Пояснительная записка
Слушание музыки и изучение основ музыкальной грамоты – один из важнейших видов музыкального развития ребенка, составная часть общего развития человека. На сегодняшний день учебники по данному предмету не разработаны.
Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.
Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» возникло в результате педагогической деятельности ее авторов на хореографическом отделении в МБОУДО г. Кургана «ДШИ № 1». Пособие ориентировано на программу с восьмилетним сроком обучения на отделении «Хореографическое искусство».
Цель создания пособия – оказание помощи обучающимся в освоении предмета, как на уроках, а также в домашней самостоятельной работе. Рекомендации облегчат обучающимся повторение материала, помогут подготовиться к итоговой аттестации.
|
|
В соответствии с учебной программой пособие построено концентрическим способом – темы на протяжении четырех лет повторяются, но в каждом последующем классе углубляются, дополняются и расширяются.
Учебное пособие содержит не только теоретическую, но и практическую часть курса.
Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» может быть использовано в работе преподавателей теоретических дисциплин ДШИ и ДМШ, а также рекомендовано обучающимся и родителям в помощь при подготовке к урокам, так как содержит краткое изложение каждой темы.
Класс
Тема № 1. «Основные черты музыки, как вида искусства»
Музыкальные образы и способы их выражения
Задание 1. Запомни:
Музыка – это вид искусства, который художественно отображает окружающую жизнь с помощью звуков.
Музыкальный образ – это воплощенные в музыке: чувства, переживания, мысли, размышления т.д. Музыкальные образы выражаются с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра и других.
Слушание музыки: П.Чайковский «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Сказка в музыке
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
|
|
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков опера «Садко» - «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок»; П. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица»; П. Чайковский «Детский альбом» - «Баба-Яга»; М. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках», «Гном», «Старый замок»; А. Лядов «Кикимора».
Тема №2. «Маршевая музыка»
Задание 1. Выучи на память:
Марш (с франц. « marche» означает «ходьба») - пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под которые удобно шагать, маршировать.
Задание 2. Запомни:
Особенности марша:
1. четкий, энергичный ритм
2. темп шага
3. 2-х или 4-х дольный размер
Слушание музыки: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Э. Григ «В пещере горного короля», Д. Шостакович «Марш».
Тема № 3. «Музыкальная и нотная грамота»
Нотный стан, скрипичный ключ
Задание 1. Выучи на память:
Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты.
Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.