Автор, место и время
| Цели и задачи воспитания
| Управленческие идеи
| Педагогические идеи
|
В.И. Обреимов, Екатеринбургская мужская гимназия, 1871 г.
| Привлечь учеников к научным занятиям, развить их потребность к знанию, обратить их внимание на собственные поступки, поселить в них твердость воли, любовь к правде.
| Первые классные ученические собрания, содержанием которых было расширение кругозора, обсуждение вопросов о взаимоотношениях учащихся и учителей, оказание помощи в учебе и материальной поддержки нуждающихся.
| Опыт классного самоуправления показал его высокую эффективность: не смотря на враждебное отношение, со времени основания гимназии ”ни один класс не достигал еще такого уровня успешности и поведения” (из докладной записки Обреимова министру просвещения).
|
Я. Карась, Овражское сельское двухклассное училище, 1885 г.
| …”развитие чувства законности и сознания своих прав и обязанностей по отношению к ближнему, развитие инициативы, чувства общественности и стремления к знанию”.
| Создание ученической организации на базе класса “школьное товарищество”, в которое входили не все ученики.
Выборный представитель класса назывался “очередным”, эта должность занималась по очереди всеми учениками класса сроком на одну неделю.
Товарищеский самосуд.
| Поддержание авторитета детской организации за счет принятия решения по проступкам на заседаниях товарищества.
Обсуждение событий, правил взаимодействия на собрании класса как средство нравственного воспитания.
|
Кадетские корпуса с 1885 г.
| Развитие инициативы и самостоятельности, подготовка к выполнению воспитательной функции в армии.
| Введение старост в отделения, дежурных по роте, по младшей роте, “старших” в 1ые и 2ые классы из числа лучших кадетов и т.д.
| “Старшие” получили опыт воспитательной работы: жили с младшими, помогали им, играли, следили за поведением.
|
Е.С.Левицкая, Царское село, 1900 г.
| Подготовка учащихся к жизни, где они делаются хозяевами и распорядителями большого дома, дела, “службы” умение самостоятельно действовать, быть инициативными людьми, научиться отдавать приказания.
| Полное самообслуживание на основе постоянных поручений: заведование учебными пособиями, карманными деньгами, получением и отправкой писем и т.д., и т.п.
| Работа всех органов самоуправления должна происходить исключительно самостоятельно, учителя даже не обязаны присутствовать на собрании.
|
Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новочеркасск и другие города
1905-1907 гг.,
1-ая русская революция, затем
1914-1917 гг.
1-ая мировая война
| Реализация и развитие общественно-политической активности.
| Введение самоуправления самими учащимися.
Возникновение общешкольных собраний (сходок), совета старост, совета депутатов, местных комитетов, товарищеского суда.
Расширение обязанностей и прав старост, личность которых объявлялась неприкосновенной, что гарантировалось круговой порукой.
Отчеты о работе ответственных лиц по истечению сроков полномочий.
| Связь школьного самоуправления с политикой, с положением своей страны.
|
К. Спасская
|
| Введение в классах должностей: староста, секретарь, кассир, экономист, садовник, председатель собраний, хозяин и т.д.
| Рекомендует простую форму устройства школьных судов, не повторяющих работу уголовного суда и не носящих формализованный характер.
|
Прогрессивные “вольные” школы
| Воспитание свободной, просвещенной, самодеятельной личности.
| Замена несколько искусственных товарищеских судов на выработку общественного мнения по поводу проступка на общем собрании.
| У педагога был лишь один голос на общем собрании и право убеждения на классных собраниях.
|
Коммерческие училища Санкт-Петербурга
Выборгское, Лесное
| Подготовка к жизни, воспитание деятеля.
| Появление коллегиальных органов управления в виде комиссий по организации различных событий (вечеринок, прогулок, спортивных соревновании и т.д.)
Создание школьного Совета, состоящего из педагогического совета, врача, представителей родительской и ученической организаций
Предоставление учащимся права избирать своих представителей для обсуждения с преподавателями различных учебных вопросов; учащимся 5-8 классов – созывать по классные и обще ученические собрания.
Возникает научное общество учащихся со своей администрацией и общими собраниями.
Создается школьный кооператив, общество взаимопомощи окончившим училище.
| Из доклада преподавателя О.В. Яфа-Синакевич “Самоуправление учащихся является могучим орудием воспитания… если взрослые не предвосхищают неумело инициативу детей”.
Расширение сферы ученического самоуправления.
Обсуждался вопрос об участии представителей 7-8 классов в воспитательном совещании.
|
Гимназия Майя
| Воспитание образованного человека и гражданина.
| Общее собрание объединяло все классы, начиная с приготовительного.
Непродолжительный срок полномочий органов самоуправления, должностных лиц – от двух недель до одной четверти с последующим отчетом.
Работа библиотечной комиссии, правлений кружков, различных обществ, редакционных коллегий газет, литературных сборников, журналов и т.д.
| Требование полного равенства между взрослыми и детьми (что в дальнейшем мешало предъявлять должную требовательность к детям и было сведено на нет).
|
С.Т. Шацкий
1878-1934 гг.
| Упражнения в самостоятельности, активности, самодеятельности
| Высший орган управления – сходка.
Маленькие группы – артели во главе с заведующим. Заведующий готовил себе заместителя, потом уступал ему место.
Работа комиссий и должностных лиц.
Обязанности не дают прав.
| Самоуправление должно быть вызвано потребностями жизни, необходимостью для детей организовать- свой коллективный труд.
Педагоги-товарищи детей, полное равенство между взрослыми и детьми. На общих собраниях могут критиковать сотрудников.
Подчинение взрослых всем правилам, которые вырабатывают дети: “Мы можем агитировать, спорить, но показывать полную готовность подчиняться общему решению”
|
Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.)
| Воспитание коллективиста – общественника, стремящегося работать на общую пользу.
| Связь детского самоуправления с общественной работой и трудом, с улучшением окружающей жизни.
Руководящая роль комсомольцев в пионерской организации, где вожатый – советчик и помощник, а не распорядитель.
Система самоуправления в самодеятельной пионерской организации.
| Самоуправление на основе сознательности детей, как нечто необходимое.
Поставила проблему видимости самостоятельности и реальной самостоятельности.
Критика форм детского самоуправления, копирующих самоуправление взрослых, “все зиждется на выборах, где массы избирателей только голосуют, а участия в государственной работе не принимают”
Формы самоуправления должны соответствовать организаторским функциям.
Эффективность самоуправления в системе воспитательных средств.
|
Единая трудовая школа
| Воспитание человека советского типа
| …”самоуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно возможно”…
Комиссионная система построения органов самоуправления, ее постепенное преобразование в секционно-звеньевую. Бригадно-маршрутная организация самоуправления.
| Возможность использования форм самоуправления во всех разделах школьной жизни.
Недооценка педагогического руководства развитием самоуправления.
|
Школы-коммуны 20-х годов (Н.Н. Иорданский, В. Лукашевич, М.М. Пистрак, С.М. Ривес, В.Н. Шульгин, Н.М. Шульман)
| “Личное и социальное раскрепощение человека”[ стр.111]
| Введение ”художественной символики” (знамя, эмблема, лозунги, девизы, торжества, гимны, песни, праздники), которая должна вырасти в коллективе “самородом”.
Принцип добровольности – самую черную и тяжелую работу выполняют добровольцы.
Организационные формы: “армия”, “легион”, “патруль”, “бригада”, “инициативная группа” и т.д.
Ученические организации росли “с низов, а не с верхов, от дела, от производства, от материального быта, а не по прописному, трафаретному” [ стр.12].
Обсуждение на общих собраниях и “дурных товарищеских отношений”, и плохого настроения, и пропаж и т.д. Причем выясняются прежде условия их породившие и ищутся способы их устранения. Отсутствие запретных тем, привилегированных лиц, честная и последовательная гласность, искренняя забота об общем деле.
| Исследование возможных ошибок, болезней самоуправления:
- разложение признанных активистов (рост самооценки, превосходства),
- чрезмерное увлечение органа самоуправления одним каким-либо видом деятельности в ущерб другой работе;
- перекладывание работы, покрикивание (как правило при сильном составе)
- выполнение всей работы своим составом, без организации других (слабый состав).
Необходимо учитывать, насколько подготовлена почва для самоуправления. Как форма государства должна соответствовать степени “культурного уровня населения”. Демократизация это и способ организации воспитательного процесса, и следствие воспитания, образования и культуры.
|
А.С. Макаренко
| Воспитание для общего счастья и борьбы.
| Изменение способа привлечения учащихся к организаторской деятельности с развитием коллектива: от прямого назначения педагогами ответственных – к выборности на демократических началах – к простой очередности.
Временные сводные отряды.
Система чередования заданий отрядам.
Совет командиров.
Соревнование между первичными коллективами.
Привлечение всех членов коллектива к планированию и контролю дел, принятию жизненно-важных для учреждения решений.
Ступени нравственного роста воспитанников (воспитанник, колонист-горьковец, комсомолец).
Решение конкретной творческой задачи доводится до совершенства и закрепляется в традицию.
Полное доверие воспитанникам, выполняющим должностные обязанности.
Конституция страны ФЭД.
| Первичный коллектив как основа самоорганизации и самоуправления, инструмент прикосновения к отдельной личности.
Учет эмоционально-личностных отношений.
Педагогика параллельного действия.
Коллектив как средство воспитания личности.
Анализ включенности воспитанников в жизнедеятельность коллектива при помощи категорий: действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, загнивающий актив, шпана, болото.
Единство уважения и требовательности.
|
И.П. Иванов
| Заботливое отношение к Родине, обществу, труду, людям, себе, как товарищу других людей
| Участие каждого в планировании, подготовке и обсуждении дел, праздников и жизни коллектива в целом.
Совет Дела, творческая и инициативная группы.
Старшие друзья микроколлективов.
Сбор-старт, сбор-планирование, сбор-откровенный разговор, сбор-молния, сбор-огонек, разведка дел и друзей.
Творческая линейка, творческие рапорта, чередование традиционных творческих поручений микро коллективов.
Смотр дружбы. Работа содружеств.
Анкеты желаний, оценки роста.
Организаторская деятельность как организаторская забота.
| Разработка теории и методики коллективной организаторской деятельности.
Товарищеские воспитательные отношения, позиция педагога как старшего товарища в общей творческой гражданской работе.
|