Санкт-Петербург, 2015 1 страница

СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФЛОТА В ПРОЦЕССЕ

УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Учебное пособие для курсантов и слушателей

Военно-медицинской академии

Санкт-Петербург, 2015

УДК 612.223 [274,761].2.014.464 (405, 627.95) – 06

ББК 51.224 (41.9.4)

Сохранение и повышение военно-профессиональной работоспособности специалистов флота в процессе учебно-боевой деятельности и в экстремальных ситуациях. Учебное пособие для курсантов и слушателей Военно-медицинской академии / Под ред. Ю.М.Боброва, В.И.Кулешова, А.А.Мясникова. – СПб, ВМедА, 2015. – 201 с.

Рецензент:

Заведующий кафедрой авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, доктор медицинских наук, доктор психологических наук профессор Благинин А.А.

 

Учебное пособие разработано в порядке реализации федерального государственного образовательного стандарта (ГОСа) высшего профессионального образования по направлению «Лечебное дело» при освоении учебной дисциплины «Физиология подводного плавания» в Военно-медицинской академии.

В пособии изложены основные положения по организации и проведению мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и повышение военно-профессиональной работоспособности корабельных специалистов в процессе учебно-боевой деятельности и экстремальных ситуациях.

Учебное пособие предназначено для курсантов факультета подготовки врачей для ВМФ Военно-медицинской академии и может быть использовано командирами войсковых частей и офицерским составом кораблей, начальниками медицинских служб подводных лодок и надводных кораблей, флагманскими врачами соединений сил флота, специалистов медицинских лабораторий флотов и учебных центров ВМФ, медицинских служб санаториев, домов и баз отдыха, а также специалистами по физической подготовке личного состава ВМФ.

Пособие также может быть использовано слушателями факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также ординатуры факультета руководящего медицинского состава ВС РФ при подготовке по специальности «Водолазная медицина».

 

Печатается согласно редакционно-издательского плана Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.. 6

ВВЕДЕНИЕ. 7

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 10

2. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ДИЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У КОРАБЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕЖПОХОДОВЫЙ ПЕРИОД.. 29

2.1. Военно-профессиональная адаптация и ее особенности у корабельных специалистов в межпоходовый период. 29

2.2. Методики оценки функционального состояния и диагностики дизадаптационных расстройств. 33

2.3. Пути и средства оптимизации военно-профессиональной адаптации корабельных специалистов, профилактика и лечение дизадаптационных расстройств. 43

3. СОХРАНЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОРАБЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРЕДПОХОДОВЫЙ ПЕРИОД.. 54

3.1. Особенности учебно-боевой деятельности корабельных специалистов в предпоходовый период. 54

3.2. Медицинский контроль за состоянием здоровья и работоспособностью корабельных специалистов в предпоходовый период. 56

3.3. Мероприятия по поддержанию и повышению работоспособности плавсостава в предпоходовый период. 60

4. СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОРАБЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДЛИТЕЛЬНЫХ ПОХОДАХ.. 67

4.1. Динамика работоспособности корабельных специалистов в походах на боевую службу. 67

4.2. Способы и методики оценки профессиональной работоспособности плавсостава в походах. 75

4.3. Мероприятия по сохранению и повышению профессиональной работоспособности плавсостава в походах. 90

5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОРАБЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОСЛЕПОХОДОВЫЙ ПЕРИОД.. 120

5.1. Особенности реадаптации корабельных специалистов в послепоходовый период. 120

5.2. Медицинский контроль за функциональным состоянием и работоспособностью корабельных специалистов в период послепоходового отдыха. 125

5.3. Мероприятия по восстановлению функционального состояния и работоспособности в процессе послепоходового отдыха. 132

6. ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.. 142

6.1. Заболеваемость личного состава при авариях и катастрофах. 142

6.2. Функциональное состояние и работоспособность личного состава при авариях и катастрофах. 145

6.3. Мероприятия по коррекции функционального состояния и работоспособности корабельных специалистов в аварийных условиях. 147

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 154

Приложение 1. Анкета «Прогноз». 156

Приложение 2. Анкета АСС.. 160

Приложение 3. Опросник Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина. 161

