ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Методической основой преподавания истории на ступени среднего (полного) общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся. Личностными результатами освоения курса истории являются:
· сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
· сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
· готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса истории представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее УУД).
1. Регулятивные УУД:
· умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута;
· способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;
· умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные УУД:
· умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
· способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
· умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
3. Коммуникативные УУД:
· способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
· способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
· умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
· умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
· способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
На предметном уровне в результате освоения курса истории на базовом уровне обучающиеся научатся:
· характеризовать этапы становления исторической науки;
· раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;
· формулировать принципы периодизации истории развития человечества;
· определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
· датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества;
· владеть современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
· характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе;
· анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
обучающиеся получат возможность научиться:
· объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;
· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;
· определять место и время создания исторических документов;
· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.;
· характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;
· приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения;
· проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;
· использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
На предметном уровне в результате освоения курса истории на углублённом уровне обучающиеся научатся:
· характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
· определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
· самостоятельно искать и критически анализировать историко-социальную информацию в Интернете, на телевидении, в других СМИ, систематизировать и представлять её в различных знаковых системах;
· определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
· презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
· раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России;
· определять и аргументировано высказывать своё мнение о различных версиях, оценках исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
· корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
· соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории;
· обосновывать с опорой на факты, приведённые в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события мировой истории;
· критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
· объяснять мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
· давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ; обучающиеся получат возможность научиться:
· использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
· анализировать и сопоставлять как научные, так и в ненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
· устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
· определять и аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
· целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
· характеризовать основные подходы (концепции) в изучении истории;
· работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
· проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;
· представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(70 ч)
Раздел I