Вербальные и игровые жанры в контексте праздничной культуры

Игровая программа - набор игровых действий интерактивного характера; организация игр, викторин, объединенных в единую программу.

Игра - это катарсис, а массовая культура только маскируется под игру, у нее есть другие мотивы. Его цель - рынок. «Конечно, здесь есть творческая игра, но без художественной страсти». Зритель - соучастник, актер, актер зрелищного представления. М. Маклюэн под «соучастием в зрелище» подразумевает подражание контакту, иллюзию игрового общения рассеянной аудитории. Усилением такой иллюзии является манипулирование сознанием человека, при котором возникает некое отношение к развлечениям и сюжетным развлечениям.

Игровая программа - это игровая театральная программа, которая использует театральные средства (свет, звук, мизансцена и т. Д.) И основана на сценарии.

Программа игры основана на сценарии.

Словесный фольклор - это народное творчество. Это включает в себя народные эпопеи: сказки, мифы, сказки. Народные песни: религиозно-ритуальные песни, песни нерелигиозного содержания. Здесь также есть пословицы, загадки, народная драма.

Речевой жанр является относительно устойчивым тематическим, композиционным и стилистическим типом высказываний (текстов). Будучи культурными формами, Р.Ж. характеризуются следующими основными свойствами: они объективны по отношению к индивидуальным и нормативным; исторический, произведенный людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями общественной жизни; характеризуются особым оценочным отношением к реальности; выполнять функцию интеграции людей в общество; разнообразны и неоднородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения; являются поддержкой для творчества. Р. Дж. (от односложного повседневного замечания до крупных произведений науки или литературы - М.М. Бахтин) - это единицы коммуникации. Важнейшими конститутивными особенностями высказываний (текстов) в определенных жанровых формах являются смена речевых предметов и полная целостность. Высказывание (текст) - это духовное преломление бытия, осуществляемое в разных сферах культурного творчества в соответствии с разными принципами.

Праздничная культура

В русском языке термин «выходной» происходит от прилагательного «бездействующий», означающего «не занят», «простой» - период, когда вам не нужно работать, когда вы можете бездействовать (если речь идет о времени). В новом издании «Большой советской энциклопедии» значение слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничный день» следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиям или традиционным датам.

Итак, существует ряд определений термина «праздник».

Праздник семантически связан со свободным временем, определенным ритуалом, временем безделья, танцами, приемом, весельем и застольем. Это связано с религиозным культом и с важными датами в истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями общественных движений, с их устремлениями, лозунгами, празднованиями и демонстрациями в определенные дни.

Праздник позволяет людям лучше понять смысл жизни, поэтому речь идет не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи - но о ценностях, которые пронизывают всю жизнь, которые в обычные времена обязательно скрыты от большинства людей и которые в особые времена, в период отпусков, всегда проявляются, подтверждаются и обновляются. Весь прошлый опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в праздновании в жизни общества является универсальной и постоянной, несмотря на разнообразие форм празднования. Чтобы проникнуть в суть искусства, необходимо не только проанализировать их как явление современной действительности, но и узнать этапы становления и развития.

Термин «праздник» относится к лексике повседневной речи и часто используется. Понимание значения слова «праздник» в народной культуре достаточно широко, но мы можем выделить несколько семантических полей, с одной доминантой в каждом из них.

Во-первых, одна из особенностей и характеристик праздника определяется самой этимологией слова «праздник» (от слова «праздный», то есть «незанятый»). Словарь Даля интерпретирует термин «праздник» от прилагательного «праздный», что означает «незанятый», «пустой», «пустой» (если мы говорим о месте). Интересны также некоторые значения слова праздновать: очень часто оно используется не только в значении «празднование праздника», «не работает по случаю праздника», но и в более широком смысле как «отдых». Поэтому Даль указывает, что праздновать означает «сидеть сложа руки или не делать, а не работать». Очевидно, одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы.

