Тема 20. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах обществ

Практическая часть.

Вставьте слова в текст

Исторический процесс — это общество в ___1___, т. е. в движении. В любом обществе осуществляется многообразная____2____ людей, выполняют свои задачи государственные ___3__, различные учреждения и объединения. Социальныеизменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, __4___, отношений. Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. __5___ тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. Распространенным типом считается так же ___5__движение. Третий спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может ___6___ то или иное общество к ранее пройденному состоянию.

Слова на выбор

Человек, реформа, возвратить, циклический, органы, функций, динамика,деятельность

2. Что лишнее? Прогресс, реформа, революция, эволюция, регресс.

3. Что обобщающее? Прогресс, регресс, стагнация, застой, эволюция, реформа, исторический процесс

Верно ли суждение?

А. Исторический процесс движется только вперед

Б. исторический процесс включает в себя прогресс, регресс и стагнацию

В. Движущие силы исторического процесса – материальные и духовные потребности людей, заложенные природой инстинкты.

Г. Реформа – это изменение всех сфер жизни общества, которое осуществляется насильственным путем.

Д.Революция – это изменение одной сферы общества, например системы образования.

5. Задача. В богатую процветающую страну с севреа вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует:

А.реформа,

б-модернизация,

г-регресс,

д- эволюция

Выполните задания по тексту

Образ революции

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

 

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

 

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений?

Что автор относит к предпосылкам революции?

Каковы признаки революции? Какие (ой) из них можно отнести и к реформе?

Проиллюстрируйте свой последний вывод примерами.

Тема 21.Проблема периодизации исторического процесса. Концепции о многообразии цивилизаций, критерии их типологии. Различие Востока и Запада. Особенности Российской культуры. Проблема образования единой исторической цивилизации

Домашнее задание «эссе Россия -Восток или Запад?»

Практическая часть.

1. Какой ряд понятий связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?

А.сельская община,сословия

Б.Глобализация,микропроцессор

В. Цеховые уставы, классовая струткура

Г.Фабричное производство

2. Общим признаком для индустриального и традиционного типа общества выступает

А.наличие общественного разделения труда и специализации

Б.ценность индивидуалистических прав и свобод личности

В.сращивание политической власти и собственности

Г.Появление массовой культуры

3. Выберите признаки традиционного общества

А. большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

Б.В управлении широко применяются электронные технологии

В.в сознании людей доминирут коллективистские ценности

Г В жизни общества важную роль играют локальные сельские общины

Д Общество отличается низким уровнем социальной мобильности

Е Динамичность общественных перемен

4. Выберите обобщающее: социальная революция,экономическая реформа,общественный прогресс, социальная динамика,коренные преобразования

5. Задача По данным Всесоюзной переписи населения, в 1970 г. в СССР проживали 241 720 тыс. человек. Из них 57 % проживали в городах и 42 % в селькой местности. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства (включая охоту и рыболовство) при­хо­ди­лось 16,3 %, на долю про­мыш­лен­но­сти (включая строительство) 45,7 %, на долю сферы услуг (включая торговлю, транс­порт и связь) – 38 %.

А.Какие сферы обществен­ной жизни нашли от­ра­же­ние в этих данных?

Б.К какому историческому типу общества можно отнести СССР согласно этим статистическим данным?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: