Объективный идеализм Платона

Платон (427–347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, создатель первой классической формулы объективного идеализма. Около 387 г. до н.э. основал в Афинах школу, известную под названием Платоновская академия, просуществовавшую до 529 г. н.э. Закрыта как оплот язычества императором Юстинианом.

Идеи Платон представлял не как плод субъективного сознания, а как существующие независимо от него. Идеи (высшая из них – благо) объективны, вечны и неизменны, они – прообразы вещей, всего изменчивого и преходящего бытия, а мысли, слово – прерогатива человека. Мир идей, по Платону, первичен, а мир чувственных вещей он считал вторичным, производным. Вещи для него лишь тени мира идей и различаются по степени совершенства. Так, предметы природы, например, дерево, вода, лошадь, есть подобие и отражение идеи дерева, идеи воды и т.п.

Платон считал, что чувства не могут быть источником истинного знания, так как они не выходят за пределы предметного мира. Воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до рождения тела, – источник истинного знания.

Побудительной причиной духовного возрождения для Платона является любовь к идее. По его мнению, окружающая нас действительность имеет только призрачное существование и лишь относительную ценность, подлинная же действительность – это идеи, бессмертные и прекрасные, прибывающие в месте, которое называется умом.

Платон о государстве. Идеальное государство – вот что стоит в центре всей философии Платона. Оно устроено в соответствии с идеей всеобщего блага. Платон определил его основную задачу – это самосохранение государства посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной политической целью – воспитание идеального гражданина общества. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов.

Платон считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, а материальные блага производят ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, так как необходим стимул к труду. В утопическом государстве Платона утверждаются идеалы единомыслия, разделения труда, общественного воспитания детей, презрения к богатству и бедности.

Для усвоения темы студент должен также ознакомиться с классификацией форм государственного устройства, предложенной Платоном, и дать характеристику понятиям: демократия, олигархия, тирания.

Учение Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

В 342 г. Филиппом был приглашен в качестве воспитателя к Александру Македонскому. После возвращения в Афины основал свою школу под названием Ликея (Лицея).

Необыкновенно широк был круг интересов Аристотеля. Величайшим мыслителем древности, исполином мысли, гением называл его Маркс. До тысячи книг было известно под его именем, до нашего времени дошли 47, среди них «Физика», «Метафизика», «Этика Никомахова», «О душе», «Политика», «Риторика» и др.

Большой широтой отличается и философская система Аристотеля. Он подверг критике теорию своего учителя Платона о вечных идеях (сущностях), обвиняя создателя философского идеализма в том, что он отделил сущность от того, сущностью чего она является.

Как можно превратить общее (понятие) в отдельную сущность, когда это общее неотделимо от реальных вещей?

Признание неизменных сверхчувствительных сущностей, утверждает Аристотель, не может объяснить причин возникновения и изменения чувственных вещей: «Говорить же, что идеи – это образцы и что все остальное им причастно, это значит произносить пустые слова и выражаться поэтическими метафорами». Итак, считая общие понятия, идеи «формы» неотделимыми от реальных вещей, сущностями которых они являются, Аристотель тем самым показал возможность изучения конкретного мира. На этом он строит свое учение о материи и форме.

Каждый предмет, каждая единичная вещь есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность, способность вещи. Материя пассивна, форма – активна; она превращает возможность вещи в действительность. Отсюда – всякая вещь есть единство материи и формы. Сущностью отдельного предмета всегда оказывается форма (материя – бронза, из нее сделали статую). Материя содержит в себе начало движения. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Все происходящее в природе составляет последовательную цепь причин и следствий. Движение имеет в виду какую-нибудь причину и стремится к какой-либо цели.

Хотя формы и связаны с материей, Аристотель делает исключение для одной «чистой», т.е. отрешенной от материи, формы всех форм – разума, который «мыслит сам себя». И этот разум – Бог, неподвижный перводвигатель мира, который един и вечен. Вселенную философ представляет в форме шара с центром – Землей, над которой движутся «сферы» с прикрепленными к ним светилами.

В теории познания он отстаивает идею происхождения знания из чувств. Незнание движения, считал Аристотель, неотвратимо влечет за собой незнание природы.

Аристотель о государстве

По определению Аристотеля, государство есть общество, цель которого – обеспечение хорошей жизни, счастья, заключенного в добродетели. «Человек по природе, – говорил он, – есть существо политическое». К числу нормальных форм государственного устройства он относит монархию, аристократию и «политию», т.е. умеренную демократию; ненормальные «отклонения» – тирания, олигархия, «демократия» («охлократия»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: