Своя игра
Основной процесс в игре – ответ на вопросы.
Цели и задачи:
· развитие творческих способностей, логического мышления детей;
· повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
· повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
· формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
· формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
1.Предлагаемые фонетические задания учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.
2. Лексические задания помогут развитьязыковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.
3. Задания по морфемике. Закрепление понятия морфемы, знание, какие бывают морфемы; умение выделять приставку, корень, суффиксы, окончания, основу слова. Уметь отличать формы слова от однокоренных слов, неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием. Закрепить навыки правописания приставок 1-й и 2-й групп, а также некоторых суффиксов существительных и прилагательных. Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Закрепить знания о многозначности морфем и омонимии
4. Орфоэпические задания предназначены для того, чтобы помочь детям овладеть нормами произношения и ударения, узнать об особенностях произношения говоров
5. Задания по фразеологии. Решение предложенных задач позволит дать учащимся знание семантической системы современного русского литературного языка, осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова; знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов.
6. Морфологические задания. За счёт них идёт углубление в один из самостоятельных разделов грамматики, который изучает части речи и их формы. К ней оказано очень большое внимание, так как именно благодаря морфологии можно узнать, что обозначает слово, от чего оно произошло. Задания является актуальными, потому что, зная морфологию, человек не допустит грамматических и пунктуационных ошибок.
Правила игры
В игре принимают участие 5 команд. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков.
Суть игры заключается в том, что 5 команд отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит раундов. Каждый из основных раундов содержит 30 вопросов – 6 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость - от 10 до 50 очков. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее.
Начинается игра с выбора первой командой одного из 30 вопросов. Вопрос зачитывается вслух ведущим.В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившего игрока и он выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего, а оставшиеся игроки получают право нажать кнопку и дать свой ответ. Если в течение пятнадцати секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала и предыдущий вопрос.
Специальные вопросы
Помимо обычных вопросов, существуют специальные – «Кот в мешке», «О,счастливчик»
Кот в мешке
- Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его одному из соперников по собственному выбору. Ведущий называет тему «Кота» (она, как правило, не совпадает с исходной темой выбранного вопроса), а получившая его команда выбирает стоимость. Команда обязана ответить на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.
О, счастливчик
Если команде достался «Эй,счастливчик»,то это значит,что команде в подарок предоставляется определенное количество баллов.
Финал
Победителем игры объявляется та команда, которая по итогам финального раунда набрала наибольшую сумму очков.
Вопросы игры
Фонетика
10 баллов. Какие 3 согласных звука в русском языке всегда мягкие (не имеют пары по твердости)?
Ответ: ч,й,щ
20 баллов. Какой фонетический процесс происходит в слове сладкий?
Ответ: Оглушение (ассимиляция по глухости)
30 баллов. Как изучающим фонетику может помочь фраза “Пастух Фока, хочешь щец?”
Ответ: В данной фразе собраны все глухие согласные
40 баллов. Посчитай, сколько звуков в слове “обезьянка”?
Ответ: 9
50 баллов. Определите, что получится, если звуки, из которых состоит слово "ЯР", произнести в обратном порядке.
Ответ: Запишем произношение слова, отмечая мягкость согласного знаком ’: [йар].
Располагая те же звуки в обратном порядке, получаем [рай] или, в обычной орфографии, рай.
Морфемика
10 баллов. Разбери по составу слово "влажность".
Ответ: Корень – влаж, суффикс – н, второй суффикс – ость, окончание – нулевое
20 баллов. С каким значением образуются существительные при помощи суффиксов -чик, -щик, -ист, -тель, -ник?
Ответ: Названия лиц по роду занятий, по профессии
30 баллов. Какое окончание в слове “кино”?
Ответ: нет окончания
40 баллов. Определите корень в слове "ешьте".
Ответ: Е
50 баллов. От основы слова "таскать" образуйте глагол с двумя приставками и двумя суффиксами.
Ответ: поднатаскал
Лексикология
10 баллов. Ребята, как называются слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение?
Ответ: омонимы
20 баллов. Попробуйте самостоятельно описать зелёный цвет.
Зеленый - это…
Ответ: ЗЕЛЁНЫЙ, -ая, -ое; зелен, зелена, зелено, зелены и зелены. Цвета травы, листвы… (Выписка из толкового словаря С.И.Ожегова)
30 баллов. О, счастливчик
40 баллов. Чем отличаются устаревшие слова шуйца и десница? Ответ: это левая и правая рука
50 баллов. Как вы думаете, почему употребление слова “кофе” в значении “напиток” – это переносное значение, а не прямое? Ответ: Потому что это лишь перенос названия кофейного дерева на "изделие" из него
Фразеология
10 баллов. Какое известное выражение зашифровано на картинке? Ответ: водить за нос
20 баллов. Какой существует противоположный фразеологизм, так же связанный с водой, к выражению “как кот наплакал”?
Ответ: хоть пруд пруди
30 баллов. О каком человеке в Англии могут сказать “as cool as a cucumber”? (холодный как огурец)
Ответ: Невозмутимый как огурец (Значение: относится к человеку, который способен контролировать свои чувства и эмоции, не поддается панике и невозмутим, хладнокровен в любой ситуации)
40 баллов. Польское крылатое выражение: “Строить замки на льду” Вспомни аналогичный фразеологизм в русском языке
и расскажи о его значении.
Ответ: Строить воздушные замки (Так говорят, когда кто-то придумывает невыполнимые, далекие от реальности планы, мечтает о чем-то недостижимом.)
50 баллов. Как вы думаете, с чем было связано возникновение крылатого выражения “попасть впросак”?
Ответ: Раньше слово "просак" означал барабан с зубьями для чесания шерсти. Попасть впросак означало покалечиться, лишиться руки.
Морфология
10 баллов. “МБОУ СОШ № 67 был_ открыт_ в 1965 году”
Определите, какие окончания должны стоять у обоих слов составного сказуемого, и почему?
Ответ: Была открыта– женский род последнего слова в аббревиатуре "школа" определяет грамматическую форму, связанных с этой аббревиатурой слов
20 баллов. Определите тип склонения у существительного "юноши".
Ответ: в Им.п., ед.ч – юноша – слово имеет окончание -а, поэтому это 1 склонение
30 баллов. К какому роду относится существительное "засоня"? Ответ: к общему
40 баллов. Кот в мешке. Могут ли имена числительные изменяться по родам? Приведи пример.