Приложение 4. Анкета САН.. 162

Приложение 5. Таблица с кольцами Ландольта. 163

Приложение 6. Задания для исследования оперативной памяти. 164

Приложение 7. Примерный комплекс физических упражнений, выполняемых перед заступлением на вахту. 165

Приложение 8. Примерный комплекс физических упражнений, выполняемых при несении вахты стоя. 166

Приложение 9. Примерный комплекс физических упражнений, выполняемых при несении вахты сидя. 167

Приложение 10. Примерные комплексы физических упражнений, выполняемых в походе в свободное от вахты и специально отведенное время (для подводников) 168

Приложение 11. Примерное содержание круговой тренировки на надводных кораблях в период длительного плавания. 174

Приложение 12. Примерная программа физической тренировки плавсостава надводных кораблей с использованием тренажеров и тренировочных устройств 177

Приложение 13. Инструкция по проведению сеанса нормобарической оксигенации на подводной лодке. 178

Приложение 14. Инструкция по проведению сеанса гипербарической оксигенации на подводной лодке. 179

Приложение 15. Инструкция по проведению сеанса электросна. 181

Приложение 16. Инструкция по проведению воздействия импульсным электрическим током на ЦНС аппаратом типа «ЛЭНАР». 182

Приложение 17. Типовые программы по физической подготовке плавсостава на период послепоходового отдыха. 184

Приложение 18. Программа самостоятельной физической тренировки. 198

Приложение 19. Методика оценки функционального состояния. 201

 


СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСС - анкета самооценки состояния;
БАТ - биологически активные точки;
БЧ - боевая часть;
ВИК - вегетативный индекс Кердо;
ВИЭТ - воздействие импульсным электрическим током;
ГАМК - гамма аминомасляная кислота;
ГБО - гипербарическая оксигенация;
ДАД - диастолическое артериальное давление;
ЖЕЛ - жизненная емкость легких;
ИБ - индекс Богомазова;
ИРд - индекс Рида;
ИРб - индекс Робинсона;
ИФТ - индивидуальная физическая тренировка;
КГДУ - командир группы дистанционного управления;
КВ - коэффициент выносливости Квааса;
КФТ - коллективная физическая тренировка;
КЧСМ - критическая частота слияния световых мельканий;
МОД - минутный объем дыхания;
МОК - минутный объем кровообращения;
НБО - нормобарическая оксигенация;
НК - надводный корабль;
НФП - наставление по физической подготовке;
ПЛ - подводная лодка;
ПСД - показатель сердечной деятельности;
РТО - режим труда и отдыха;
РТС - радиотехнические средства;
РФлТ - рефлексотерапия;
САД - систолическое артериальное давление;
САН - методика оценки самочувствия, активности, настроения;
СЗинф - скорость запоминания информации;
ССМР - сложная сенсомоторная реакция
УМО - углубленное медицинское обследование;
УОС - ударный объем сердца;
УФЗ - утренняя физическая зарядка;
ФС - функциональное состояние;
ФП - физическая подготовка;
ЧД - частота дыхания;
ЧП - частота пульса;
ЧСС - частота сердечных сокращений;
ЦНС - центральная нервная система.

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема сохранения военно-профессиональной работоспособности военно-морских специалистов в процессе учебно-боевой деятельности является одной из приоритетных задач медицинской службы, так как она тесно взаимосвязана с эффективностью выполнения плавсоставом функциональных обязанностей, а значит с боеспособностью Военно-Морского Флота.

Исследования по сохранению работоспособности плавсостава начали активно проводиться еще во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы под руководством академика АН СССР профессора К.М.Быкова. Появление в составе флота новых проектов надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных современными видами оружия и техническими системами, в том числе и ядерными энергетическими установками, потребовало от медицинской службы интенсификации разработки мероприятий по сохранению работоспособности применительно к задачам несения боевой службы в различных районах Мирового океана. В результате многолетних натурных исследований с участием специалистов медицинской службы флотов, НИИ МО, ВМедА под методическим руководством коллектива кафедры физиологии подводного плавания Военно-медицинской академии во главе с Главным физиологом ВМФ Лауреатом Государственной премии СССР профессором И.А.Саповым была обоснована и внедрена в практику система физиологических мероприятий по сохранению, повышению и восстановлению работоспособности плавсостава как самостоятельная составная часть медицинского обеспечения походов подводных лодок и надводных кораблей на боевую службу. Основные положения по медицинскому контролю за работоспособностью корабельных специалистов и ее коррекции в длительных походах нашли отражение в руководстве «Сохранение работоспособности плавающего состава Военно-Морского Флота» (1989). Оно сыграло большую роль не только в совершенствовании медицинского обеспечения походов кораблей ВМФ на боевую службу, но и в деле профессиональной подготовки военно-морских врачей.

С момента выхода в свет этого руководящего документа исследования по данной проблематике продолжались с учетом социально-экономических преобразований в стране в 90-е годы прошлого столетия и в связи с переходом комплектования ВС РФ, в том числе и ВМФ, на контрактную основу. В эти годы совершенствовались и обосновывались новые, более эффективные мероприятия по сохранению работоспособности корабельных специалистов не только в длительных походах, но и в процессе военно-профессиональной адаптации плавсостава в первые месяцы службы на флоте, обучения по специальности, а также в экстремальных ситуациях при авариях надводных кораблей и подводных лодок. Поэтому при подготовке «Учебного пособия» использовались материалы отчетов по темам НИР, выполненных коллективом кафедры физиологии подводного плавания (В.С.Щеголев, Ю.М.Бобров, Л.Г.Медведев, В.А.Бухарин, В.И.Кулешов, Г.В.Головяшкин, В.В.Скорняков, И.А.Левшин, И.И.Жильцова, А.Н.Поликарпочкин), диссертационных работ сотрудников кафедры (В.С.Щеголев, В.А.Бухарин, О.В.Леонтьев, А.И.Лупанов, Л.Н.Сонин, Е.Г.Шиманович), а также специалистов других кафедр и НИЛ академии (О.В.Бухтияров, Е.А.Попов, Ю.П.Квасов, А.В.Матюхов, Н.В.Комолов и др.). Большой вклад в разработку этой проблемы внесли сотрудники НИЦ 1 НИИ МО РФ (В.В.Чумаков, В.Г.Барчуков, А.Н.Алехин, и др.) и военно-морские врачи флотов (И.Л.Мызников, А.Е.Ткачев, И.А.Блощинский, И.И.Гелетей, М.И.Пискунов, А.А.Обатуров, А.М.Кулигин и др.).

С учетом обобщения современных достижений в научной разработке проблемы работоспособности и практики медицинского обеспечения профессиональной деятельности корабельных специалистов в повседневных и экстремальных условиях коллективом кафедры физиологии подводного плавания Военно-медицинской академии подготовлено «Учебное пособие», в котором рассмотрены вопросы организации медицинского контроля за функциональным состоянием и профессиональной работоспособностью и их коррекции в различные периоды учебно-боевой деятельности плавсостава: межпоходовый, предпоходовый и послепоходовый, а также во время длительных походов на боевую службу и в аварийных ситуациях.

Над составлением учебного пособия работал коллектив кафедры физиологии подводного плавания Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова в составе: к.м.н. доцент Бобров Юрий Михайлович, к.м.н. подполковник медицинской службы Зверев Дмитрий Павлович, д.м.н. профессор Кулешов Виктор Иванович, д.м.н. профессор Мясников Алексей Анатольевич, к.м.н. доцент Синьков Анатолий Павлович, к.м.н. с.н.с. Тихенко Виктор Викторович, к.м.н. доцент Чернов Василий Иванович, к.м.н. подполковник медицинской службы Шитов Арсений Юрьевич, к.м.н. подполковник медицинской службы Андрусенко Андрей Николаевич, а также к.м.н. полковник медицинской службы Кутелев Геннадий Михайлович – профессор кафедры устройства и живучести ВМПИ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

 


1. Общие положения

 

Одной из кардинальных задач медицинской службы Военно-морского флота является сохранение боеспособности и профессиональной работоспособности военно-морских специалистов. Учебно-боевая и боевая деятельность специалистов флота в мирное и особенно в военное время сопровождается значительным напряжением физических, психических и моральных качеств личного состава. Высокие требования к индивидуальным особенностям военно-морских специалистов в процессе выполнения функциональных обязанностей обусловлены действием большого количества разнообразных по модальности, интенсивности и продолжительности действия факторов.

Во-первых, это факторы, связанные с особенностями самой профессиональной деятельности военно-морских специалистов, ее характером, интенсивностью и длительностью. Оснащение надводных кораблей и подводных лодок современной военной техникой, усовершенствованными образцами и новыми видами оружия, а также системами дистанционного или автоматизированного управления ими привело к существенному изменению характера трудовой деятельности плавсостава. Профессиональная деятельность большинства корабельных специалистов стала в этих условиях преимущественно операторской (разновидность умственного труда) и сопряжена с высоким уровнем функционирования профессионально важных качеств (психических, психофизиологических, сенсомоторных и др.), а также с развитием выраженного нервно-психического напряжения. Уровень профессиональной работоспособности плавсостава в процессе учебно-боевой деятельности может претерпевать существенные изменения в связи с развитием утомления различной степени выраженности, проявляющимся в возникновении ощущения усталости, в нарушении функционирования ведущих физиологических систем организма и ухудшении психофизиологических качеств, снижением работоспособности.

Другой специфической особенностью профессиональной деятельности корабельных операторов является коллективный характер обслуживания систем управления и использования оружия и военной техники в составе боевых расчетов, боевых смен, боевых частей и экипажа корабля в целом. Таким образом, вторую группу составляют факторы социальной среды обитания военно-морских специалистов, влияющие на успешность групповой деятельности. Это, внутригрупповые факторы (объем, тип структурной организации группы, стиль ее руководства и др.), внеличностные факторы, обусловленные социальной, психологической, психофизиологической и физической совместимостью групп, а также индивидуальные психологические особенности личности, среди которых следует особо выделить нервно-психическую устойчивость плавсостава. Эти факторы во многом предопределяют особенности социальной адаптации специалистов флота и, в конечном счете – успешность их профессиональной деятельности.

Третья группа факторов, вызывающих изменение функционального состояния военно-морских специалистов, это особенности техногенной среды обитания, в которой осуществляется их профессиональная деятельность. Под обитаемостью корабля (подводной лодки) понимают обусловленные его конструктивными особенностями условия жизни, быта и профессиональной (боевой) деятельности личного состава, необходимые для сохранения работоспособности и здоровья человека, эффективной эксплуатации военной техники и боевого применения оружия в различных климатических районах (ГОСТ В 29.06.83, ОТТ 1.1. 2-84). Обитаемость кораблей и подводных лодок характеризуется параметрами физических, химических, биологических и социально-бытовых факторов. К физическим факторам относятся микроклиматические особенности среды обитания, разновидности электромагнитных излучений, радиационные излучения, механические колебания и ускорения, шум, вибрация, изменения барометрического давления и др. Изменения состава воздуха (кислорода, диоксида углерода, азота) и вредные газообразные примеси, выделяемые боевыми и техническими средствами, оборудованием, синтетическими материалами, лакокрасочными покрытиями и людьми, являются основными составными компонентами группы химических факторов. Среди биологических факторов обитаемости кораблей наиболее значимыми являются микроорганизмы и грибки (антропогенного и техногенного происхождения), продукты их жизнедеятельности, биологические вещества природного происхождения, а также насекомые и грызуны. Условия размещения личного состава, размеры обитаемых помещений, особенности режима труда и отдыха, хранения и потребления воды и пищи, санитарно-бытовое обеспечение и др. относятся к социально-бытовым факторам.

В длительных походах факторы обитаемости подводных лодок, надводных кораблей оказывают неблагоприятное действие на организм корабельных специалистов не только в процессе несения вахты, но и во время отдыха. Другими словами, они действуют на плавсостав постоянно, длительно и комплексно, при этом их негативное влияние на функциональное состояние чаще всего взаимно усиливается. Кроме факторов обитаемости, функциональное состояние и работоспособность плавсостава в походах ухудшаются в связи с необходимостью круглосуточного обслуживания технических систем и оружия, ограничением двигательной активности, относительной сенсорной депривацией и социальной изоляцией, недостатком или полным отсутствием ультрафиолетового облучения и т.д.

Четвертая группа – факторы природной (внешней) среды обитания, обусловленные либо климатогеографическими особенностями мест расположения военно-морских баз и пунктов постоянного базирования кораблей (подводных лодок), либо гидрометеорологическими особенностями районов плавания или несения боевой службы. К ним относятся относительная влажность и температура воздуха, а также забортной воды, сила и направление ветра, состояние моря, интенсивность инсоляции и др.

В ответ на действие факторов социальной, техногенной и природной среды обитания, обусловленных специфическими особенностями военной службы специалистов ВМФ, в их организме развивается комплекс приспособительных реакций, составляющих основу их военно-профессиональной адаптации. Принимая во внимание многообразие действующих факторов, их модальную неоднородность и значительную интенсивность, нередко превышающую предельно-допустимые нормы установленные руководящими документами, достаточно высокие требования предъявляются к скорости и полноте развития адаптационных процессов у военно-морских специалистов в различные периоды их профессиональной деятельности.

При ведении боевых действий на море, которые практически всегда сопровождаются повреждениями кораблей, выходом из строя технических систем и оружия, гибелью или ранениями (травмами) корабельных специалистов, а также при работе в экстремальных условиях (авариях, повреждениях корабля, подводной лодки) отрицательное влияние на работоспособность и функциональное состояние плавсостава будут оказывать стресс-факторы витальной угрозы, эмоциональный стресс различной степени выраженности и продолжительности. В этих ситуациях возможна полная или частичная утрата боеспособности в результате психозов и неврозов военного времени, аффективно-шоковых реакций различной продолжительности, а также чрезмерной нервно-психической напряженности, сопровождающейся чувством страха, тревоги с замедлением скорости выполнения военно-профессиональных навыков и ухудшением качества работы за счет увеличения количества ошибочных действий. Вместе с тем следует отметить, что профессиональная деятельность в экстремальных ситуациях может сопровождаться действием на организм плавсостава высоких и низких температур, радиоактивного излучения различной мощности, повышенным давлением окружающей воздушной среды, нарастающим парциальным давлением кислорода, двуокиси углерода, азота, а также высокими концентрациями вредных газообразных примесей различного происхождения и других факторов. В зависимости от интенсивности и продолжительности действия этих экстремальных факторов у корабельных специалистов при истощении или недостаточности приспособительно-компенсаторных реакций возможно развитие неспецифических (переохлаждение, перегревание и т.п.) и специфических видов патологии (лучевые поражения – радиационные, токсическое действие кислорода, двуокиси углерода и азота при гипербарии, отравления вредными газообразными примесями).

Таким образом, в процессе учебно-боевой подготовки и деятельности в экстремальных ситуациях профессиональная работоспособность претерпевает закономерные изменения, обусловленные динамикой их функционального состояния. Эти сдвиги функционального состояния представляют собой системную реакцию организма специалиста на воздействие факторов внешней и внутренней среды в процессе профессиональной деятельности. С данных позиций под функциональным состоянием (ФС) организма следует понимать совокупность наличных характеристик тех физиологических функций, психологических и психофизиологических качеств человека, которые прямо или косвенно взаимосвязаны с успешностью профессиональной деятельности человека.

Изменения ФС плавсостава по их качественным характеристикам и степени выраженности могут быть чрезвычайно многообразны в силу разнообразия действующих факторов (модальность, интенсивность, продолжительность) и индивидуальных особенностей человека. Поэтому с практической точки зрения целесообразно различать три разновидности ФС: нормальное, пограничное (преморбидное) и патологическое. Их дифференцировка базируется на характеристике двух основных критериев: надежности выполнения задач профессиональной деятельности (уровень ее эффективности) и психофизиологической цены работы (величина физиологических и психофизиологических затрат, обеспечивающих ее выполнение).

ФС, при которых сохраняется заданный уровень эффективности работы, а ее психофизиологическая цена не выходит за пределы гомеостаза относятся к нормальным. При патологических состояниях не обеспечивается заданная надежность деятельности, а ее психофизиологическая цена превышает возможности гомеостаза. При пограничных ФС либо не обеспечивается заданный уровень эффективности работы, либо психофизиологические затраты на ее выполнение будут превышать возможности организма поддерживать постоянство его внутренней среды.

Пограничные ФС обычно развиваются в результате нарушения механизмов регуляции физиологических систем и психофизиологических качеств, что в течение определенного времени может существенно не отражаться на состоянии здоровья и работоспособности человека в ситуациях, когда он не сталкивается с повышенными профессиональными нагрузками или экстремальными воздействиями факторов окружающей среды. Эти нарушения механизмов регуляции тех или иных функций в организме чаще всего обусловлены или избыточной, или существенно сниженной общей активностью структурных образований ЦНС, связанных с преобладанием в них процессов возбуждения или торможения. Они могут протекать как в острой, так и в хронической формах. При этом хронические пограничные состояния практически всегда развиваются на фоне напряжения или истощения резервных возможностей организма либо нарушения процессов метаболизма.

Одним из наиболее типичных ФС, развивающихся у военно-морских специалистов в процессе учебно-боевой подготовки и работы в экстремальных ситуациях является утомление, которое может переходить в переутомление. Под утомлением понимают нормальное функциональное состояние, возникающее в процессе работы и проявляющееся развитием чувства усталости, снижением работоспособности и ухудшением функционирования физиологических систем и психофизиологических качеств, которые исчезают в течение регламентированного отдыха. В зависимости от характера профессиональной деятельности оно может быть физическим или умственным. Острое утомление различной степени выраженности обычно развивается во время или после выполнения работы значительной или большой интенсивности в течение относительно непродолжительного времени. Хроническое утомление возникает во время длительной работы средней или значительной интенсивности при недостаточном отдыхе между циклами деятельности. Основным отличительным его признаком является сохранение субъективных и объективных проявлений утомления перед началом нового рабочего цикла, что ведет к их кумуляции. Независимо от вида и формы утомления с учетом степени выраженности их проявлений различают легкую, среднюю и высокую степени утомления.

Различные формы утомления могут переходить в переутомление, для которого характерно постоянное ощущение усталости, выраженное ухудшение ФС и резкое снижение уровня работоспособности, сопровождающееся появлением грубых ошибочных действий и развитием предаварийных и аварийных ситуаций. Для нормализации функционального состояния при переутомлении недостаточно предоставления дополнительного отдыха, обязательно необходимо проводить дополнительные восстановительные мероприятия.

Другими типичными пограничными ФС организма корабельных специалистов являются состояния острого или хронического эмоционального (боевого) стресса. Основные причины их развития – угроза для жизни и здоровья человека (острая форма) или длительное несение боевой службы в опасных для жизни и здоровья условиях. Эти состояния характеризуются либо выраженной активацией эмоциональных, моторных и вегетативных функций организма, либо двигательной заторможенностью, скованностью движений. Эти изменения ФС сопровождаются повышенной тревожностью (реактивной и личностной), ослаблением волевого контроля за поведением, нарушением координации движений и ориентировки во времени и пространстве, преобладанием тонуса симпатической иннервации, повышением активности симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем. При этом возможна полная или частичная утрата профессиональной работоспособности (резкое снижение ее уровня). При отсутствии своевременных корригирующих мероприятий на базе этих состояний могут развиться реактивные психозы, различные формы неврозов и психосоматических заболеваний.

Еще одной разновидностью ФС корабельных специалистов являются состояния, развивающиеся в период их военно-профессиональной адаптации, под которой понимают процесс социально-биологического приспособления человека к особенностям военной службы. Различают три основных разновидности военно-профессиональной адаптации – на социальном, профессиональном (психофизиологическом) и биологическом уровнях. Процесс адаптации организма всегда сопровождается напряжением механизмов регуляции функций и качеств индивида, снижением его резервных возможностей. Степень выраженности приспособительных реакций, быстрота их развития и адекватность действующим факторам зависит не только от силы и времени действия факторов природной, техногенной или социальной среды обитания, но и в не меньшей мере – от индивидуальных особенностей специалистов. Наиболее важными из этих особенностей являются состояние здоровья, исходное ФС, уровень специфической и неспецифической устойчивости, а также резервные возможности организма. Поэтому в процессе адаптации на любом уровне ее развития могут формироваться либо сдвиги функций, не выходящие за пределы физиологические нормы, либо дизадаптационные расстройства (пограничные ФС). Последние отрицательно скажутся на профессиональной работоспособности и боеспособности корабельных специалистов.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: