Г) тоньше, случай, хочешь, цыган, вьюга

Задание № 2. Выберите группу слов, в каждой их которых есть только звонкие согласные.

А) удар, каюта, точка, цепь;

Б) сажа, кот, музей, шёпот;

В) мера, досуг, щедрый;

Г) земля, грубый, влево, вьюга.

 

Задание № 3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.

А) яма, семья, ёж, день, юла;

Б) баян, юг, ель, жюри;

В) вьюн, ёрничать, платье, маяк;

Г) сюрприз, вялый, зебра, тёмная.

 

Задание № 4. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.

 Чтобы, съесть, съезд, рассечь, явь, честный, ночной, ежевика.

Задание № 5. Даны слова ЛЮК, ЯР, ЛЁН. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке. Запишите эти слова.

 

Ф Р А З А. С И Н Т А Г М А. Ф О Н Е Т И Ч Е С К О Е С Л О В О.

 

 

Упражнение № 1. Прочитайте выразительно текст. Сколько в нем фраз? Разделите

                            первое предложение на синтагмы. Сколько в нем фонетических

                            слов? Укажите в тексте проклитики и энклитики.

 

Сколько раз ни приезжаешь в Ленинград, всегда волнуешься, как перед свиданием с любимым человеком, которого не видел много лет. Узнает ли он тебя? Не скажет ли, что ты растерял за эти годы веселье и доброжелательность к людям? Примет ли он тебя с прежней простотой? Или будет молчать, сдерживая зевоту, как всегда бывает, когда умирают старые связи?

(К.Паустовский).

18

Упражнение № 2. Запишите, разделяя текст на предложения. Поставьте знаки

                             препинания. Разделите текст на фразы, выделите синтагмы и

                             фонетические слова в каждой фразе.

 

что такое воля вольная хорошо определено в русских лирических песнях русская лирическая протяжная песнь поётся лучше всего вне дома на воле в поле издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека

                                                           (Д.С.Лихачев).

С Л О Г

Упражнение № 1. Знание какого признака слога оттачивают следующие вопросы?

                             Продумайте свою реакцию в случае неправильных ответов детей.

  1. В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?
  2. В слоге два звука. Какие это звуки?
  3. В слоге три звука. Сколько в нем гласных? Сколько согласных?
  4. В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.
  5. В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?
  6. В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли число слогов в данных словах? Объясните.

Упражнение № 2. Укажите количество слогов в словах цифрами: 1,2,3,4,5,6.

Отражение                           чуткая                              изъян

Вскользь                               свои                                  съезд

Емкий                                    растительность             южное

Природная                            впредь                             неожиданность

Преображенная                   яблоневые                      углубить  

Упражнение № 3. Определите типы слогов в односложных словах.    

Вы, для, ус, тьма, он, ум, холм, страх, спи, сельдь, акт, игр.

Упражнение № 4. Разделите слова на слоги и для переноса. Объясните, в чем важность

                              такого задания. Соответствует ли слогораздел морфемным

                             границам?

Образец: я|зы|ко|зна|ни|е - языко – зна – ние  

Бегущие                                гармония                         переиздание

Неотъемлемый                    безударный                     узнаешь

Уяснить                                 покоряется                     продуманная

Опасность                             рельефно                         вглубь

Вплавь                                   является                         располагаться             

                               

19

                                                          

З В У К И Р Е Ч И

Упражнение № 1. Прочитайте стихотворение. Какие вопросы надо задать по

                            стихотворению?

                                

Дыхание свободно в каждой гласной.    Звучат в согласных серебро и медь.

В согласных прерывается на миг…       А гласные тебе даны для пенья.

И только тот гармонии достиг,               И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Кому чередованье их подвластно.          Иль даже продышать стихотворенье.

                                                                                                                   (С.Я.Маршак).

Упражнение № 2. Исправляя фонетическую ошибку в выделении звука, допущенную учеником, один учитель говорит так: «Неверно, подумай!» Второй учитель всякий раз рекомендует: «Скажи и послушай!» Чья установка правильнее? Почему?

Упражнение № 3. М.В.Панов отмечает: «Прочесть букву – значит произнести звук, который буква обозначает. Звук все-таки произносится, а буква – читается». С учётом этого замечания оцените лингвистическую точность следующих учительских формулировок:

- Прочитайте слова, в которых есть звук «я».

- Сегодня мы будем читать слова со звуками [д] и [д’].

- Ударная гласная буква в слове КАША.

- Поднимите руки, если услышите букву Р.

- Произнесите звук [т]. Какой он? (Твердый). А теперь произнесите его мягко.

В каждом случае дайте правильный вариант высказывания.  

Г Л А С Н Ы Е З В У К И.

 

Упражнение № 1. Узнайте гласный звук по характеристике. Укажите

                             дифференциальные признаки, по которым вы узнали гласный звук.

 

- гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

- гласный, ударный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

- гласный, ударный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

- гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

- гласный, ударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

- гласный ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный.

Упражнение № 2. Охарактеризуйте ударный гласный звук в следующих словах:

 

1 вариант                                 2 вариант                                  3 вариант

 

Красивее                                     партер                                     повторим

Баловать                                     досуг                                       диспансер

Обыденный                                торты                                      добыча

Свекла                                         звонит                                    случай

Кухонный                                   хозяева                                   каталог

Щавель                                        прибывший                           столяр

20

Упражнение № 3. Подчеркните буквы, на месте которых произносится:

1) звук [ ъ ]: колокольчик, табуретка, загородный, пароходство, молодая;

2) звук [ ь ]: переворот, веретено, решительно, очаровательный, перина;

3) звук [ а ]: абрикос, подойти, вероятность, узнавая, преподавать;

4) звук [ э ]: колея, весенний, заветная, переплетение, повстречать.

 

Упражнение № 4. Какие слова соответствуют схемам:

 

1) [ ъ а а ]               2) [ а а ъ ]            3) [ ь э о ]          4) [ э о ь ]

барабан                   паводок              кипяток            иголка

провода                   поводок              перекат             плетёнка

ананас                     подарок              перелёт             неволя   

5) [ а ъ ъ ]               6) [ э ь ь ]            7) [ ъ а а а ]        8) [ ь э о а ]

памятник               веселье               сковорода         передала

запонка                   селезень             передача           перепёлка

каморка                  беленький          пропаганда      невесомый

 

Упражнение № 5. Соедините слова с соответствующими им схемами гласных.

 

1)Весна [ э а ]                      2) вездеход [ а о ъ ]          3) переплёт [ ъ э а ]          

Зима [ э о ]                         самолёт [ а ь ъ]               белизна [ ь э о ]

Лето [ и а ]                          валенок [ ь э о ]             бегемот [ ь э о ]

Сезон [ э а ]                         опёнок [ ъ а о]                железо [ ь и а ]

 

Упражнение № 6. Укажите последовательность гласных звуков в следующих словах:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: