Периодизация истории краеведения

 

В науковедческой литературе особая значимость придается изучению истории науки; именно сюжеты о ее развитии служат отправной точкой и для создания общей научной теории, и для практических советов по организации науки и управлению ею [1, с. 3]. Исторического подхода требует формирование феноменохарактеристики краеведения – выявления сущности, функций и задач этой научной и учебной дисциплины, ее места в системе наук и образовательной практике, так как краеведение как типичный научный феномен характеризуется собственным генезисом и развитием.

В истории российского краеведения мы выделяем два этапа: 1. Предыстория краеведения (этап краеведческой мысли). 2. Становление и развитие краеведения как научной и учебной дисциплины. Первый этап содержит два периода: 1.1. Краеведческая мысль древности и средневековья. 1.2. Краеведческое знание (ХVIII – ХIХ вв.). Второй этап: 2.1. Период единого краеведения (ХIХ – начало ХХ вв.). 2.2. Период разделения краеведения на социалистическое и буржуазное, победа коммунистических идей в краеведении, партизация краеведческого движения, подавление государством краеведов – носителей буржуазного краеведческого знания (советское краеведение). 2.3. Прогнозируемый период развития российского краеведения как единой науки и учебной дисциплины на методологической основе общечеловеческих ценностей (ХХI в.) [2; 3].

Первые «краеведческие» знания появились еще у древних людей: из поколения в поколение передавались сведения, например, о местности для постройки жилищ. Так зародилась краеведческая мысль, под которой мы понимаем самые элементарные представления о местности проживания людей. Это была обыденная, а не научная информация. С появлением письменности она фиксировалась, передавалась в пространстве и времени. Так краеведческие сведения, осмысленные и использовавшиеся в практической деятельности, становились основой будущей науки. Тогда же зародилась краеведческая «литература». Так, фактами краеведческого содержания изобилуют русские летописи. Интересные краеведческие сведения имеются в донесениях служилых людей, росписях, ясачных книгах, челобитных и других документах, хранящихся в архивах, в сочинениях иностранных авторах о России и др. Важные краеведческие сведения содержат такие специфические виды документов, как карты и историко-географические описания ХVI-ХVII вв. Таковы истоки российского краеведения.

Таким образом, краеведческая мысль, многочисленные краеведческие факты, зафиксированные в документах доимперского периода истории России составляют предыстория краеведения.

Для возникновения краеведческого знания должен был существовать целый комплекс причин и условий. Если первые сведения о крае носили не систематизированный характер, то с развитием библиотек, архивов, музеев, в которых концентрировались сведения об отдельных частях страны, краеведческая мысль развивается быстрее. Этому способствовали преобразования Петра I. В ХVIII в. повысилась роль научных знаний в хозяйственной, военной и культурной жизни. С развитием топографической техники, книгопечатания происходит становление научного краеведения, что было тесно связано с развитием, прежде всего, истории и географии. Характерными особенностями краеведческого знания были: внимание к конкретным территориям; постановка задач широкого использования краеведческих сведений для развития экономики и культуры страны; вписанность краеведческих знаний в общую систему научной и образовательной практики. Уже в начале ХVIII в. были осознанно определены задачи краеведения, ему придавалось государственное значение: Петр I требовал докладывать о всех любопытных находках и награждать «краезнатцев» за находки древностей. Делались попытки реставрации и охраны исторических памятников.

В розыске, собирании, систематизации местных материалов прошлого значительную роль сыграли В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов, которым принадлежала решающая роль в активизации краеведческих исследований. Их идеи получили развитие во второй половине ХVIII в.: появляются выполненные на местах описания губерний и провинций. Работы по картографированию привели к изданию И.К. Кириловым первого русского атласа империи. С тех пор карты являются важным источником краеведения. Большой объем краеведческих сведений содержат труды Академии наук, что развивало краеведение все более на научной базе; этому также способствовали собранные учеными во время экспедиций коллекции. Краеведческие публикации появились в «Трудах Вольного экономического общества». Интереснейшие источники дало краеведам Генеральное межевание: составленные описания территорий отличаются их комплексной характеристикой, наличием исторических очерков. Материалы из этих описаний использовались при создании словарей. Краеведческим трудам отводилось значительное место на страницах центральных периодических изданий. Еще больший краеведческий аспект отличает первые местные журналы «Уединенный пешехонец» (Ярославль), «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (Тобольск), газету «Тамбовские известия».

С разрешением частных типографий, массовым появлением краеведческой литературы связано возникновение библиографии. Наряду с писателями и учеными к созданию работ об отдельных территориях, населенных пунктах обратились представители местных демократических кругов. Житель Архангельского посада В.В. Крестинин (1729-1795) опубликовал ряд книг о своем крае. Стремясь привлечь к краеведению своих земляков, он вместе с купеческим сыном А.И. Фоминым основал в 1789 г. в Архангельске «Общество для исторических исследований» – первое краеведческое объединение в Российской империи [4].

Таким образом, в ХVШ в. сложились важнейшие предпосылки для зарождения и становления краеведения как науки: накопилась достаточно богатая эмпирическая база, бурно развивались базовые науки – история, география, литературоведение и др., оформились некоторые важные идеи, которые могли быть положены в основу новой науки.

В развитии краеведения в ХIХ в. заметен его учебный аспект – хотя дисциплина не преподавалась, однако краеведческие сведения использовались в обучении достаточно широко. Так зарождалось, получив вскоре заметное развитие, школьное краеведение. В конце столетия стали заметны явные признаки отделения теории краеведения от практической деятельности. Как и всякая наука краеведение вычленялось из общего человеческого знания, образовывая дисциплинарный, систематический запас сведений об отдельных частях страны. Под влиянием практических потребностей накопившиеся эмпирические знания и представления о разных территориях Российской империи трансформировались в более определенную научную систему с широкой практической деятельностью, получившую название «родиноведение», а в начале ХХ в. – «краеведение» [5; 6].

Отношение современников к их появлению было разным. Многие, не видя разницы между ними, продолжали активно изучать свой край (после 1861 г. до конца века было выпущено свыше 500 библиографических работ по большинству районов империи). Появилась сеть краеведческих музеев, во многих губерниях возникли ученые архивные комиссии. Ряд педагогов и философов (например, немецкий педагог Густав Винекен, российский философ С.И. Гессен) увидели в «родиноведении» ступеньку для перехода к изучению систематического курса наук, расширению «родины» до пределов «мира», а не националистическое или областническое нарочитое ограничение кругозора ученика пределами данного «края» («краеведение»)» [7; 8, с. 235, 288, 402-403]. Методисты представляли «родиноведение» в качестве системы обучения, а не как метод преподавания конкретного предмета. Другими словами, в начале ХХ в. краеведение рассматривалось как совокупность научных знаний с заметным «практическим знанием». Постепенно формировались представления о структуре краеведения как научной дисциплины: в нем выделялись разделы: учение об источниках, методика краеведческих занятий, представление об экскурсиях и т. д. Усложнялся научно-профессиональный инструментарий краеведов, расширялась их поисково-исследовательская практика. Если в середине ХIХ в. они выступали в качестве описателей территорий, событий и природы мест, то краеведы следующего поколения – больше уже аналитики: суждения и выводы основывают на использовании разных архивных документов, применяют разнообразные методы исследования, разрабатывают концентрический метод изучения края. Постепенно краеведение приобретает форму структурированного целого, хотя с современной точки зрения очень несовершенного. Естественно, что оно было тесно связано с другими дисциплинами (библиотековедением, библиографоведением, архивоведением, музееведением, библиографией, книговедением и др.), развивалось под воздействием базовых наук – истории и географии. Активно изучались источники: зародилось историко-книговедческое направление (К. Дзяцко), собирались предметные источники – археологические, этнографические, другие памятники старины. В губерниях, а то и в уездах создавались архивы. На основе осмысления практической работы краеведы-исследователи развивали теорию. Становление краеведческой науки сопровождалось увеличением трудов по краеведческому делу, видоизменялись организационные структуры движения краеведов, росло число краеведческих объединений. В социально-политическом плане краеведческое движение имело либерально-буржуазную и буржуазно-демократическую направленность.

Таким образом, к началу ХХ в. краеведение сформировалось как научная, в основном формально-техническая, дисциплина, для которой был характерен высокий удельный вес проблематики практической направленности. В целом до 1917 г. местные краеведческие объединения вне зависимости от своего социального и юридического статуса, опирались на энтузиазм и творческое горение одиночек. Именно они, всецело увлеченные научным поиском, задачами спасения и сохранения бесценных провинциальных архивных документов, других памятников прошлого, придавали краеведению мощный импульс для развития, поднимали его на новый научный уровень. Общественное мнение, неподдельный интерес к краеведению известных персон, выплескивающийся во время проведения массовых мероприятий и научных дискуссий, вовлекали в его ряды новых энтузиастов.

У государства прагматичный интерес к краеведению проявлялся, прежде всего, как к новому способу сохранения архивных, музейных и библиотечных фондов. Лишь некоторые чиновники, в силу своего высокого интеллектуального уровня всерьез озабоченные развитием духовности народа, понимали важную роль краеведения в образовании и воспитании молодого поколения. Именно они создавали в некоторых губерниях и уездах благоприятные условия для работы краеведов, оказывали им поддержку.

Сложным и, тем не менее, продуктивным для краеведения временем был ХХ в., когда произошло его разделение на буржуазное и социалистическое. Оба направления были взаимосвязаны между собой, прежде всего, в профессиональном отношении, но их глубоко разделяла идеология, что в результате привело к расправе коммунистического государства с представителями «старого» российского краеведения.

Под советским краеведением понимается отрасль деятельности и существенный этап истории научной и учебной дисциплины «Краеведение» в СССР. В основе его лежали идеологические и политические предпосылки (коммунистическая доктрина), методологическим ядром были диамат и истмат, принципы классовости и коммунистической партийности, требования подчинения краеведения задачам построения социализма, непримиримости к проявлениям некоммунистической идеологии и т. п. В конечном счете, все это привело социалистическое краеведение к тотальной цензуре, превращению краеведческих организаций в опорные базы КПСС.

Советское краеведение пережило высокую революционную волну, резко изменив феноменохарактеристику, пережив ряд типологических изменений, которые позволяют, хотя и с достаточной степенью условности, выделить в нем ряд этапов: 1) 1917 г. – конец 1930 гг.; 2) конец 1930 – середина 1950 гг.; 3) середина 1950 – конец 1960 гг.; 4) начало 1970 гг. – 1985 г.

В первое двадцатилетие советской власти краеведение прошло несколько временных периодов, обусловленных как общей ориентацией краеведения, менявшейся в зависимости от той или иной постановки задач социально-экономического развития страны, так и уровнем его организационного оформления.

В 1917-1921 гг. основным направлением краеведческого движения стала руководимая государством деятельность в области охраны культурных ценностей, что обусловило массовое создание музеев. Молодыми краеведами-активистами создавались объединения по изучению местного края; продолжалась деятельность научных обществ, существовавших до революции. Однако отсутствовало руководство краеведческим движением, которое в целом было организационно не оформленным.

