Вопросы для обсуждения

Урок №________

Топ /Группа 2Ш-1
Күні/Дата 15.09.20

Сабақтың тақырыбы

Тема урока                         О.Э. Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика.

   

 

Сабақтың мақсаты

Цели урока

1.Шолу

Образовательная познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта Серебряного века О.Э. Мандельштама; показать эволюцию личности поэта в годы правления тоталитарного режима.

2.Дамыту

Развивающая спосбствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение.

3.Тәрбиелік

 Воспитательная подвести обучающихся к осмыслению собственного отношения к окружающей действительности; к пониманию того, что сопереживание, сочувствие – формы гуманистического отношения между людьми.

 

 

Сабақтың типі

Тип урока           комбинированный

 

Сабақ түрі

Вид урока                   урок – практикум

Оқыту әдісі

Метод обучения

Словесные, практические, лекция, ведение конспекта, чтение и анализ стихов..

 

Пәнаралық байланыс

Межпредметная связь   русский язык, всемирная история, география, спецпредметы;

Көрнекі құралдар

Оборудование

урока  учебник русской литературы 11 класс, материалы из сети интерне https://obrazovaka.ru/т, сборники стихов.

Оқушылар білуі керек / учащиеся должны знать

Биографию писателя, своеобразие его творчества.

Оқушылар істей білуі керек / учашиеся должны уметь

Анализировать поэтические произведения, производить сопоставительный анализ.

 

 

План урока

 

Этапы занятия Содержание учебного материала Методы и методические приёмы обучения Средства обучения Дозировка времени
Организационный Постановка учебной задачи. Словесные Слово преподавателя. 5 мин
Актуализация знаний учащихся А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии. Главы из романов «Хождение по мукам» и «Петр I».   1.Сообщения студентов по биографии писателя. 2. Анализ прочитанных глав романов. 1.Доклады. 2.Составление выводов. 20 мин
Изучение нового материала. О.Э. Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика.   1.Словесные (знакомство с содержанием темы). 2.Объяснительно – иллюстративный. 3.Работа с учебным текстом. 1.Лекция с элементами беседы. 2. Конспектирование учебного текста.   40 мин
Закрепление нового материала О.Э. Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика.        1. Словесные. Чтение и анализ стихов. 1.Работа в парах. Чтение и анализ стихотворений. 20 мин
Итог. Домашнее задание О.Э. Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика.        Словестные c.130 - 144 Выучить стихотворение наизусть (на выбор). 5 мин

 

Сабақ барысы

ход урока.

1.Ұйымдастыру кезеңі

Организационный момент. Приветствие обучающихся.

 

2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі

Актуализация знаний учащихся «Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук лежали на груди, не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и закованное круглой решёткой, было прикреплено высоко под потолком. Свет падал в ноги поэта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар.

Поэт умирал так долго, что перестал понимать, что умирает. Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь через мозг, какая-нибудь простая и сильная мысль – что у него украли хлеб, который он положил под голову. И это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать. Но сил для всего этого не было, и мысль о хлебе ослабла.

Жизнь входила в него и выходила, и он умирал. Он верил в бессмертие, в настоящее человеческое бессмертие... он вовсе не устал жить. Он верил в бессмертие своих стихов. Вся его жизнь была литературной книгой, сказкой, сном, и только настоящий день был подлинной жизнью... К вечеру он умер.

Но списали его на два дня позднее – изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвец поднимал руку как кукла-марионетка. Стало быть, он умер раньше даты своей смерти – немаловажная деталь для будущих его биографов».

Это небольшой рассказ Варлама Шаламова «Шерри-бредни». И хотя сам автор отрицал, что рассказ о Мандельштаме, такова уж сила искусства, оно заставляет верить в фантазию художника, и, пожалуй, смерть поэта трудно представить иначе.

В рассказе не указано имя Мандельштама, просто – поэт. Но название «Шерри-бренди» точно отсылает нас к Мандельштаму, к его стихотворению:

Я скажу тебе с последней Прямотой: Всё лишь бренди – шерри-бренди,- Ангел мой. Там, где эллину сияла Красота, Мне из чёрных дыр зияла Срамота. Греки сбондили Елену По волнам. Ну, а мне – солёной пеной По губам. По губам меня помажет Пустота. Строгий кукиш мне покажет Нищета. Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли – Всё равно; Ангел Мэри, пей коктейли, Дуй вино.

Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься вопросом: почему вдруг Шаламов назвал свой трагический рассказ об умирании – гибели поэта этим легкомысленным «Шерри-бренди» из строки, где ясно сказано: «всё лишь бренди». А как вы думаете, почему? (жизнерадостное ощущение стихотворения подчёркивает трагичность звучания).

Да, прекрасные светлые стихи и трагическая судьба.

Сегодня на уроке нам предстоит вести важный разговор о поэте XX века Осипе Эмильевиче Мандельштаме и его времени. Действительно,

Мало в нём было линейного,

Нрава он был не лилейного,

И потому – эта улица

Или, верней, эта яма

Так и зовётся по имени

Этого Мандельштама.

 

 

3. Жаңа материалды зердеу.

Изучение нового материала  

     Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938) – русский поэт, прозаик, переводчик, критик. Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века.

        Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был мастером перчаточного дела, купцом. В 1897 году будущий Осип Эмильевич вместе с семьей переехал в Петербург.

       В 1900 году Мандельштам поступил в Тенишевское училище. В 1907 году несколько месяцев посещал лекции в Санкт-Петербургском университете. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет. В этот период Мандельштам, биография которого как писателя только начиналась, посещает лекции Ж. Бедье, А. Бергсона, увлекается творчеством Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона.

Познакомившись с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой, Мандельштам становится постоянным участником заседаний «Цеха поэтов».

 В 1913 году увидел свет дебютный сборник стихов поэта – «Камень», который затем дописывался и переиздавался в 1916 и 1921 годах. В это время Мандельштам принимает активное участие в литературной жизни Петербурга, знакомится с Б. Лившицем, Мариной Цветаевой.

В 1914 году в краткой биографии Мандельштама произошло важное событие – писатель был избран членом Всероссийского литературного общества. В 1918 году поэт сотрудничал в газетах «Страна», «Вечерняя звезда», «Знамя труда», работал в «Наркомпросе».

   В 1919 году во время путешествия в Киев Мандельштам посещает поэтическое кафе «ХЛАМ», где знакомится со своей будущей женой, художницей Надеждой Хазиной. Во время гражданской войны писатель скитался с Хазиной по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича был шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочел остаться в России. В 1922 году Мандельштам и Хазина женятся.

   Стихи Мандельштама периода революции и Гражданской войны вошли в сборник «Tristia» (1922). В 1923 году вышли сборники «Вторая книга» и третье издание «Камня». В 1925 году увидела свет автобиографическая поветь писателя «Шум времени». В 1927 была закончена повесть «Египетская марка». В 1928 году вышли последние прижизненные книги Мандельштама – «Стихотворения» и «О поэзии». В 1933 году Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму, за которую был отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, жил в нищете, но не прекращал литературной деятельности. После разрешения на выезд был снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток.

  27 декабря 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас окрестности Владивостока). Место захоронения поэта неизвестно.

 

4.Өткен материалды бекіту

Закрепление пройденного метериала  

Вопросы для обсуждения.

1.Какие факты биографии Осипа Мандельштама показались вам самыми значительными, привлекли ваше внимание? Какие – вызывают уважение?

2.Как вы охарактеризуете век Мандельштама?

3.Что послужило причиной медленного уничтожения талантливого поэта?

4.Как отражаются трагические страницы истории в лирике поэта?

 

Чтение и анализ стихотворений.


«Петербургские строфы».

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна, как броненосец в доке,-

Россия отдыхает тяжело.

А над Невой - посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жесткая порфира,

Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба –

Онегина старинная тоска;

На площади Сената - вал сугроба,

Дымок костра и холодок штыка...

Черпали воду ялики, и чайки

Морские посещали склад пеньки,

Где, продавая сбитень или сайки,

Лишь оперные бродят мужики.


Летит в туман моторов вереница;

Самолюбивый, скромный пешеход –

Чудак Евгений - бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянет!

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: