Здесь обмотка возбуждения включена последовательно с якорем электродвигателя, то есть ток якоря является и током возбуждения.
Уравнения скоростной и механической характеристик математически имеют такой же вид, как и у двигателя независимого возбуждения. Однако магнитный поток здесь является функцией тока якоря, то есть
w = Uс / КФ(Iя) – Iя Rяц / КФ (Iя); (2.35)
w = Uс / КФ(Iя) – М Rяц / [КФ (Iя)] 2. (2.36)
Известно, что зависимость Ф = f(Iв) магнитного потока от тока возбуждения, называемая кривой намагничивания, не имеет аналитического описания. Поэтому при построении характеристик двигателя последовательного возбуждения необходимо для каждой их точки знать величину Ф как функцию тока якоря, что чаще всего является либо затруднительным, либо невозможным. Поэтому заводами - изготовителями в технической документации на электрические машины для каждой серии машин приводятся так называемые универсальные характеристики – это характеристики в относительных единицах, где в качестве базовых приняты номинальные величины
w * = f (I*я); (2.37)
М* = f (I*я), (2.38)
где значком (*) отмечены относительные величины; в данном случае отношения текущих значений w, Iя и М к их номинальным величинам.
На рис.2.9 приведены скоростная (а) и механическая (б) характеристики двигателя последовательного возбуждения.
а) б)