1921-1929 гг. – новая ступень в развитии краеведения, начало его организационного оформления. Основные характеристики краеведения того времени: теоретическое осмысление и поиск новых организационных форм; разработка понятийного аппарата; развитие отдельных направлений в связи с задачами социалистического строительства; координация деятельности библиотек, музеев и краеведческих организаций; выделение научно-пропагандистской деятельности как ведущего направления краеведческой работы и др. Особое место отводилось изучению революционного движения в губерниях и уездах в связи с деятельностью Истпартов, которые играли довлеющую роль в общественно-краеведческом сознании. Развитие краеведения под их влиянием определяло структуру местных музеев, а зачастую и библиотек, которые хранили артефакты и документы, изучали их, демонстрировали предметы, собранные краеведами. Музеи в тот период выступали по отношению к краеведческим обществам как смежные организации – своеобразные научные лаборатории краеведческого движения. Библиотеки и архивы обеспечивали исследователей краеведческими источниками. В этом – особенность взаимодействия ресурсно-информационных учреждений и краеведческих организаций в первые десять лет советской власти.

Окончательному утверждению в краеведческом движении коммунистических позиций способствовали мероприятия конца 1920 – начала 1930 годов, когда резкой критике были подвергнуты принципы «надклассовости» и «культурничества» краеведческой работы. ВКП(б) теперь уже активно требовала обогатить краеведение достижениями марксистско-ленинской науки. Под этим знаменем ультрареволюционеры уничтожали вместе с памятниками истории и культуры само краеведение и краеведов. И в 1930 гг. практически ликвидировали их, чтобы никто не помешал их утопиям.

Основной чертой развития краеведческого движения стала его централизация: в 1937 г. было предписано ликвидировать бюро краеведения и ячейки, краеведческую работу вести в коллективах при культпросветучреждениях, учебных заведениях и музеях. Реорганизация краеведения проводилась авторитарными методами под контролем не только партийных организаций, но и НКВД, что поставило под сомнение сам смысл занятий этой деятельностью. Ликвидация краеведения как общественного движения пагубно сказалась на деятельности ресурсно-информационных учреждений, практически законсервировала музейно-библиотечную систему. Большие перемены в сторону централизации и закрытия доступа к документам переживала архивная служба. Так музеи, библиотеки, архивы, которые под воздействием развития краеведения еще искали пути самостоятельного развития, после утраты столь необходимой для их деятельности научной и общественной среды, оказались в изоляции.

Так в СССР окончательно сложилось представление о краеведении как о самостоятельной социальной науке, методологической основой которой утвердился марксизм-ленинизм. Краеведческие исследования были свернуты. Массовые репрессии краеведов, по сути, были расправой с буржуазным краеведением. Борьба продолжалась лишь по линии «теоретического» и «практического» краеведения (в идеологическом русле она была завершена – старое краеведение «ушло» вместе с краеведами буржуазного направления). Приверженцы «теоретического» направления (отголоски старого российского краеведения) еще пытались вести поиск научной основы краеведческого знания, изучать вопросы предмета краеведения, методов и источников краеведческой науки. Сторонники «практики» – пламенные революционеры, недооценивая теоретические изыскания, видели в краеведении лишь прикладное значение, чем сужали роль этой науки в жизни общества. Краеведение как система знаний, раскрывающая противоречия общественных процессов локального характера, мешало режиму личной власти. Тоталитарное общество вполне обходилось без изучения на местном уровне многих социальных проблем, используя краеведческие сведения, прежде всего, в агитационно-пропагандистской работе и политическом просвещении. Краеведы-большевики соизмеряли правду науки не с жизнью, а с революционной доктриной, многие из них с восторгом «белое» называли «черным» и наоборот. Их лозунгом были слова «Цель оправдывает средства», отсюда стремление польстить в своих краеведческих изысках моменту, угождая власти, выдать желаемое за действительное. Разумеется, режим не мирился с тем, что в работах на местном материале (прежде всего, этнографических, исторических) ряда советских исследователей было заметно влияние краеведческого направления американской исторической школы Франца Боаса (Boas) – лингвиста, этнографа и антрополога. Ф. Боас серьезно повлиял на этнографические исследования таких известных российских ученых, как В.Г. Богораз и Л.Я. Штернберг, да и в целом на развитие краеведения. Советские ученые – сторонники Боаса физически уничтожались. В течение последующих почти тридцати лет краеведение не просто не развивалось, а отбрасывалось назад. Большевики, по сути, отвергли богатые традиции российского краеведения.

