· Группирующая переменная: 1 – спортсмены мастера (КМС и выше), 2 – спортсмены массовых разрядов (1 разряд и ниже).
· Профессиональный тест: авторская анкета, позволяющая рассчитать коэффициент спортивной успешности соревновательной деятельности, определяемый как отношение количества побед к количеству боев.
· шкала стандартизированной психодиагностической методики «Пространственная антиципация» теста-опросника «Антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность)» В.Д. Менделевича (2003);
Таблица 1.
Таблица первичных данных
(№ п/п, группирующая переменная, профессиональный тест, психологический тест)
№ | группа | КУсп | Простр. Антиципация | ||
1 | 1 | 0,78 | 63 | ||
2 | 1 | 0,83 | 66 | ||
3 | 1 | 0,85 | 63 | ||
4 | 1 | 0,67 | 52 | ||
5 | 1 | 0,55 | 57 | ||
6 | 1 | 0,60 | 63 | ||
7 | 1 | 0,64 | 50 | ||
8 | 1 | 0,91 | 66 | ||
9 | 1 | 0,48 | 60 | ||
10 | 2 | 0,70 | 53 | ||
11 | 2 | 0,59 | 64 | ||
12 | 2 | 0,28 | 56 | ||
13 | 2 | 0,55 | 56 | ||
14 | 2 | 0,00 | 38 | ||
15 | 2 | 0,00 | 57 | ||
16 | 2 | 0,00 | 57 | ||
17 | 2 | 0,50 | 48 | ||
18 | 2 | 0,00 | 55 | ||
19 | 2 | 0,00 | 53 | ||
20 | 2 | 0,00 | 54 | ||
21 | 2 | 0,00 | 65 | ||
22 | 2 | 0,00
| 40 |
Ход исследования:
· На первом этапе проводилось анкетирование и тестирование спортсменов единоборцев
· Данные тестирования были занесены в таблицу первичных данных (Таблица 1).
· Был проведен сравнительный анализ данных между группами спортсменов мастеров и спортсменов массовых разрядов.
· Был проведен регрессионно-корреляционный анализ и линеаризация функций.
· На основе полученных результатов были выявлены особенности проявления уровней антиципации у спортсменов мастеров и спортсменов массовых разрядов единоборцев французского бокса сават.
При проведении сравнительного анализа был использован критерий Стьюдента. Результаты сравнительного анализа показали, что при исследовании 2-х групп единоборцев у показателя коэффициента успешности и пространственной антиципации различия статистически значимы (таб. 2).
Пространственная антиципация указывает, что индивид предчувствует, где произойдет действие.
Таблица 2.
Результаты сравнительного анализа данных двух групп
(n1=9, n2=13).
Шкалы и показатели | Мастера | Масс.разр. | р | ||
М | SD | М | SD | ||
КУсп | 0,70 | 0,15 | 0,20 | 0,28 | 0,000 |
Простр. Антиципация | 60,0 | 5,8 | 53,5 | 7,8 | 0,024 |
Результаты регрессионно-корреляционного анализа и линеаризации функций показали, что существует прямая связь средней степени у показателя коэффициента успешности с Пространственной Антиципацией r = 0,570 (Таблица 3, таблица 4, рис.1).
Таблица 3.
Результаты корреляционного анализа до линеаризации функций
(n1=9, n2=13).
КУсп | Простр. Антиципация | |
КУсп | 1 | 0,474 |
Простр. Антиципация | 0,474 | 1 |
Таблица 4.
Результаты корреляционного анализа после линеаризации функций
|
|
(n1=9, n2=13).
КУсп | Простр. Антиципация | |
КУсп | 1 | 0,570 |
Простр. Антиципация | 0,570 | 1 |
Рис.1. Регрессии линейной и полиноминальной зависимостей между Коэффициентом успешности (шкала ординат) и пространственной антиципацией (шкала абсцисс).
Вывод:
У единоборцев французского бокса сават одним из психических качеств, связанных с профессиональной успешностью, выявлена пространственная антиципация (r = 0,570).
Приложение 5
РЕФЕРАТ НИР
Тема НИР: АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 13-16 ЛЕТ
Структура НИР: Объем 64 с., 5 рис., 5 табл., 38 источников, 2 прил.
Ключевые слова: арт-терапия, подростки, психологическая коррекция, тревожность, уровень тревожности.
Объект исследования: 79 человек, из них 30 испытуемых с повышенным уровнем тревожности: 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 15 человек.
Цель исследования: Провести апробацию методики арт-терапии для психологической коррекции уровня тревожности у подростков 13-16 лет
Методы психологического исследования: анализ литературы и Интернет ресурсов по теме исследования; беседа, интервью; психологическое тестирование; метод включенного наблюдения; психологический эксперимент; математико-статистический анализ количественных данных.
Стандартизированные психодиагностические методики: метод стандартизированного анкетного опроса; методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика личностная шкала тревоги Дж. Тейлора (адаптация Немчинова 1975 г.)
Психокоррекционная методика: арт-терапевтическая методика «Присутствие» (Ляшенко В.В.).
Ход исследования:
1. С помощью отобранных методик у испытуемых выявляется (тестирование «ДО») наличие уровня тревожности. Между двумя группами не должно быть статистически достоверных различий.
2. Формируется таблица «объекты-признаки».
3. В таблицу «объекты-признаки» заносятся данные только тех испытуемых, у которых выявлена повышенные показатели по шкалам «тревожность».
4. На основе полученных данных из испытуемых формируются 2 группы: КГ - 15 человек, и ЭГ - 15 человек.
5. Испытуемые КГ не проходят психокоррекционную программу арт-терапии, испытуемые ЭГ проходят в течение 6 недель психокоррекционные занятия по апробируемой методике арт-терапии в объеме 30 часов.
6. С помощью отобранных методик у испытуемых групп КГ и ЭГ выявляется (тестирование ПОСЛЕ) уровень снижения показателей по шкалам «тревожность».
7. Данные заносятся в таблицу «объекты-признаки». Выявляются статистически достоверные различия по исследуемым показателям тревожности между группами КГ и ЭГ.
8. На основе полученных данных обосновывается результативность арт-терапевтической методики «Присутствие».
Результаты работы и их новизна: После проведения программы арт-терапии «Присутствие» в объеме 30 часов (2,5 часа по 2 раза в неделю) выявлено снижение уровня тревожности у подростков (p = 0,038; ES = 0,7), что является показателем её результативности.
Проведенный эксперимент позволил откорректировать методику психокоррекционной работы с подростками 13 – 16 лет.
Были составлены рекомендации по проведению занятий для руководителей организаций и психологов для психокоррекционной работы с подростками 13 – 16 лет.
Приложение 6
Статья опубликована в научном журнале по перечню ВАК: Воронов, И.А. Психодиагностический рисуночный тест «Эйдос-А» на выявление уровня личностно-ситуативной антиципации / И.А. Воронов, Г.В. Пантелеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 6 (172). С. 317 - 319. |
УДК 159.9.072.5