Во-вторых, семантическое поле праздника связано с идеей обязательного застолья. В VI Затем праздновать что-то или что-то - «праздновать, праздновать». Понятие праздника достаточно прочно связано в национальном сознании с идеей посещения. Следует также отметить семантическую связь концепции праздника с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются почти обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно отражено в пословицах: «Без вина не праздник», «Кто доволен праздником, тот пьян до света», «Люблю праздник и варева пиво» ​​и т. Д. Характерно, что есть несколько выражений, которые последовательно связывают праздник с пьянством (празднуют до утра, празднуют всю ночь).

Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются ритуальный праздник с гостеприимством и пьянством, безделье, отказ от работы. Однако не всякое безделье с праздником можно считать праздником.

B В- третьих, отмечать всегда «что-то или что-то», то есть в массовой культуре невозможно праздник без причины. Это обязательная составляющая праздника. Поскольку народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, большинство народных праздников приурочено к церковным праздникам. Следует иметь в виду, что носители традиции очень редко определяют праздник как церковное событие.

Таким образом, традиционный, национальный праздник семантически связан с свободным временем, временем безделья, отдыха, а также с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, застольем, потреблением, растратой. Стоит отметить, что праздничные традиции, их состав, мировоззренческая направленность, характер жизни, способы их проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры людей и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие столетия их существования.

 

Фольклор (англ. Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное; художественный коллектив, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, взгляды, идеалы; поэзия, созданная людьми и существующая в массах (легенды, песни, шутки, анекдоты, сказки, эпопеи), народная музыка (песни, инструментальные пьесы и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, кукольный театр), танец, архитектура, искусство и искусства и ремесла.

Фольклор - это произведение, которое не требует какого-либо материала и где средством воплощения художественной идеи является сам человек. Фольклор имеет четкую дидактическую направленность. Многое из этого было создано специально для детей и продиктовано заботой великих людей о молодежи - их будущем. «Фольклор» обслуживает ребенка с рождения.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и образ жизни, оставляя в стороне индивида, особенное. Фольклор дает им самые важные и простые понятия о жизни и людях. Отражает интересное и актуальное, что затрагивает каждого: работу человека, его отношения с природой, жизнь в команде.

Важность фольклора как важной части образования и развития в современном мире хорошо известна и признана. Фольклор всегда чутко реагирует на запросы людей, являясь отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта.

Основные особенности и свойства фольклора:

1. Бифункциональность. Каждое фольклорное произведение является органической частью жизни человека и обусловлено его практическим назначением. Он ориентирован на определенный момент жизни людей. Например, колыбельная - ее поют, чтобы успокоить ребенка. Когда ребенок засыпает, песня останавливается - она ​​больше не нужна. Так проявляется эстетическая, духовная и практическая функция колыбельной. В работе все взаимосвязано, красота не может быть отделена от пользы, выгода от красоты.

2. Полиэлемент. Фольклор многоэлементен, потому что его внутреннее разнообразие и многочисленные взаимосвязи художественного, культурно-исторического и социокультурного характера очевидны.

Не каждое фольклорное произведение включает в себя все художественные элементы. Есть также жанры, в которых их минимальное количество. Исполнение фольклорного произведения - это целостность творческого акта. Среди множества художественных и образных элементов фольклора выделяются как основные словесные, музыкальные, танцевальные и мимические выражения. Многоэлементность проявляется во время мероприятия, например, «Гори, гори четко, чтобы не выходить на улицу!» или при изучении хоровода - игра «Бояре», где есть движения подряд. В этой игре все основные художественные и образные элементы взаимодействуют. Вербальное и музыкальное проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемой одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент). Это проявляет многоэлементную природу фольклора, его первоначальный синтез, называемый синкретизмом. Синкретизм характеризует отношения, целостность внутренних компонентов и свойства фольклора.

Народное художественное творчество - это собрание произведений искусства разных видов и жанров, созданное народом на основе его своеобразных традиций, а также специфических форм и методов художественно-творческой деятельности.

Классификация и систематизация различных видов народного творчества может осуществляться по различным критериям:

• по направлению (типу) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное...),

• по характеру развития художественной культуры (утилитарной и эстетической),

• по преобладающим функциям4 (религиозно-мифологический, ритуальный, ритуальный, художественно-эстетический, педагогический, коммуникативно-информационный, социально-психологический и т. Д.),

• ко времени формирования и функционирования (ранний народ, поздний народ или ранний традиционный и поздний традиционный; архаичный и современный);

• в форме организации совместной деятельности (индивидуальной или коллективной),

• по социальной, гендерной и возрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи...);

• по отношению к обряду (ритуал и не ритуал).

Народное искусство несет в себе сильные признаки национальной принадлежности: оно отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Это своего рода хранитель национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских взглядов людей.

В истории русского искусства слово «жанры» понимается не как родовое, а как видовое понятие. Жанр характеризует особые виды и методы художественной деятельности. Виды также подразделяются на отдельные виды, жанры и формы произведений искусства.

Устное народное творчество включает в себя народную литературу и написание песен. Особенность устного народного творчества заключается в том, что оно возникло как неграмотная форма народной культуры, и в древние времена, до появления печатных коллекций, его произведения передавались «из уст в уста» из поколения в поколение. Еще одной особенностью устного народного творчества является изменчивость. Даже один и тот же рассказчик, как бы он ни старался быть точным, добавлял что-то свое к каждому повторению одного и того же текста. Основными видами и жанрами устного народного творчества, прежде всего, являются произведения малых форм - пустышки,

4 Термин «функция» интерпретируется нами как синоним понятий «роль», «значение». Классификация функций народного творчества может быть выполнена по следующим параметрам: по социальному и бытовому применению, по территориальному и социальному признаку, по социальному и сексуальному применению, по роли профессиональной роли, на временной основе.

детские стишки, загадки, подсчет книг, дразнить, поговорки или глупости, поговорки, пословицы, скороговорки, глупости, пословицы и глупости.

Самый важный жанр устного народного творчества - это сказка. По происхождению он; связано с мифологической культурой. Народные сказки можно по очереди разделить на сказки (животные, магические, бытовые, анекдотичные (условная классификация). Самые старые из них - рассказы о животных.

Жанры народного творчества включают русскую (устную) эпопею: песни, сказки, повествования, произведения о событиях в жизни героев, которые создавались устно, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение. Самым «древним» типом устной эпопеи, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих веков, были так называемые эпопеи. Все русские эпопеи можно разделить по месту создания и специальному содержанию на два цикла - Киевский и Новгородский. Киевские эпопеи - героические песни о подвигах героев-воинов, защищающих русскую землю от бесчисленных полчищ врагов. Новгородские эпопеи говорят о мирной жизни, быту, торговле, приключениях купцов.

В русской народной балладе поется трагический рассказ о любви и семейных отношениях на периферии эпического творчества Эпос-Скоморошина, сочетающий в себе другие эпические песни с некоторыми общими поэтическими приемами. Другой жанр - духовная поэзия, которая обычно определяется как эпические или лирические произведения религиозного характера или народные произведения на религиозные темы.

Народная архитектура также является особым видом народного творчества. Это прежде всего деревянная архитектура, тесно связанная с эстетическим представлением людей относительно архитектуры и строительства. Существует несколько типов построек: крестьянское жилье имело несколько типов, характерных для конкретного региона России. Русский дом; В зависимости от региона имелись особенности планировки, декора и его семантики. Особенностью русской архитектуры является особняк. Особняки и их различные комнаты имели особую планировку и назначение. Среди них важная функциональная нагрузка имела крыльцо, навес, камера, окно в крыше и т. Д. Каменные камеры имели особую архитектурную структуру. Их закон архитектуры * использовался при строительстве крепостей. Самый изысканный в эстетике! по отношению к храмовым постройкам, среди которых выделялись часовни, церкви и отдельно стоящие колокольни.

Народный театр включает в себя спектакли шутов, театр кукол Петрушки, нонсенс, сцену Рождества и народную драму. Последний жанр был особым явлением в истории отечественной культуры. Самые распространенные и распространенные тексты - драмы! «Лодка», «Царь Максимилиан», который оставил достаточно места для импровизации и сатиры. К Национальному театру также примыкают литургические акты - «Прогулка на осле», «Акция! Цветонос» и другие.