В годы Великой Отечественной войны и после нее краеведческое движение несколько активизировалось. Краеведы собирали сведения об участии населения в войне. Краеведческие ячейки появились в учебных заведениях. В краеведческую работу постепенно включались библиотеки, клубы, дома культуры. Со второй половины 1950 гг. в связи с демократизацией общественной жизни наметилось возрождение краеведческого движения, местные парторганизации всячески пробуждали интерес к изучению малой родины.

В послевоенное время краеведение подразделялось на государственное, общественное, вузовское и школьное, в школьном краеведении выделялось учебное и внеклассное. Постепенно устранялась недооценка научного начала в краеведении. Исследователи стали более активно поднимать проблемы взаимосвязей краеведения с другими науками, размышляли о методологии краеведческих изысканий. С включением краеведческих материалов в школьные программы по истории СССР (1966 г.) возникла необходимость создания новой методики преподавания не только истории, но и ряда других дисциплин. Научно-поисковая работа по краеведению все более направлялась на комплексное изучение края. Постепенно краеведение (географическое, историческое и др.) становится важной учебной дисциплиной. Исследователи-теоретики и практики-методисты уже говорят о краеведении как методе освоения базовых дисциплин – истории, географии, литературы и др. Однако краеведение как учебная дисциплина характеризовалось в большей степени практической направленностью. В 1970 гг. курс исторического краеведения был введен в вузах, началась подготовка историков-краеведов.

Таким образом, в 1960 – 1970 гг. в краеведении состоялись интересные научные исследования, появились учебные краеведческие пособия, развивалось научное (вузовское) краеведение, началась подготовка кадров краеведов, сложились краеведческие центры, многие краеведческие труды были опубликованы. Краеведческие статьи появляются в местной периодике.

В условиях дальнейшей демократизации общества со второй половины 1980 гг. для краеведения сложилась еще более благоприятная обстановка. Появилась возможность обсудить слабые стороны движения краеведов, оценить в целом состояние краеведческих исследований. Открыто было заявлено, что местная история редко «населена» действующими лицами, в большинстве краеведческих работ отсутствуют широкие обобщения и выводы, отражающие своеобразие местной истории как фрагмента общеисторического развития. Было признано очевидным: история края (особенно послеоктябрьская) сильно догматизирована и просто искажена. В учебных заведениях, в прессе использовались уже известные материалы, разумеется, только положительные. В краеведческой практике отсутствовали элементы поиска. Не изучалось богатейшее творческое наследие губернских ученых архивных комиссий. Вслух заговорили о неудовлетворительном в целом состоянии памятников природы, истории и культуры. Весьма сложный и противоречивый период переживали библиотеки и музеи. С одной стороны, это было связано с общим кризисом в области библиотечного и музейного дела, с другой, обусловлено негативными процессами в развитии провинциальной культуры после 1917 г. За проведение конструктивных реформ выступали многие работники местных архивов. Нельзя не отметить, что большинство краеведов выступало за объединение, как в масштабах страны, так и по горизонтали – в административно-территориальных границах, рассчитывая, что кооперация усилий позволит реанимировать краеведение в некоторых областях. Были организованы (правда, чаще по инициативе парторганизаций) городские и районные краеведческие общества. Началась деятельность Союза краеведов России.

Для науковедческого анализа, несомненно, принципиальным является и следующий аспект: в послесталинское время в СССР окончательно утвердилась концепция краеведческого дела как важного политического и социального института, как инструмента коммунистического воспитания. Краеведение стало подлинно общественной наукой. Качественно изменилась его инфраструктура. Краеведческие знания использовались не только в образовательно-воспитательном процессе, но и в идеологической деятельности коммунистических организаций – партийных, комсомольских, пионерских. Краеведческие издания характеризовались ярко выраженной социальной и политической направленностью, были откровенно идеологизированными. Пример подавала учебная литература по краеведению. Исчезли основания рассматривать его как формально-прикладную дисциплину. Толчок к осмыслению теоретико-методологического и методического пласта отечественного краеведения дали Всесоюзные научные конференции по историческому краеведению (Полтава, 1987; Пенза, 1989). Многие ученые отмечали необходимость «пересмотра методологического арсенала краеведения» [9, с. 189-190].

Вместе с тем с точки зрения основной парадигмы краеведение до конца 1980 гг. носило традиционный характер. Только затем, постепенно началась ее смена, что было обусловлено нарастанием значения информации в жизни общества (информатизации). Некоторые признаки перехода к новой – информационной – парадигме в краеведении наметились лишь в 1990 гг., когда оно вышло за рамки политических ограничений.

Итак, сделаем выводы. Краеведческая мысль, зафиксированная в документах и материалах доимперского периода России, развивалась как праистория краеведения. Реформы ХVIII в. создали предпосылки для возникновения краеведения как науки, которая носила более прикладной характер, играла незначительную роль в общественной жизни, характер движения краезнатцев был ограничен, примитивными выглядели формы организации краеведческого дела. Тогдашняя наука не ставила задачу глубокого анализа краеведческого процесса.

После 1917 г. господствующее положение в России заняло советское краеведение. Оно рассматривается как общественное явление, занимавшее важное место в системе приводимых властью социалистических преобразований, общественно-политических мероприятий. Это делало его важной общественной, необходимой учебной дисциплиной. Однако цельной концепции краеведческой науки не было выработано. Краеведческая теория, изучающая закономерности краеведческого дела, объясняющая свойственные ему особенности, синтезирующая его достижения и прогнозирующая содержание, формы, методы и приемы краеведения, развивалась традиционно, по-советски: она исходила из базовых положений марксистско-ленинской теории, развивалась в рамках коммунистической идеологии. Краеведческая практика формировалась в русле партийно-советской действительности. Отличительными чертами советского краеведения были: идеологизация деятельности краеведческих учреждений и краеведов-общественников и партизация их движения. С конца 1920 гг., краеведение развивалось в рамках одного – социалистического – направления.

В связи с демократизацией общественной жизни во второй половине 1950 гг. можно говорить о возрождении краеведческого движения. В 1960 гг. – время «оттепели» и в целом 1970 – 1980 гг., несмотря на негативные, «застойные» явления во всех сферах жизнедеятельности, в советском краеведении произошли положительные изменения. С конца 1980 гг. всесторонне изучались частные разделы краеведения, на их стыках с другими научными дисциплинами возникли новые ответвления краеведческого знания и отрасли краеведения. Происходила смена парадигмы краеведения, обусловленная процессом информатизации.

На рубеже ХХ – ХХI вв. деятельность краеведов, поддержавших демократические принципы построения краеведческого движения, была направлена на утверждение в теории и практике краеведения принципов демократии и интеллектуальной свободы. Краеведение становится символом демократической России. Поэтому история науки для самой науки является способом самопознания, которое столь необходимо сегодня краеведческому делу. С процессом возрождения краеведения в РФ мы связываем также настоятельную потребность краеведов в глубоком освоении исторического опыта краеведческого строительства в Российской империи и СССР [10].

Основной особенностью современного краеведения является прогнозируемый период слияния ранее противоборствующих и взаимосвязанных направлений краеведческой науки (социалистического и буржуазного) на новой и единой методологической основе общечеловеческих ценностей. Он потребует отказа от ряда устоявшихся в науке принципиальных положений, переоценки многих постулатов, совсем недавно выглядевших вечными истинами. Сегодня центральная задача краеведения как науки и учебной дисциплины заключается в выработке обоснованного, фундаментально важного, как для него самого, так и для краеведческого дела в его новом качестве – одной из отраслей индустрии информации, перспективного в теоретическом и практическом плане ответа на вызовы современности с учетом исторического опыта своего развития.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: