4) выбор способов регистрации (как вести записи);

 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Виды наблюдения: прямое и косвенное.  Прямое наблюдение характеризуется непосредственным наблюдением процесса и в свою очередь разделяется на два вида (включенное и невключенное).

 При включенном наблюдении исследователь выступает непосредственным организатором учебной или воспитательной работы, деятельности и общения обучаемых, что позволяет ему глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений.

 При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения.

При косвенном наблюдении исследователь узнает об особенностях изучаемого через других лиц. Для получения наиболее объективных данных наблюдение должно осуществляться с соблюдением определенных правил: иметь цель, программу, проводиться систематически и длительно. Фиксирование процесса и результатов наблюдения должно быть сплошным, тщательным и подробным.

2. Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями. Изучение педагогических явлений осуществляется в специально созданных контролируемых условиях. Педагогический эксперимент предлагает активное вмешательство в учебно-воспитательный процесс. Этот метод относят к основным для педагогической науки. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы.

Виды эксперимента: 1) лабораторный, который проводится в специально созданных условиях и позволяет точно регистрировать характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции; 2) естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях учебно-воспитательной работы, когда испытуемые не знают, что принимают участие в эксперименте.

По масштабу эксперименты бывают глобальные, охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников. Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др. Этот метод служит для решения следующих задач исследования:

• установления зависимости между определенным педагогическим воздействием (или их системой) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;

• выявления зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами; • определения зависимости между системой' педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

• сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействии или условий и выбора для них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т. д.);

 • доказательство рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

 • обнаружения причинных связей. Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами. В отличие от изучения педагогического явления в естественных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет:

-  искусственно отделять изучаемое явление от других;

- целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых;

- повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

 Эффективность эксперимента зависит от умения четко сформулировать его задачи, разработать признаки и критерии, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат и пр. Введение эксперимента позволяет проверить эффективность учебных планов, программ по учебной и воспитательной работе, форм и методов воспитания и обучения и т. д. В эксперименте обычно выделяются следующие этапы:

1)теоретический — формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы, которая может быть проверена экспериментально;

2)методический — разработка методики исследования: плана, программы, методов обработки получаемых данных;

3)собственно эксперимент — создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия;

4)аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и практических рекомендаций. Для установления общих закономерностей развития эксперимент проводят на больших выборках.

Результаты эксперимента так же, как и при наблюдении, фиксируются в специальных протоколах, где кроме сведений о каждом испытуемом (фамилия, имя, возраст и пр.) записываются его реакции (эмоциональные и поведенческие), дословные речевые высказывания, время выполнения заданий. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничиваясь констатацией корреляции между переменными.

3. Методы опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервью — метод устной беседы по программе, составленной исследователем. Виды интервью:

 1) нестандартизованное (неформальное), при котором исследователь, продумывая заранее вопросы, может изменять их, уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств;

 2) стандартизированное интервью, когда исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать ответы в определенной последовательности. Результаты такого интервью достаточы и их легче фиксировать. Однако данный вид интервью недостаточно учитывает разнообразие жизненных ситуаций;

3) полустандартизированное интервью включает точно сформулированные вопросы, которые могут быть изменены.

Анкетирование — метод, который широко применяется в педагогике. Анкета — письменный опрос, представляющий собой набор точно подобранных вопросов. Метод имеет возрастные ограничения, так как не может быть применен к тем, у кого нет навыков чтения и письма. Поэтому анкетирование в практике образовательного процесса применяют начиная со среднего звена общеобразовательной школы. Одно из его основных достоинств — массовый характер сбора информации. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос анкетируемому предлагается выбрать один из вариантов ответов (часто выбор составляют ответы «да» или «нет»). Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа. В педагогической практике на анкетирование отводится до 30— 40 мин. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Однако при обработке закрытых анкет качественный анализ практически невозможен, так как при схожести выборов («да» или «нет») у разных людей причины таких выборов остаются непроясненными и их нельзя сопоставить. Главные требования, которым должно отвечать анкетирование, — репрезентативность и однородность выборки.

Репрезентативность выборки — это свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.

 Генеральная совокупность — это все население или та его часть, которую исследователь намерен изучить.

 Выборочная совокупность (выборка) — это часть изучаемой совокупности или множество людей, которых исследователь опрашивает. Метод анкетирования предполагает возможность использования принципа анонимности, что может влиять на степень откровенности при ответах (например, анкета, выявляющая отношение учеников к учебным предметам и педагогам). Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (например, опрос учителей или родителей об особенностях обучения детей).

 

4. Социометрия — метод научного исследования, который позволяет на основе опросов или фиксации поведения выявлять структуру взаимоотношений, применяется для изучения структуры групп и коллективов, организаторских и коммуникативных свойств личности. На основе социометрической процедуры диагностики, основателем которой является Дж. Морено, в практике образования можно определить неформального лидера группы, класса, педагогического коллектива, статусную иерархию в группе, сплоченность группы и т. д. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.

 Социометрические звезды — самые высокостатусные члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или по крайней мере многих членов группы. • Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы определяются по числу положительных выборов и не - имеют большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне- и низкостатусные.

 Изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны.

Отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. •

Пренебрегаемые, или изгои, — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Пример социометрической методики. Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа: 1. С кем из группы вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время? 2. С кем из группы вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время? Обработка результатов:

 1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица по критерию эмоционального тяготения.

2. Подсчитывается количество положительных («+») выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству «+» выборов в каждом столбце матрицы.

3. Подсчитывается количество положительных («+») баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй — 1 балл, за все последующие выборы — по 0,5 балла.

4. Подсчитывается количество отвержений («-» выборов) для каждого участника.

 5. Подсчитывается количество баллов за отвержения («-» баллы) для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком «-»).

6. Если применения пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточно, то используется в качестве дополнительного порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, например, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник, у которого более низкое место в списке группы.

7. Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы, указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками). 8. Определяется значение показателя эмоциональной сплоченности группы: С = NB/(N(N — 1)), где С — эмоциональная сплоченность группы; NB — количество взаимных выборов в группе; N — количество участников группы; N(N — 1) — общее возможное число взаимных выборов в группе.

 5. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного. Метод диагностирующих контрольных работ. Такие работы могут носить письменный или лабораторно-практический характер. Их эффективность обусловливается рядом требований:

- проверка должна: давать информацию обо всех основных элементах подготовленности учащихся: фактических знаниях, специальных умениях, навыках учебного труда и познавательной деятельности;

- представлять достаточно полный объем информации, чтобы можно было сделать объективные выводы о той или иной стороне подготовленности учащихся;

- обеспечивать валидность информации, даваемой каждым приемом контроля.

Используемые методы должны давать информацию как можно более оперативно, с оптимальной частотой и желательно в те моменты, когда еще можно регулировать процесс обучения..Задания, включаемые в содержание контрольных работ, должны отвечать следующим требованиям:

6. Методы рейтинга и самооценки.

Рейтинг — оценка тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).

К подбору экспертов предъявляются такие требования:

 • компетентность; креативность — способность решать творческие задачи;

 • положительное отношение к экспертизе;

• отсутствие склонности к конформизму, т. е. чрезмерному следованию авторитету в науке, научная объективность;

 • аналитичность и широта мышления;

• конструктивность мышления; • свойство коллективизма; • самокритичность. Самооценка осуществляется по программе, предполагающей указание степени затруднений, которые испытывают учителя в том или ином виде деятельности. Эта программа должна охватывать все основные звенья управления процессом обучения и воспитания — планирование, организацию, стимулирование, контроль и учет.

7. Метод «педагогического консилиума» является разновидностью метода рейтинга. Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированное тех или  иных черт личности, а также совместную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

8. Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Примерами таких статистических методов являются:

 1)факторный анализ;

2)кластерный анализ;

3)дисперсионный анализ;

 4)регрессионный анализ;

5)латентно-структурный анализ;

6)многомерное шкалирование и др.

 Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов. Фактор — обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, т. е. представить ее в удобном виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

 Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Дисперсионный анализ — статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. Его особенность состоит в том, что наблюдаемый признак может быть только количественным, в то же время объясняющие признаки могут быть как количественными, так и качественными.

 Регрессионный анализ позволяет выявить количественную (численную) зависимость среднего значения изменений результативного признака (объясняемой) от изменений одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Как правило, данный вид анализа применяется в том случае, когда требуется выяснить, насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.

 Латентно-структурный анализ представляет собой совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. Он дает возможность исследовать проявления сложных взаимосвязей непосредственно ненаблюдаемых характеристик психолого-педагогических феноменов. Латентный анализ может стать основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства или различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве. Наиболее распространенны в педагогике группировка, ранжирование, шкалирование.

Группировка — объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т. е. основные признаки, смысловые единицы и т. д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять сравнивать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное психолого-педагогическое явление. Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определения интервала перехода от одного типа к другому.

2. Ранжирование, т. е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака.

3. Шкалирование, т. е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы. Шкалирование дает возможность упорядочить, количественно оценить, определить низшую и высшую ступени исследуемого явления.

4. Табулирование, т. е. построение статистических таблиц. Результаты статистической работы, помимо таблиц, часто изображаются графически в виде диаграмм, фигур и т. д. Основными способами графического изображения статистических величин являются способ точек, способ прямых и способ прямоугольников. Они просты и доступны каждому исследователю. Техника их использования — проведение осей координат, установление масштаба и выписка обозначения отрезков (точек) на горизонтальных и вертикальной осях. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины ряда; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

 

Задания.

1. Чем отличается методология от методов исследования?

2. Используя основные компоненты педагогического исследования: проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотезу, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, защищаемые положения, методы, разработайте вводную часть исследовательской работы на одну из педагогических проблем (проблему выбираете произвольно, но из области педагогики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: