Урок 52. Сочинительные союзы
Какую роль в предложениях играют выделенные слова?
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
В том пруду водятся караси и окуни, но не щуки.
На горке весело катались как дети, так и взрослые. (Как…, так и – один союз)
Сестра не любила шумных игр, зато брат обожал их.
Мы видим, что в одних предложениях выделенные слова соединяют однородные члены, а в других соединяют простые предложения в составе сложного. Слова в словосочетании они не соединяют, следовательно, не являются предлогами. Выделенные слова являются союзами.
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены. Рассмотрим пример.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Также союзы служат для связи простых предложений в составе сложного. Например:
На улице стояла хорошая погода, и мы пошли гулять в парк.
Союзы также связывают предложения в тексте.
Люди, как и все животные, вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ.
А растения, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород.
|
|
Союзы по составу делятся на простые и составные. Простые союзы состоят из одного слова, а составные – из двух и более слов.
По значению союзы делятся сочинительные и подчинительные.
Сегодня мы познакомимся с сочинительными союзами, их классификацией, узнаем о роли сочинительных союзов в предложении и в тексте, а также изучим правила постановки запятой в предложениях с сочинительными союзами.
Сочинительные союзы связывают однородные члены в предложении
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Союз И связывает в предложении однородные члены.)
и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочинённым.
На улице стояла хорошая погода, и мы пошли гулять в парк. (Союз И связывает равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Такое предложение называется сложносочинённым.)
Сочинительные союзы можно разделить на три группы:
– соединительные союзы
– противительные союзы
– разделительные союзы
Соединительные союзы выражают отношения перечисления, используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений. Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО".
К данной группе относятся союзы: и, да в значении и, не только… но и, как… так и
и некоторые другие.
Щи да каша – пища наша.
Экскурсия была интересная и познавательная.
Небо затянулось тучами, и началась гроза.
До города можно доехать не только на автобусе, но и на электричке.
Грибникам попадались как сыроежки, так и боровики.
|
|
В саду росли и яблони, и груши, и сливы.
Противительные союзы выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.
Значение противительных союзов можно определить так: "НЕ ТО, А ЭТО".
К данной группе относятся союзы: а, но, да в значении но, однако, однако же, зато и некоторые другие.
Красная шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.
Мал ёрш, да колюч.
Апрель с водою, а май с травою.
Тема урока сложная, но интересная.
Прошло уже много времени, но метель всё продолжалась.
Мать запрещала сыну одному ходить на пруд, однако мальчик не послушался её.
В деревне нет кинотеатров, зато можно каждый день купаться и ловить рыбу.
Разделительные союзы выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.
Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО".
К данной группе относятся союзы: или, либо, то… то, не то… не то и некоторые другие.
В выходные я посещаю музеи или выставки.
Треснет ветка, или с дерева вспорхнёт птица.
В саду я хочу посадить либо розы, либо георгины.
Либо мама сходит со мной на прогулку в парк, либо папа возьмёт меня на футбол.
По дороге то проедет трамвай, то пронесётся пожарная машина.
На улице не то снег, не то дождь.
Сочинительные союзы можно условно разделить на «безопасные» и «опасные».
Безопасными являются противительные союзы, потому что перед ними и в простых, и в сложных предложениях всегда ставится запятая.
Красная шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.
Мал ёрш, да колюч.
Апрель с водою, а май с травою.
Тема урока сложная, но интересная.
Прошло уже много времени, но метель всё продолжалась.
Мать запрещала сыну одному ходить на пруд, однако мальчик не послушался её.
В деревне нет кинотеатров, зато можно каждый день купаться и ловить рыбу.
Опасными союзами являются соединительные и разделительные союзы, особенно когда они встречаются поодиночке.
К встрече с опасными союзами при письме необходимо относиться, как к сигналу: «Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении!»
Почему это нужно делать? Одиночные соединительные и разделительные союзы могут соединять однородные члены в простом предложении (и тогда перед союзами мы запятую не ставим), а могут соединять предложения в составе сложного (и тогда перед союзами мы ставим запятую).
Экскурсия была интересная _ и познавательная.
Небозатянулось тучами, и началась гроза.
В выходные я посещаю музеи _ или выставки.
Или мама сходит со мной на прогулку в парк, или папа возьмёт меня на футбол.
Сочинительные союзы бывают не только одиночными, но и повторяющимися. Повторяющиеся соединительные и разделительные союзы могут соединять как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Перед повторяющимися союзами всегда ставится запятая.
В саду я хочу посадить либо розы, либо георгины.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин)
Теперь рассмотрим схемы предложений с сочинительными союзами и обратим внимание на запятые.
Одиночные союзы И, ИЛИ соединяют однородные члены (О) в простом предложении. Запятая не ставится.
[О и О].
[О или О].
Повторяющиеся союзы И соединяют однородные члены в простом предложении. Между союзами ставится запятая.
[И О, и О, и О, и О].
[О, и О, и О, и О].
[О и О, О и О].
Противительные союзы А, НО соединяют однородные члены в простом предложении. Перед союзами ставится запятая.
[О, а О].
[О, но О].
Одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы соединяют два простых предложения в составе сложного. Перед союзами ставится запятая.
|
|
[ ═ ─], и [─ ═].
[ ═ ─], или [─ ═].
[ ═ ─], но [─ ═].
[ ═ ─], и [─ ═], и [─ ═].
Ключевые слова:
Союзы, сочинительные союзы, соединительные союзы, противительные союзы, разделительные союзы, однородные члены, грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, сложносочинённое предложение, простые союзы, составные союзы, повторяющиеся союзы, запятая.
Основные понятия:
Союз – служебная часть речи (т.е. не является членом предложения), которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
Сочинительные союзы связывают однородные члены в предложении и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочинённым.
Сочинительные союзы можно разделить на три группы:
соединительные союзы;
противительные союзы;
разделительные союзы.
Разбор типового тренировочного задания
Установите соответствие между предложениями и схемами.
В лесу водились лисы и зайцы. Мама позвала Серёжу обедать, и он пошёл домой. Ехать до посёлка удобнее не на автобусе, а на поезде. |
Девочки готовили обед, а мальчики ловили рыбу.
[― ═], а [― ═].
[О и О].
[― ═], и [― ═].
[О, а О].
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) выделить грамматические основы в предложениях;
3) найти в предложениях однородные члены;
4) в зависимости от того, сколько в предложении основ, определить тип предложения: простое или сложное;
5) определить союз, с помощью которого связаны простые предложения в составе сложного или однородные члены в простом предложении;
6) подобрать подходящую схему к каждому предложению.
Ответ:
В лесу водились лисы и зайцы. [О и О]. Мама позвала Серёжу обедать, и он пошёл домой. [― ═], и [― ═]. Ехать до посёлка удобнее не на автобусе, а на поезде. [О, а О]. |
Девочки готовили обед, а мальчики ловили рыбу. [― ═], а [― ═].
Разбор типового контрольного задания
Укажите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
|
|
Зажглись фонари и в окнах домов показались огни.
Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков.
Оксана знала и слышала всё что про неё говорили.
Приглашены были не только родственники но и друзья.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) выделить грамматические основы;
3) в зависимости от того, сколько в предложении основ, определить тип предложения: простое или сложное;
4) в сложных предложениях определить, с помощью какого союза (сочинительного или подчинительного) связаны части предложения;
5) в зависимости от вида связи определить тип предложения (сложносочинённое или сложноподчинённое);
6) расставить в предложениях знаки препинания, руководствуясь правилами постановки запятой между однородными членами, между однородными членами, связанными союзом, и между частями сложного предложения, связанными союзом.
Ответ:
Зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. (Сложносочинённое предложение)
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (Простое предложение)
Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили. (Сложноподчинённое предложение)
Приглашены были не только родственники, но и друзья. (Простое предложение)