Народный танец является основой хореографической культуры общества. Танцы разные н <рисунок, танцевальная лексика и композиция. Самым распространенным жанром народного танца был хоровод (который имел свои особенности в каждом регионе). В свою очередь, старый! Русские хороводы подразделялись на круговые, змейные, хоровод-шествие и т. Д. Очень распространенными танцами были также кадриль, танец (из них наиболее известны «Леди», «Комаринская», «Полянка», «Рязаночка», «Мотанечка», «Рассыпуха»).).

Кроме того, танец получил широкое распространение - своего рода соревнование в ловкости изобретательности и выносливости.

Особое явление в народном искусстве - это народное творчество и декоративное искусство. Основные виды: художественная обработка; дерево (резьба и роспись), художественная обработка металла (литье, ковка, тиснение, штамповка, гравировка, чернение, эмалевое искусство), художественная обработка кости и рога, художественная обработка камня, художественная обработка ткани (художественная ткачество, вышивка, ткачество кружева), искусство, Русские художественные лаки.

Особенным видом народного творчества был народный костюм. Он также отличался в разных регионах. Самыми известными были севернорусский сарафанный комплекс и южнорусский сарафанный комплекс. Все элементы костюма были богато украшены вышивкой и аппликацией. Особую художественную ценность представляли шляпы, среди которых были девушки и женщины. Самыми эстетически приятными были кокошники и сороки.

Развитие форм и жанров народного творчества тесно связано с историей нации. Русские люди разработали и в течение длительного времени активно используют песни, связанные с конкретными событиями в жизни человека, общиной, организацией жизни и т. Д. Это свадебные, трудовые, хороводы, календарно-ритуальные песни.

В народном искусстве наиболее развиты жанры и формы, в них сложились сильные традиции и школы. По отношению к ним другие формы и жанры могут занимать более «скромную» позицию, что обусловлено особенностями социально-экономической и повседневной жизни нации, а также исторически сложившимися предпочтениями тех или иных форм творчества, региональными особенностями5.

Народное искусство очень разнообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.

Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, записываются и передаются из поколения в поколение. Они изображают универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свое значение вне определенных исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает современный этап развития народного творчества. Он впитывает в себя современную эстетику, проблемы и художественные образы. Это также неграмотная культура, которую часто несут маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофолклор. Это домашнее искусство неформального досуга, которое включает в себя как формы фольклора, так и массовое и профессиональное искусство, любительское искусство, характеризующееся эстетическим разнообразием, стилистической и жанровой нестабильностью и выступающее в качестве «второй» волны в современной народной культуре.

Крестьянский фольклор относится к крестьянской субкультуре. Это довольно стабильная художественная система. Он содержит трудовые, этические, семейные и эстетические ценности фермеров. Дошедшие до нас архаичные пласты представляют в духе и значении систему ценностей сельскохозяйственного календаря и культуры крестьянства, которая сочетает в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение датируется XVIII веком. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Процессы заимствования из одного слоя культуры в другой были очень характерными. Они проходили через буржуазный фольклор, идеи, образы и художественные приемы которого были решающими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Подлинный или подлинный фольклор - это народное искусство, которое не изолировано от своего первоначального существования. Он тесно связан с традиционной культурой, которая доходит до нас из поколения в поколение.

Сценическая версия фольклора называется фольклоризмом. Это точное воспроизведение аутентичного образца на сцене профессиональными или любительскими исполнителями. Здесь фольклор выделяется из среды своего существования и приобретает особые нюансы, связанные с особенностями его воплощения на сцене. То есть фольклор, или вторичный фольклор, является сценической формой фольклора, подготовленной и задуманной с учетом законов демонстрации зрителям, слушателям как художественному феномену.

Существует несколько форм фольклора, характерных для стадии воспроизводства народных традиций с точки зрения любительского и профессионального творчества.

Таким образом, для региональной дифференциации русского фольклора В.М. Щуров выделил следующие «внешние» моменты: различия в природной среде (степь и лес, суровый север и теплый юг, горы и открытые поля); различные исторические обстоятельства (характер миграционных процессов, этническая изоляция одних территорий и живые контакты, межэтнические влияния в других); экономическая и повседневная жизнь (т.е. различия в экономической и культурной типологии). Затем автор связывает факторы, связанные с творческой деятельностью носителей фольклорной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: