Развитие интеграции на территории бывшего СССР

    Распад постсоветского пространства на субблоки ускорил попытки России по созданию нового интеграционного проекта. Наиболее реальным партнером России по интеграции выступала Белоруссия. В начале 1990-х годов в ее руководстве шла борьба двух партий. Первая во главе с председателем Верховного Совета Станиславом Шушкевичем выступала за дистанцирование от России. Вторая, условно группировавшаяся вокруг премьер-министра Вячеслава Кебича и вице-председателя Верховного совета Мячеслава Гриба, выступала за развитие отношений с Российской Федерацией. Перелом наступил 27 января 1994 г., когда С. Шушкевич ушел в отставку, уступив пост Мячеславу Грибу. Россия и Белоруссия в марте 1994 г. объявили о формировании платежного союза в рамках Договора о создании экономического союза С Н Г.

Платежный союз — форма экономической интеграции, при которой обеспечивается взаимная конвертируемость валют и функционирование единой расчетной единицы.

    23 июля 1994 г. на президентских выборах в Белоруссии победил Александр Лукашенко. Хотя Кремль поддерживал кандидатуру В. Кебича, новый президент продолжил политику сближения с Россией. 6 января 1995 г. Россия и Белоруссия заключили соглашение о таможенном союзе. Между двумя странами устанавливалась единая таможенная граница по внешнему контуру их государственных границ с третьими странами.

Параллельно Москва и Минск взяли курс на создание политического союза. 21 февраля 1995 г. в Минске президенты А. Г. Лукашенко и Б. Н. Ельцин подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь сроком на десять лет, а 2 апреля 1996 г. в Москве — договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сообщество провозглашалось открытым для присоединения других возможных участников. 2 апреля 1997 г. в Москве был заключен договор о Союзе Беларуси и России («союзный договор»). Частью договора стал устав, который провозгласил международную правосубъектность Союза при сохранении государственного суверенитета его участников.

8 декабря 1999 г. в Москве состоялось подписание договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Договор не означал объединения России и Белоруссии в единое государство: каждая сторона сохранила суверенитет. Речь шла о создании интеграционного объединения «Союзное государство», в рамках которого обе стороны координировали свою политику в различных сферах. У Союзного государства существовали собственный секретариат и парламент в Минске. Договор был ратифицирован и вступил в силу 26 января 2000 г.

Союзное государство — интеграционный проект союза России и Белоруссии с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

В начале 2000-х годов процесс российско-белорусской интеграции приостановился. Между Москвой и Минском появились противоречия:

n введение единой валюты (белорусская сторона настаивала на создании двух эмиссионных центров в Москве и в Минске, в то время как российская — на сохранении единственного центра в Москве);

n принятие бюджета Союзного государства (Россия предлагала распределить голоса в зависимости от объема ВВП участников, в то время как Белоруссия настаивала на неравноправности такого подхода);

n формирование цены на российский газ.

Противоречия усилились в период «Пятидневной войны» 2008 г., когда Белоруссия отказалась признать независимость Абхазии и Южной Осетии. В конце 2000-х годов между странами происходили периодические торговые конфликты, но в целом Москва и Минск сохранили союзнический вектор отношений.

После прихода к власти президента В. В. Путина в 2000 г. российская дипломатия взяла курс на расширение интеграции в С Н Г. 10 октября 2000 г. в Астане (столице Казахстана) президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭ С). Основной задачей Сообщества провозглашалось завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования. Структура Е врАзЭ С в целом дублировала институциональную структуру С Н Г. Договор вступил в силу 30 мая 2001 г.

Это важно

У ЕврАзЭС был также институт наблюдателей. Наблюдатель имел право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС, однако не имел права голоса при принятии решений на заседаниях органов и права п одписи документов. В 2002 г. статус наблюдателей получили Украина и Молдавия; в 2003-м — Армения. В 2006– 2008 гг. полноправным членом ЕврАзЭС был также Узбекистан.

П од воздействием первых интеграционных успехов российское руководство стало реализовывать более амбициозный план. Речь шла о подключении к деятельности ЕврАзЭ С Украины. 19 сентября 2003 г. в Ялте президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали С оглашение о формировании Е диного экономического пространства (Е Э П). Российское руководство поддерживало кандидатуру В. Ф. Януковича в ходе президентской кампании 2004 г. на Украине, ожидая от него реализации Ялтинского соглашения. Однако после «оранжевой революции» в декабре 2004 г. политика Киева изменилась. 27 августа 2005 г. на саммите глав стран Е Э П президент В. Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по Е Э П, в которых речь идет о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Украину не устраивают. Фактически это означало выход Украины из плана Е Э П.

«Оранжевая революция» — политический кризис на Украине в ноябре

2004 г., завершившийся избранием В. Ющенко президентом Украины.

 

России понадобилось несколько лет, чтобы возродить этот план. 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (Т С). 19 декабря 2009 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭ С утвердил план действий по формированию Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. Первый пакет документов планировалось подписать до 1 января 2011 г.; второй — до 1 июля 2011 г.

В дальнейшем стороны попытались следовать заявленному графику. 8– 19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге главы правительств трех стран подписали первые четыре С оглашения по Е Э П, 9 декабря 2010 г. все оставшиеся международные соглашения, входящие в пакет договорно-правовой базы Е Э П. Документы о создании Е Э П вступили в силу 1 января 2012 г. С этого времени Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью.

Состав стран—участниц Таможенного союза постоянно расширялся. 1 июля 2010 г. его участниками стали Россия и Казахстан. 6 июля 2010 г. после некоторых колебаний к Таможенному союзу присоединилась Белоруссия, 10 октября 2014 г. — Армения, а 1 мая 2015 г. — Киргизия. Кандидатами на вступление в союз объявили себя Таджикистан, Сирия и Тунис.

В октябре 2011 г. комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в соответствие с нормами ВТО. 22 августа 2012 г. Россия стала членом ВТО. Следствием этого стало практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления России в эту организацию.

Создание блока ГУАМ

    Альтернативой проекту ЕврАзЭ С стало создание субблока Г У АМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Эти страны были настроены на максимальное дистанцирование от Москвы и блокировку российских интеграционных проектов в С Н Г. Каждая из этих стран считала Россию реальным или потенциальным нарушителем своей территориальной целостности. Поиск противовеса российскому влиянию усилил их партнерство с Соединенными Ш татами и Н АТ О.

Предпосылкой к координации действий будущих стран ГУАМ стала проблема Договора об обычных вооруженных силах в Европе (см. гл. 11). 15 мая 1996 г. на Конференции в Вене по рассмотрению действия ДОВС Е грузинская делегация вместе с Азербайджаном и Украиной поддержала Н АТ О в противодействии России сохранить систему фланговых ограничений для развертывания вооруженных сил. С вой подход грузинская делегация в Вене мотивировала «абхазским фактором». Грузию поддержала Молдавия в связи с проблемой Приднестровья.

Через год «венский формат» получил институциональное оформление. 10 октября 1997 г. в Страсбурге в ходе саммита Совета Европы состоялась встреча президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. По ее итогам было принято официальное коммюнике о создании «консультативного форума» ГУАМ. На Вашингтонском саммите НАТО 23– 24 апреля 1999 г. о присоединении к организации объявил Узбекистан, вследствие чего она получила название ГУУАМ. Э то название сохранялось до 2002 г., когда узбекская сторона стала игнорировать заседания форума. Страны ГУУАМ приняли в ходе саммита Вашингтонскую декларацию об интеграции в европейские и евроатлантические структуры. 6– 7 июля 2001 г. на саммите в Ялте была подписана Хартия, определившая статус ГУАМ как региональной общественной организации.

Соединенные Штаты также проявляли интерес к странам ГУАМ. Белый дом (независимо от партийной принадлежности администрации) видел в них критическую массу, препятствующую восстановлению С С С Р. Американские научные фонды, выделяли гранты на формирование нового поколения политиков и экспертов. Результатом стало появление молодой прослойки общественных деятелей с причудливой смесью крайне либеральных и крайне националистических взглядов. Эта группа взяла курс на смещение старых советских элит соответствующих республик, что нашло свое выражение в форме «цветных революций».

               

 

Это важно

«Цветные революции» — собирательное понятие, применяемое для обозначения серии массовых акций протеста в начале XXI в. Мнения исследователей, совпадают относительно двух особенностей данного явления. Первое: участие иностранных организаций в подготовке протеста, как прямое, так и косвенное. Второе: сочетание у оппозиции радикально-либеральной и радикально-националистической идеологий. На территории бывшего СССР к «цветным революциям» относятся «революция роз» в Грузии (2003), «оранжевая революция» на Украине (2004), «тюльпанная революция» в Киргизии (2005) и «Евромайдан» на Украине (2013– 2014). Иногда к ним добавляют протесты в Узбекистане (2005), Белоруссии (2006), Молдавии (2009), а также «дынную революцию» в Киргизии (2010).

Результатом «цветных революций» стало усиление Г У АМ. Новые президенты Грузии (М. Н. Саакашвили) и Украины (В. И. Ющенко) начали политику расширения партнерства Г У АМ с Н АТ О. 22 апреля 2005 г. в Кишиневе состоялся саммит Г У АМ. В качестве наблюдателей присутствовали президенты Румынии и Литвы Т. Бэсеску и В. Адамкус, председатель ОБС Е Я. Кубиш и специальный представитель С Ш А по Нагорному Карабаху и конфликтам в Евразии С. Манн. По словам президента В. Ющенко, государства—члены Г У АМ намерены стать локомотивом «третьей волны демократических революций» на пространстве бывшего С С С Р. На саммите были подписаны два документа: декларация «Во имя демократии, стабильности и развития» и совместное заявление «Создавая демократию от Балтики до Черного моря».

Следующим шагом стал прошедший 22– 23 мая 2006 г. саммит Г У АМ в Киеве. На встречу были приглашены президенты Болгарии, Литвы, Польши и вице-президент Румынии. П осле саммита румынская сторона заявила о намерении вступить в Г У АМ. Страны-участницы подписали протокол о создании зоны свободной торговли, декларацию о создании новой международной организации — «Организации за демократию и экономическое развитие — Г У АМ» и ее устав. Киевский саммит доказал стремление лидеров Украины и Грузии создать более широкий формат партнерства для стран Балтийско-Черноморского региона («междуморья»).

Страны ГУАМ попытались выстроить особый формат консультаций с Соединенными Штатами по проблемам «замороженных конфликтов» в С Н Г. 14 сентября 2006 г. при поддержке С Ш А и Британии они добились обсуждения на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о «замороженных конфликтах» в бывшем С С С Р. 25 сентября 2006 г. министры иностранных дел стран—членов ГУАМ обсудили проблему урегулирования «замороженных конфликтов» в С Н Г с помощником госсекретаря США Дэвидом Крамером. Участники встречи договорились создать полицейские силы, которые должны заменить российских миротворцев в конфликтных зонах на территории Грузии и Молдавии. Реализация этой договоренности была отложена на неопределенный срок.

С 2007 г. темп работы Г У АМ стал спадать, что во многом было вызвано отказом Азербайджана поддерживать наиболее жесткие шаги этой организации. П осле смены власти в Грузии и на Украине деятельность Г У АМ фактически приостановилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: